Москва,
Краснопресненская набережная 12, подъезд 6, оф 928
+7 (966) 336-12-21

Проблематика

8 автомобилей из 10, попавших в аварию в холодный сезон, могли бы благополучно добраться до места назначения.

Около сотни тысяч человек каждую зиму могли бы не узнать, что такое перелом, боль в суставах, частичная или полная потеря подвижности. Могли бы, если бы на улицах городов зимой не было бы гололеда.

Именно из-за наличия скользкости и наката происходит до 80% аварий, травмируются и гибнут люди.

Норвежские исследования, выполненные по скандинавским странам показали, что степень риска попасть в ДТП летом на сухом покрытии практически не зависит от его характеристик.

А вот на покрытии со снежно-ледяными образованиями этот риск возрастает более чем в 4 раза.

То, что снег и лед – неизбежное зло, с которым в России приходится мириться, как минимум 5, а где-то и 9 месяцев в году, никто не спорит.

Основной вопрос, мнения по которому расходятся и иногда кардинально – это как с данным злом бороться.

В межгосударственных и национальных стандартах прописаны требования содержать дороги в населенных пунктах без наката, наличие гололеда запрещено. Коэффициент сцепления колес с покрытием должно быть не менее 0,3. Тротуары должны быть обязательно обработаны противогололедными материалами. Подробнее тему требований к зимнему содержанию дорог в населенных и не населенных пунктах мы раскрываем здесь.

Но как добиться этих требований и нормативов? Какими силами, какие противогололедные материалы и снегоуборочную технику использовать, как и когда распределять антигололедные реагенты и надо ли вообще? Комплекс мер по уборке улично-дорожной сети в зимнее время, включающий в себя метео-прогнозирование, порядок очистки объектов дорожного хозяйства (ОДХ), методы уборки, утилизацию снежных масс, контроль за соблюдением правил, ответственность и многое другое называется Технологией зимней уборки города. За создание Технологии в каждом городе отвечает муниципалитет и подведомственные ему структуры. Чаще всего это комитеты благоустройства или департаменты ЖКХ.

Как правило, сейчас зимняя и летняя уборка города, а так же вывоз мусора и тд указаны в Правилах или Регламентах благоустройства города. Процессу уборки зимой там уделяется небольшой параграф с сухими фразами: не сваливать на газоны снег, убирать в первую очередь центральные улицы, посыпать противогололедными материала. Такое описание, на наш взгляд, крайне недостаточно. Ведь вовремя убрать наледь и снег, обеспечить бесперебойное и главное – безопасное передвижение водителей и пешеходов в городе – это наука и немного искусство. От мастерства руководителей, отвечающих за эту сферу напрямую зависят жизни и здоровье людей, экономика и процветание города.

Например, проведенные в разные времена исследования в Швеции, Германии и Австрии показали, что самый затратный и не эффективный метод уборки – это механизированная очистка дорог, а так же содержание проезжей части под уплотненным снежным покровом (УСП). Число аварий, возникающих на снеге, даже обработанном песком или щебнем на 30% больше, чем на полотне, очищенном до асфальта с помощью противогололедных реагентов. Кроме этого, при содержании под УСП появляются другие негативные эффекты, о которых раньше не задумывались.

Но метод топить повсеместно снег реагентами, как это делают в Нью-Йорке, например, не всегда подходит для других городов. Для этого нужно иметь совершенную ливневую канализацию, которая бы быстро справлялась с таким количеством талой воды и хорошие очистные сооружения.

Да и антигололедные реагенты реагентам рознь. Они сильно отличаются по своим свойствам, по воздействию на человека и окружающую среду. Фрикционные материалы (песок, гранит и тд) не эффективны на льду и твердых покрытиях, загрязняют газоны и ливневые стоки. Последние исследования в институтах Минздрава России показали, что смет, образующийся по весне на дорогах, где используется пескосоляная смесь является крайне опасным для человека. Концентрация тяжелых металлов, которые попадают в измельченные колесами песок и асфальт, из выхлопных газов и топлива автомобилей, выбросов промышленности, в некоторых городах превышает предельно допустимые нормы в 400 раз. Эта токсичная пыль вызывает аллергии, бронхиты, онкологические заболевания. Крайне негативное воздействие песка и как результат запыленности воздуха давно известен во Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). В Европе, в некоторых штатах Америки, использования песка в городах запрещено. Разработаны программы по снижению запыленности.

В настоящий момент и в России уже говорят о крайнем вреде и запрете этого противогололедного материала в населенных пунктах. Вот тебе и «безопасный песочек»…

Для борьбы с гололедом на тротуарах и дворах целесообразней использовать многокомпонентные комбинированные противогололедные материалы, которые содержат плавящую часть и фрикционную. Так реагент вплавляется в лед, эффективней справляется с ним и держится дольше. В плавящей части, как показала мировая практика, лучше чтобы были органические соли (формиаты, карбамид), и ни в коем случае не хлористый кальций и магний. Это самые большие «убийцы» обуви и меха.

Для городов, где много мостов и тоннелей, бетонные дороги, лучше использовать безхлоридные реагенты: ацетаты, нитраты, формиаты. Так сооружения прослужат дольше.

Возможно, где-то вместо вывоза снега на снегосвалки, сжигая огромное количество топлива, тратя деньги на складирование, создавая пробки, есть смысл купить снегоплавильные станции. Вложившись раз, бюджет отобьет эти средства за 2-3 года.

Смысл в том, что каждый город уникален и не похож на другой. Для каждого должен быть свой подход. И подбираться Технология зимней уборки должна не наспех, руководствуясь сиюминутным: «а не попробовать ли нам вот так??» или «а в Финляндии ведь так делают и ничего..».

Экономические расчеты показывают, что используя комбинированные методы уборки, современную технику, метео-станции и программы дистанционного управления и контроля, можно значительно повысить эффективность и качество уборки. А зачастую, даже сократить расходы на общее (и летнее, и зимнее) содержание города.

Самое главное, что и эксперты, готовые разработать такую Технологию у нас есть, и инструменты, которыми можно решить снежно-ледяную проблему предостаточно.

Дело за городами. За умными и рачительными хозяевами, которым жители поручили самое ценное – свои жизнь и здоровье.

Найдутся ли такие?
Руководитель аппарата Ассоциации
А.Ю. Шестаченко

Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные...
Подробнее
Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные с помощью файлов cookie, журналов истории доступа и web-счетчиков. Согласно Федеральному закону «О персональных данных» мы обязаны сообщить вам об этом. Продолжая работу с ресурсом, вы выражаете согласие на обработку ваших данных. Более подробная информация размещена в разделе «Политика конфиденциальности»