Нормативные документы, регулирующие содержание дорог зимой
Если у вас есть вопросы по применению существующей нормативной документации, спросите наших экспертов expert@roszimdor.ru
Система нормативных правовых актов
В Российской Федерации существуют документы различного уровня, регулирующие содержание дорог зимой.
Существуют Международные акты, договоры и соглашения, которые поддерживает наша страна. Например, Технический регламент Таможенного союза ТР/ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог».
Согласно этому документу проезжая часть, остановки общественного транспорта, тротуары, обочины, съезды, стоянки транспортных средств обязательно должны очищаться от снежного покрытия.
Данный Технический регламент опирается на межгосударственные ГОСТы. Тех, что касаются зимнего содержания дорог - 4:
- ГОСТ 33181-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню зимнего содержания» - он включает в себя подробную информацию об уровнях содержания дорог и о том, какие требования к ним применяются. Самый высокий уровень - первый, минимально допустимый - пятый. Дороги первого и второго уровня нельзя держать под снежным накатом, а гололед не допустим ни на одном из уровней. При этом обработка ПГМ обязательна;
- ГОСТ 33382-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Техническая классификация». Этот ГОСТ подразделяет дороги на категории (всего их 5);
- ГОСТ 33387-2015 «Дороги автомобильные. Противогололедные материалы. Технические требования» - устанавливает минимальные требования к ПГМ на всех видах автодорог за исключением дорог в населенных пунктах;
- ГОСТ 33389-2015 «Дороги автомобильные. Противогололедные материалы. Методы испытаний»- устанавливает методы испытаний для проверки соответствия тем требованиям, которые установлены в ГОСТе выше. bandolier phone casewhat is the best replica watch sitego wholesale[Puff Bar] Unleash The Power Of Portable Vaping Pleasure
Данные требования являются обязательными к применению. Ниже по юридической иерархии находится Конституция Российской Федерации, Федеральные законы. Например, ФЗ№196 от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения» или ФЗ№7 от 10 января 2012 «Об охране окружающей среды» и ФЗ №174 от 23 ноября 1995 года «Об экологической экспертизе». Согласно им любая хозяйственная деятельность, связанная с применением химических веществ, должна проходить Государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ).
То есть федеральные эксперты Росприроднадзора должны:
а) выдать производителю заключение о том, что его противогололедные материалы не опасны для применения;
б) рассмотреть комплексно правила благоустройства отдельно взятого города (или иную документация, регламентирующую уборку снега) и выдать заключение, что данные правила в сочетании с применением разных видов реагентов и техники не приведут к ухудшению здоровья населения и экологической обстановки в населенном пункте.
Позицию Министерства природы и Росприроднадзора о законности и обязательности наличия Государственной экологической экспертизы федерального уровня у производителя и необходимости требовать данное заключение при закупках противогололедных реагентов поддержала и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) - с разъяснением можно ознакомиться здесь.
Зачем такие сложности?
Дело в том, что, например, противогололедные материалы на основе ацетатов не обладают высокой плавящей способностью, поэтому их распыление на уже образовавшийся гололед неэффективно. Зато они отлично справляются с предотвращением образования гололеда при превентивной обработке.
Производитель антигололедных реагентов на основе ацетатов должен пройти ГЭЭ и получить положительное заключение на свою продукцию. Но это еще не дает права применять ее везде, где вздумается. Ведь у ацетатов есть один существенный недостаток. При взаимодействии со снегом соль уксусной кислоты, коей является ацетат, частично восстанавливается до уксусной кислоты и приобретает характерный запах. Поэтому применять данный реагент в населенных пунктах не рекомендовано. Разве что на мостовых сооружениях, хорошо продуваемых ветром. Обычно же ацетатные реагенты используются за пределами населенных пунктов. Принять решение о том, не вызовет ли ухудшение самочувствия жителей города или не окажет ли необратимых последствий на экологию города предложенная и разработанная комитетом по благоустройству Технология зимнего содержания, где описываются не только объем и виды противогололедных реагентов, но и иные методы ликвидации снега и наледи, должна комиссия государственной экологической экспертизы при рассмотрении проекта Технологии зимней уборки города. Такие документы как Технология зимней уборки города или Правила благоустройства города являются нормативными актами муниципальных образований. По иерархии они самые низшие и должны учитывать все требования, предъявляемые вышестоящими документами к уровню содержания дорог и улиц в населенных пунктах и обеспечивать их выполнение. Но об этом чуть позже.
