Москва,
Краснопресненская набережная 12, подъезд 6, оф 1612

КАК НЕ ПОПАСТЬ В КОЛЬЦО СНЕГОПАДА: что нужно знать об уборке города зимой

15.12.23

Снегопады и холода не отступают от российских регионов. И каждый год мы задаёмся одинаковым вопросом: почему зима началась внезапно. Коммунальные службы отчитываются, что уборка идёт в режиме нон-стоп, но горожане жалуются на снежные завалы. Если убирают, то почему невозможно ходить по тротуарам и ездить по дорогам? Эффективна ли уборка дорог в снегопад? Или всё-таки стоит ждать, когда наступит затишье? Откуда лужи в минусовую температуру? Отвечаем на эти и другие актуальные вопросы о зимней уборке.

сквозь снег 2.jpg

Города-сугробы, по которым впору на санях. Фото с сайта tvsamara.ru

Почему снегопады каждый год становятся стресс-тестом для коммунальщиков? Нужно больше техники? Нужно раньше начинать? Есть другие причины?

Скорость уборки и её качество складываются из ряда факторов. Нужно учитывать количество осадков и их интенсивность. Если в городе выпала треть месячной нормы за сутки, убрать город быстро не получится. Потребуется значительно больше времени, чем если бы снегопад был не такой обильный.

Понятно, если снег выпал – сам по себе он никуда не денется, если его не убрать. Чтобы убрать снег, нужно вывести колонну техники, которая будет ехать со скоростью не более 30 км/ч. Выведи колонну утром или вечером – будут недовольные, так как это застопорит движение. Представьте, что начнётся, если на интенсивную трассу в час пик выйдут 10 машин строем? Транспортный коллапс! Поэтому технику выводят, как правило, ночью, чтоб никому не мешать.

А вот за сколько ночей удастся убрать город в целом зависит уже от количества техники (хватает или нет), наличия рабочей силы и её квалификации, согласованности действий всех служб (чтобы не получалось что дорогу убрали, а потом на проезжую часть сгребли снег с тротуаров), противогололёдных материалов, которые применяют и как их применяют, интенсивности осадков и главное - закончился ли снегопад. Ведь если снег продолжает падать, то как бы оперативно его не убирали, результат трудов будет, увы, не всегда заметен.

ночная уборка снега.jpg

Ночная уборка снега в Казани. Фото с сайта kzn.ru

Во всех городах России, за исключением Москвы, наблюдается дефицит техники, её катастрофически не хватает. В целом по стране мы видим, что в городах недооснащение на 20-50%. Технику по нормативам нужно менять каждые 5–7 лет, это делается явно реже, потому что не хватает финансирования. Машины, как правило, старые, 10-15 летнего возраста. Автоматизация и люди – это ключевые факторы для содержания города.

На скорость очистки от снега влияет технология уборки. Если в городе используются современные технологии и материалы, то перед снегопадом идёт превентивная обработка, а во время снегопада постоянное прометание выпавшего снега и формирование валов. То есть в идеале, когда у вас снег заканчивает идти, у вас 80% работы сделано: снег в валах, прошли финально, дочистили, что выпало, и поехали погрузчиками собирать и вывозить.

Это в идеале. Когда у вас достаточно техники, людей и современные материалы. А когда у вас песок и машин мало, то уборка выглядит так: пошёл снег, дорожники ждут, когда его соберётся достаточно, чтобы можно было засыпать песком (в отраслевых документах это ожидание называется «выдержка» и она может регламентироваться от 30 минут и более), потом поехали сугробы засыпать песком и солью, чтобы снег не прикатался и не превратился в ледяной накат. Потом опять ждём. А потом поехали собирать. В результате, попадаем в кольцо снегопАДА: на дорогах каша, сугробы. Самим убирать сложно, и людям ездить и ходить тяжело.

Эксперты Национальной ассоциации зимнего содержания дорог активно обучают дорожные службы и актуализируют нормативные документы, но если в городе песок и соль, то это единственная возможная технология, так как песок на чистую дорогу сыпать нельзя. Приходится ждать.

Это, пожалуй, самые основные причины, которые лежат на поверхности.    

Когда должны начинать уборку снега в случае снегопада? На что должны ориентироваться коммунальщики, определяя, сколько техники вывести, с каких участков начать и так далее? Сколько (по нормативам) может длиться такая уборка?

Как уже было сказано, всё зависит от противогололёдных материалов, которыми работает город, а также от наличия у него достаточной техники. Вообще по ГОСТ Р 50597 во время снегопада на улицах не допускается снега более 5 см. Но в реалии эти нормы мало кто соблюдает.

Правильная уборка в современном мире – обработка за 2 часа до осадков реагентами, прометание талого снега во время снегопада, доочистка после окончания и вывоз валов снега. Чистая дорога должна быть в городе через 3-6 часов после окончания снегопада. На вывоз валов снега даются от суток до нескольких дней, в зависимости от категории улиц.

Сначала убирают основные магистрали (центральные улицы), мосты и эстакады, а также места с высоким потенциальным риском ДТП – оживлённые перекрёстки, например. Потом спускаются к второстепенным дорогам.

Тротуары и дворы должны обрабатывать до снегопада и во время него, чтобы люди не падали. Потом есть сутки на то, чтобы убрать снег и зачистить поверхность.

