Как содержать дороги под снежным покровом? Помогут фрикционные противогололедные материалы!
Казалось бы, содержать дороги под снежным покровом - дело нехитрое. Просто не убираешь снег! На деле все гораздо сложнее. При такой технологии уборки задействуются фрикционные противогололедные материалы. А иногда и реагенты! Но давайте обо всем по порядку. Предлагаем вашему вниманию рекомендации по формированию УСП от экспертов федерального института РOCДОРНИИ.
Начнем с того, что снег на дорогах - это не всегда плохо. Иногда его используют как строительный материал при создании зимников - это автодороги, которые можно эксплуатировать только при сильном морозе. Они популярны в Сибири и на Крайнем Севере, где минусовые температуры держатся стабильно. Нередко автозимники проходят по территории рек и озер, обеспечивая дополнительные переправы.
Также из снега могут создаваться валы (траншеи), которые препятствуют заносу дорог, с помощью снега утепляются разрабатываемые зимой карьеры.
Но, конечно, говоря о снеге на дорогах, мы не имеем в виду завалы. Речь идет об уплотненном снежном покрове (УСП). И хорош он не для всяких трасс - только для тех, где транспортный поток не слишком интенсивный - до 1500 автомобилей/сутки. Также важны климатические условия - УСП подходит для регионов с продолжительным зимним периодом (Сибирь, Дальний Восток), с устойчивыми отрицательными температурами.
К УСП предъявляется целый ряд требований (см. таблицу ниже).
В содержании дорог под снегом существуют три основных этапа:
1. формирование уплотненного снежного покрова (УСП): оно возможно только при достаточном количестве осадков. Они должны продолжаться долго и быть интенсивными - более 0,6 мм/час. Это будет способствовать появлению слоя снега толщиной 2-4 см. В дальнейшем во время снегопадов он будет увеличиваться. Чтобы снежный покров был плотным, нужна влажность воздуха от 65 до 85%. Также для уплотнения снега необходимо механическое воздействие. Оно может быть естественным (с помощью колес проезжающих машин) или намеренным ( с помощью специальных многополозных саней-прицепов).
2. уход за УСП (выравнивание, профилирование, увеличение шероховатости): главная задача на этапе ухода - сохранять УСП ровным и шероховатым. Чтобы избежать колейности, после каждого снегопада проводится профилирование снежной массы автогрейдерами или КДМ (комбинированными дорожными машинами). Работы по выравниванию проезжей части осуществляются так часто, как это требуется (потребность определяется в ходе ежедневного осмотра).
Чтобы повысить шероховатость поверхности:
-
грейдерными ножами на снегу вырезаются продольные полосы;
-
используются навесные катки или фрезы;
-
применяются фрикционные ПГМ (противогололедные материалы). Они должны соответствовать требованиям, приведенным в таблице ниже.
В первую очередь ПГМ нужны на опасных участках дорог. К ним относятся: подъемы и спуски, дороги в населенных пунктах, места, где из-за особенностей климата постоянно возникает скользкость.
Нормы распределения ПГМ устанавливают, ориентируясь на интенсивность движения.
Соблюдать эти нормы помогают специальные машины для распределения ПГМ - ЭД-224, МКДС-2004, КУМ-99 и т.д.
3. борьба со снежным покровом весной: это один из самых трудоемких этапов содержания дорог под УСП. Если с наступлением тепла дать снегу просто таять естественным образом, это приведет к образованию колейности и повышению аварийности. Поэтому коммунальные службы должны как можно скорее ликвидировать снежно-ледовые отложения.
Добиться этого можно с помощью механического, химического или механо-химического воздействия. Для механической очистки используют автогрейдеры (тяжелые и средние).
Чтобы снег растаял быстро, только механического воздействия недостаточно - подключаются химические или комбинированные противогололедные реагенты (пескосоляная смесь или солевые составы в твердом виде).
Если реагенты распределять по обработанному ножами снегу, их эффективность будет выше.
Чаще всего используются реагенты на основе хлоридов натрия, кальция, магния. Для наилучшего результата количество крупных (1,5-2мм) зерен в них должно быть не меньше 70-90%.
Основные характеристики ПГМ - в таблице ниже.
Как видите, зимнее содержание дорог под УСП - это непросто. Но в некоторых российских регионах, где зимний период длится долго и много дорог с низкой интенсивностью движения, такой метод работает хорошо. Он позволяет уменьшить расходы на зимнее содержания, обеспечивая при этом безопасность дорожного движения.
* Материал подготовлен на основе статьи «Технология зимнего содержания автомобильных дорог с уплотненным снежным покровом» (авторы - Розов Ю.Н., Розов С.Ю., Кикава Н.П.) с использованием данных исследований, проведенных ФАУ РОСДОРНИИ.
Эксперт: Розов Юрий Николаевич