А пока перечислим следующие по иерархической лестнице за федеральными законами нормативные документы - федеральные подзаконные акты: постановления Правительства, санитарные правила, национальные ГОСТы. Национальных стандартов, касающихся содержания дорог и улиц - 2:
- ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» вступает в силу 1.09.2018 г. и заменит собой ГОСТ-Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Новый стандарт, как и старый, обязателен к исполнению и направлен на обеспечение безопасности дорожного движения. В ГОСТе есть большой раздел, посвященный требованиям к зимнему содержанию дорог и улиц. В частности, проезжая часть и тротуары в населенных пунктах должны быть очищены до "черного" асфальта в отведенные стандартом сроки.
- ГОСТ 52398-2005 «Классификация автомобильных дорог». Он, по сути, дублирует межгосударственный ГОСТ 33382-2015.
Далее следуют акты субъектов РФ и муниципальных образований. Именно сюда попадают Правила благоустройства городов, Технологии уборки, Регламенты и другие документы, которые утверждаются на уровне губернаторов, мэров или депутатов и касаются жизнеустройства города. Право решать, как, чем и когда убирать улицы и дороги в населенном пункте отдано на откуп местным властям. С одной стороны, это правильно, потому что каждый город уникален и невозможно изобрести единые правила, подходящие для всех. Различный климат, географическое положение, интенсивность движения диктуют разные подходы.
Печально, что к своему исключительному праву многие муниципалитеты подходят формально. Правила благоустройства зачастую представляют собой документ на 10-12 страниц, где зимнему содержанию отводится от силы полстраницы. Хотя от качества уборки снега и наледи зависит не только безопасность людей зимой, но и их здоровье и комфорт летом. Многие населенные пункты обрабатываются сотнями тысяч тонн пескосоляной смеси, убирается все это спустя рукава, техникой, которая в принципе не способна выполнять такие задачи, что приводит к пылевым поземкам весной и летом, а также к серьезным проблемам со здоровьем у населения. Уже давно доказано, что песок является причиной снижения иммунитета у детей, вызывает аллергию, астму, онкологические заболевания и далеко не так безопасен, как когда-то считалось. В Европе использование песка в городах запрещено. В России тоже начали обращать внимание на эту проблему. Гигиенисты и врачи все громче говорят о смертельной опасности песка на улицах и о необходимости его запрета. В Екатеринбурге главный санитарный врач вообще обвинил мэрию в непредумышленном убийстве 300 человек. И в свете последних исследований его слова выглядят вполне серьезно.
Другой пример необдуманного применения непроверенных реагентов - история с хлористым магнием в одном небольшом городке в Пермском крае. Глава города - хороший хозяйственник. Он посчитал, что использование пескосоляной смеси не только неэффективно, но и дорого из-за высоких сопутствующих расходов. Ему предложили купить реагент - хлористый магний. Не будучи специалистом в данном вопросе, он закупил и всю зиму использовал это средство. А весной обнаружил, что бетонные бордюры практически полностью разрушены. Дело в том, что хлористый магний негативно влияет на цементобетон. Строителям хорошо известна магнезиальная коррозия, когда ионы магния замещают ионы кальция в бетоне, и тот начинает рассыпаться. Поэтому городу пришлось тратиться на восстановление бордюров. И это все при том, что в настоящее время существуют противогололедные реагенты, обладающие минимальным влиянием на цементобетон, металл и другие материалы, использующиеся в дорожном хозяйстве. Нужно только правильно подобрать их для каждой зоны города.
К тому же, отрасль не стоит на месте. Противогололедные материалы постоянно совершенствуются. Несколько лет назад на Российском рынке появились антигололедные средства в единой грануле, а зимой 2017-2018 было запущено производство нового поколения - 2хфазных противогололедных реагентов. Такие составы состоят из жидкой и твердой фазы, которые при соединении на распределительной тарелке, повышают свою эффективность. Скорость плавления таких средств в разы выше, чем сухих ПГМ, расход меньше. Закупаются такие противогололедные материалы одним лотом, как единый продукт. Ассоциация запросила уточнения в Министерстве финансов, чтобы убедиться в допустимости таких закупок. Ответы на наш запрос здесь и здесь. А подробней о 2хфазных реагентах можно прочесть по этой ссылке.
При этом Технология зимней уборки - это не только перечень реагентов. Это комплекс мер и предписаний, который включает в себя метеопрогнозирование, порядок направления дорожных колонн, назначение ответственных подразделений, сроки ликвидации снежно-ледяных отложений, порядок их утилизации и многое другое. Нормы расхода и виды противогололедных материалов всего лишь небольшая составляющая этого документа.