Фактор, который оказывает существенное влияние на скорость уборки и чистоту дорожного полотна – это количество специальной техники, поскольку непосредственно после обработки дорог талый снег нужно счищать с поверхностей с помощью машин, независимо от того, какой вид противогололёдных средств использовался.

Количество техники зависит от площади уборки и от выбранного ПГМ. Например, для обработки дорог ПСС требуется, как правило, в 2 раза больше комбинированных дорожных машин, чем для обработки реагентами. Однако, к сожалению, как уже было сказано, во многих городах России действующего автопарка либо не хватает, либо он изношен и не может выполнять работы в зимний период в полном объёме.

Когда нужно начинать противогололёдную обработку дорог? В каких объёмах применять ПГМ?

Превентивная обработка реагентами считается самым эффективным методом в борьбе с наледью и обеспечении безопасности дорожного движения. То есть подсыпку нужно производить за 2 часа до(!) выпадения осадков.

Жидкие реагенты лучше не использовать при снеге и дожде, так как они мгновенно теряют концентрацию и появляется риск повторного замерзания поверхностей. Если на улице от 0 до -16 градусов и падает снег, то для обработки дорог лучше применять твёрдые и двухфазные противогололёдные реагенты. При температуре от -17 до -20 градусов рекомендуется отдавать предпочтение твёрдым реагентам с увеличенной нормой расхода. Если температура ниже -20 градусов к реагентам следует добавлять фрикционный материал, например, отсевы дробления, мраморную крошку или их смеси.

Иначе работает пескосоляная смесь, которую нельзя использовать превентивно. Поэтому дорожники ждут минимум 30-40 минут после начала снегопада, потом приступают к распределению. Обработка ПСС требует больше техники, чаще повторные обработки (т.к. она легко уходит с дороги из-за вихревых потоков от транспорта), дольше уборки после снегопада и дополнительной уборки весной.

У каждого противогололёдного материала свои нормы расхода, которые зависят от ряда факторов: состав, количество осадков, температура дорожного полотна, время суток, интенсивность движения. Пескосоляной смеси, например, на 1 кв. м нужно около 250-350 граммов, хлорида натрия (технической соли) - от 80 до 100-120 граммов, учитывая температуру воздуха, современных противогололёдных материалов - от 25-40 до 60-80 граммов (при очень сильных морозах).

На тротуарах комбинированные материалы как правило используют с нормой 150-200 г/м2 – это 1-2 столовых ложки.

Рассчитывается объём ПГМ на сезон в зависимости от квадратных метров поверхности проезжих частей города, которые предстоит обработать, климатических условий, числа планируемых обработок.

Кто отвечает за уборку снега на дорогах, тротуарах, возле магазинов и ТЦ, во дворах?

По нормативам в первую очередь должны убираться высокоинтенсивные пешеходные территории, центральные улицы и после отведённого времени на уборку по окончанию снегопада, зимней скользкости на тротуарах уже быть не должно. Однако качественно почистить дороги получается не всегда.

Зимой тротуары чаще всего содержатся по остаточному принципу и, как правило, находятся в ужасном состоянии. Совместно с Пермским медицинским университетом Ассоциация проводила исследование на предмет того, когда именно люди падают, когда нужно и что нужно обрабатывать в первую очередь. Пришли к следующему выводу – если в городе есть предупреждение об образовании обледенения, гололёда, то это сигнал коммунальным службам об обязательной превентивной обработке в первую очередь (!) дворовых территорий, спусков и подъёмов во дворах, и на ступеньках.

Бизнес-заведения также должны обработать территории возле своих входов. Потом уже службы должны приступать к обработке тротуаров и улиц. В идеале и во многих городах практикуются именно такие требования – владельцы или арендаторы коммерческой недвижимости должны самостоятельно убирать лестницы и определённые, примыкающие к их заведениям, территории.

В каждом городе своя политика по поводу разграничения уборки. Как правило, дороги и тротуары убирают муниципальные службы или коммерческие структуры, нанятые городом. Дворы – это ТСЖ и управляющие компании. Возле магазинов и ТЦ – арендатор или муниципалитет (исходя из условий договора аренды).

Но за всё, что происходит в городе, отвечает муниципалитет. Поэтому, если коммерческие структуры или арендаторы не выполняют свои функции, муниципалитет должен приложить все силы, чтобы решить данную проблему.

Как понять, что противогололёдный реагент используют неправильно?

Если вы идёте по дороге и тротуару и вам не скользко, то есть поверхность либо сухая, либо слегка влажная, то всё сделано правильно. Если же вам скользко, то при уборке использовали недостаточное количество реагентов, а если под ногами хлюпают лужи – их пересыпали. К сожалению, тротуары и дворы зачастую представляют собой карту человеческой ответственности, целиком завися от добросовестности и компетенции подрядчиков. Одним просто не объяснили технологию, другие нарушают ее из-за лени, третьи по каким-то другим мотивам. 

 Наши рекомендации как чистить тротуары от снега и льда – в видеоинструкции. 



Возврат к списку




Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные...
Подробнее
Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные с помощью файлов cookie, журналов истории доступа и web-счетчиков. Согласно Федеральному закону «О персональных данных» мы обязаны сообщить вам об этом. Продолжая работу с ресурсом, вы выражаете согласие на обработку ваших данных. Более подробная информация размещена в разделе «Политика конфиденциальности»