Очевидно, что силами департамента ЖКХ или комитета по благоустройству такой документ не создать. Должна работать группа экспертов, имеющих возможность изучить все аспекты и совместно с дорожными работниками создать Технологию, как это было сделано в Москве. Над этим документом трудился не один десяток специалистов, был обобщен многолетний опыт научно-исследовательских институтов, которые в настоящий момент являются членами Экспертного совета нашей Ассоциации. У Росзимдор имеется опыт создания нормативных документов различных видов, которые могут сделать жизнь зимой в городах комфортной.
Автомобильные дороги в России имеют достаточно непростую классификацию. В первую очередь согласно ФЗ № 257 2007 года «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» они делятся на дороги общего пользования, которые предназначены для движения транспортных средств неограниченного круга лиц, и дороги необщего пользования.
Далее идет деление на дороги:
- федерального значения - как правило, они соединяют:
* Москву со столицами сопредельных государств и административными центрами субъектов России (обозначаются префиксом М);
*административные центры субъектов России (обозначаются префиксом Р);
*подъездные и соединительные дороги (обозначаются префиксом А);
*крупнейшие транспортные узлы, подъезды от административных центров субъектов России, не имеющих связи по автомобильным дорогам общего пользования с Москвой, к ближайшим морским и речным портам, аэропортам и железнодорожным станциям либо к границам сопредельных государств.
Подробней об обозначениях и перечне можно прочитать здесь.
Дороги федерального значения закреплены за федеральным дорожным агентством Росавтодор и их обслуживают подведомственные Росавтодору федеральный казенные учреждения (ФКУ).
Официальный перечень автомобильных дорог федерального значения был установлен Постановлением Правительства РСФСР от 24.12.1991 № 62 (с изм. и доп.). C 17 ноября 2010 года вступил в действие новый перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 № 928, который установил для части дорог новые номера и наименования. До конца 2017 года могут использоваться прежние номера и наименования. Прежний перечень федеральных дорог утратит силу с 1 января 2018 года и с этого времени должны будут использоваться только новые номера и наименования автомобильных дорог федерального значения.
Для подрядных организаций Росавтодора - ФКУ - порядок уборки на дорогах федерального значения регламентируется с помощью распоряжений и приказов Минтранса и Росавтодора, а также различных отраслевых дорожных норм (ОДН), утвержденных этими ведомствами.
Данные нормы и распоряжения не должны противоречить требованиям вышестоящих нормативных актов: ГОСТов, федеральных законов, регламентов и являются обязательными к применению только для дорожных организаций, обслуживающих трассы федерального значения.
Для подрядчиков, убирающих дороги регионального и муниципального значения, подобные документы носят лишь информативный и рекомендательный характер.
- регионального или межмуниципального значения - дороги, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации и финансируемые из их бюджетов. В зависимости от вида дороги могут иметь префикс Р, А либо К и номер. Более подробная информация здесь.
Нормативные акты по содержанию данных дорог входят в иерархию законов субъектов федерации и подзаконных актов субъектов федерации и не должны противоречить требованиям вышестоящих нормативных актов: ГОСТов, федеральных законов, регламентов.
- местного значения - автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Чаще всего это как раз те дороги, которые лежат в основе улично-дорожной сети городов. Обслуживают такие дороги, как правило, либо муниципальные унитарные предприятия (МУПы), принадлежащие муниципалитету, либо коммерческие подрядные организации, выигравшие конкурс на содержание дорог, заказчиком которого является структура муниципалитета.
Улично-дорожная сеть убирается согласно правилам благоустройства данного города. Это - локальные акты, постановления, распоряжения и так далее. Их утверждают органы местного самоуправления - совет депутатов, мэр. Конечно же, это правильно, ведь зимние условия на территории нашей огромной страны очень разные. И зима в Перми и где-нибудь в Краснодарском крае - это совсем разные вещи. Однако не стоит забывать, что региональные нормативные документы ни в коем случае не должны противоречить федеральным, но они могут быть только жестче (детальнее). Подробнее об этом здесь.
- частные автомобильные дороги - находятся в собственности физических или юридических лиц. Если на дорогах нет шлагбаумов или других ограничивающих проезд устройств - это дороги общего пользования, если таковые есть - то необщего. Как именно должны содержаться данные дороги, нигде не прописано. Но исходя из толкования права, мероприятия по уборке дорог не должны противоречить межгосударственным нормам, Конституции, федеральному законодательству РФ.
Автомобильные дороги общего пользования также делятся в зависимости от условий проезда по ним и доступа на них транспортных средств на следующие классы:
- автомагистрали;
- скоростные автомобильные дороги;
- обычные автомобильные дороги.
Подробней об их критериях сказано в Федеральном законе от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Далее эти классы дробятся на категории:
Для автомобильной дороги класса «автомагистраль» устанавливается IА категория.
Для автомобильной дороги класса «скоростная автомобильная дорога» устанавливается IБ категория.
Для автомобильной дороги класса «обычная автомобильная дорога» (нескоростная автомобильная дорога) могут устанавливаться IВ, II, III, IV и V категории.
Подробней об этом в Постановлении Правительства от 28 сентября 2009 года N 767 «О классификации автомобильных дорог в Российской федерации».
Требования по уровню содержания дорог различных категорий должна установить новая версия национального ГОСТ-Р 50597, который пока находится в разработке. До его появления рекомендуется придерживаться схемы: I категория дорог - 1 уровень содержания, II категория - 2 уровень содержания и т.д. Уровни зимнего содержания указаны в межгосударственном ГОСТе 33181-2014, который с 1 сентября 2016 года вступил в силу.
Список нормативных документов, регулирующих содержание дорог зимой:
- Межгосударственный уровень:
- Технический регламент Таможенного Союза о содержании дорог
- ГОСТ 33181-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню зимнего содержания»
- ГОСТ 33382-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Техническая классификация».
- ГОСТ 33180-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню летнего содержания
- ГОСТ 33220-2015 Дороги автомобильные общего пользования
- Федеральные законы:
- ФЗ-257 Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации
- ФЗ-196 О безопасности дорожного движения
- ФЗ Об охране окружающей среды 7-ФЗ
- ФЗ О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения 52-ФЗ
- ФЗ Об экологической экспертизе 174-ФЗ
- Федеральные подзаконные акты (постановления Правительства, санитарные правила, национальные ГОСТы):
- Постановление от 07.07.2009 47 об утверждении СанПиН 2.6.1.2523-09
- Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности
- ГОСТ-Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
- с 1.06.2018 ГОСТ Р 50597-93 заменит ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
- ГОСТ 52398-2005 «Классификация автомобильных дорог».
- Акты субъектов РФ и муниципальных образований (в т.ч. нормативные документы для региональных и муниципальных дорог, дорог в городах):
- Постановление Правительства МО О некоторых вопросах связанных с классификацией автомобильных дорог в Московской области
- Постановление Правительства Москвы О Порядке допуска к применению противогололедных реагентов для зимней уборки объектов
- Постановление Правительства Москвы О развитии систем водоснабжения и канализации города Москвы на период до 2020 года от 14.03.2006
- Постановление Правительства Москвы Об утверждении от 09.11.1999
- Распоряжение ДЖКХиБ г. Москвы Об утверждении Технологии зимней уборки проезжей части магистралей улиц проездов и площадей
- Нормативные документы для трасс вне населенных пунктов:
- Методические рекомендации по защите и очистке автомобильных дорог от снега от 01.02.2008 44-р
- Приказ об утверждении классификации работ по капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог от 16 ноября 2012 г.
- Распоряжение Минтранса РФ О введении в действие Рекомендации по обеспечению от 17.11.2003 N ИС-1007-р
- Письмо Об организации освоения инновации в дорожном хозяйстве Росавтодора от 13.06.2007 01-28_5136
- Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах от 16.06.2003 N ОС-548-р
- Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования от 17.03.2004
- Методика испытания противогололедных материалов от 16.06.2003 ОС-548-р
- Автомобильные дороги общего пользования. Методические рекомендации по озеленению автомобильных дорог. ОДМ 218.011-98 от 05.11.1998 421
- ОДМ 218.2.018-2. Отраслевой дорожный методический документ. от 25.04.2012 203-р
- ОДН 218.2.027-2003. Отраслевые дорожные нормы. Требования к противогололёдным материалам от 16.06.2003 ОС-548-р
- ОДМ 218.5.006-2008. Методические рекомендации по применению экологически чистых антигололёдных материалов от 10.09.2008 383-р
- Экологическая безопасность автомобильной дороги: понятие и количественная оценка от 31.12.2002 N ОС-1181-р