Москва,
Краснопресненская набережная 12, подъезд 6, оф 1612

Частные или государственные? Плюсы и минусы уборки города в разных руках.

Частные или государственные? Плюсы и минусы уборки города в разных руках. 15.08.19   Качество жизни горожан определяется не в последнюю очередь качеством городской среды, критериями которого являются комфорт, доступность и безопасность передвижения, что для жителей стран северного полушария с обильными снегопадами играет значительную роль в реалиях повседневной жизни.
  Существуют два подхода к организации уборки городских улиц и магистралей: частными компаниями (победителями аукционов и конкурсов) или содержание города силами муниципальных бюджетных организаций.
  Уборка частными компаниями вроде как должна обеспечить конкуренцию на рынке и снять с бюджета затраты по содержанию автопарка и сотрудников. Однако, на практике, отдав такие работы в частные руки, муниципалитет сталкивается с проблемами, которые на первый взгляд не очевидны, но оказываются фатальными для города. Особенно в зимний период, когда любое промедление чревато коллапсом и ростом аварийности и травматизма.

  Самый худщий из вариантов: разыгрывать на содержание города аукционы. Цена – не самое важное в таком деликатном деле, как уборка. Как правило, результатом таких торгов становится демпинг, выигрыш компании-однодневки, у которой нет ни опыта, ни техники. Вскрывается несостоятельность подрядчика обычно в разгар сезона, когда улицы уже завалены сугробами или мусором. Расторгать договор дело хлопотное и долгое. На практике, на такое заказчики не идут. Сезон повален. Деньги потрачены. После этого, подрядчика, конечно, включат в реестр недобросовестных поставщиков, что не мешает ему на следующий год создать новую ООО, а старую объявить банкротом.

  Один из выходов, объявлять на услуги по содержанию конкурс. И прописывать четкие и строгие критерии для компаний, претендующих на содержание. Среди показателей обязательно должен быть опыт работы, минимальный состав сотрудников и их квалификация, наличие своего автопарка. Не менее важны четкие регламенты уборки, критерии оценки качества работы подрядчика, объективные инструментальные замеры этого качества.
   За рубежом, практика конкурсов по содержанию достаточно распространена. Однако, и критерии крайне высоки. Зачастую, организацию, не имеющую за плечами десятилетнего опыта работы в данной сфере, парка техники в несколько десятков автомобилей и сотни сотрудников в штате, просто не допустят к лоту. Кроме того, в зарубежной практике мало разыгрывается контрактов исключительно на содержание. В основном, это контракты жизненного цикла. Кто дорогу строит, тот ее потом и содержит.
Критерии оценки качества, в частности, по зимнему содержанию сводятся к вполне осязаемым и измеряемым результатам. Один из них – время на уборку после снегопада и коэффициент сцепления колеса с дорогой после уборки. Для дорог с интенсивностью свыше 3000-5000 автомобилей в сутки: через 2 часа после снегопада - чистая от снега и льда проезжая часть, с коэффициентом сцепления выше 0,4. Это как летняя мокрая от дождя дорога.
  Заказчик спустя отведенное время измеряет данный коэффициент. Подробней, как это делается, например, в Норвегии смотрите в нашем сюжете.
Штрафы за несоблюдение требований договора могут составлять до 25% от общей стоимости контракта.     Такая ответственность отбивает любую охоту лениться и заставляет подрядчика выбирать наиболее эффективные и быстрые способы содержания дороги.
Но даже, казалось бы, отлаженная система контрактов с частниками не всегда удовлетворяет заказчиков. Поэтому в некоторых городах Финляндии и Норвегии возвращаются к практике, что самые ответственные участки содержатся своими собственными (муниципальными) организациями.


В России до 90х все города обслуживались муниципальными дорожно-коммунальными службами, которые подчинялись Департаментам (Управлениям) ЖКХ. Однако, в лихие 90ые-2000ые, во многих населенных пунктах МУПы были развалены, техника продана, штат распущен. После вынужденной игры в частные компании в настоящий момент в нашей стране вновь идет тенденция создания бюджетных коммунальных служб.

При делегировании содержания города в частные руки, можно выделить следующие недостатки:
1. Отсутствие единой стратегии и требований к уборке
При нескольких муниципальных контрактах требования к качеству уборки могут быть прописаны по-разному. Например, одна или несколько районных администраций при заключении контрактов на уборку не определила место снежной свалки, хотя требует вывоза снега; не предписала подрядчикам иметь запас реагентов для оперативной посыпки при образовании гололёда; не разъяснила сути круглосуточного дежурства дорожных служб и его порядок; не определила перечень улиц для уборки.
В Оренбурге, как и во многих российских городах, зимнее благоустройство города распределено неравномерно по районам – центральные районы, как правило, чистят более тщательно. Кроме этого благоустройство направлено, в первую очередь, на очистку автомобильных дорог – тракторы расчищают проезжую часть, но при таком подходе на содержание тротуаров уделяется гораздо меньше внимания - весь снег скапливается на обочинах и тех узких частях тротуаров, по которым привыкли ходить жители. Из-за сугробов горожане передвигались по обочинам дорог, что крайне опасно для жизни, тем более в зимнее время. Это может способствовать количеству ДТП и угрозе жизни горожан.


2. Отсутствие унифицированной системы оценки качества
Если уборка произведена плохо, то и платить за неё следует меньше. Только в случае множественных заказчиков и подрядчиков выстроить единую систему оценки и следовать ей на практике крайне затруднительно.
Например, в Кирове подрядчики получают оплату ежемесячно на основе пятибалльной системы оценки по ряду критериев (наличие колейности и заужения, отсутствие вывоза снега, снежные валы у пешеходных переходов и др.). Во время рейдов представители администрации фиксируют качество работ с проставлением баллов – при уменьшении которых сообразно уменьшается стоимость работ. Четыре балла из пяти возможных уменьшают стоимость работ на 15%, при выставлении оценки менее определённого показателя обязательства оплаты за работы отсутствуют.

В Кирово-Чепецке благоустройством города занимаются частные компании - системы оценок нет. Бюджет выплачивает полную стоимость, даже если работы проведены некачественно. Штрафы (5 тысяч рублей), которые на практике редко накладываются и никого не пугают.
Аналогичная ситуация в Перми, где город убирают частники. Каждую зиму нарекания жителей о сугробах на дорогах и опасных тротуарах не меняют картину. В городе устоявшийся «набор» подрядчиков и взять других просто негде. В последнее время в Перми, да и во многих других городах, со стороны администрации прорабатываются планы по возрождению своего автопарка коммунальной техники и бюджетной организации.

3. Снижение ответственности
Подрядчики подчиняются только условиям муниципальных контрактов. При некорректно составленной документации спрашивать за результат можно только с администрации.

4. Отсутствие прозрачной системы отчётности
Распределение бюджетных средств муниципальной организации подлежит строгой аудиторской проверке – к этому процессу может подключиться даже Федеральная антимонопольная служба, что снижает риск незаконного перераспределения средств и закупку несуществующего оборудования или оборудования по завышенной цене.

5. Отсутствие рычагов воздействия на припаркованные автомобили, препятствующие уборке
У частных компаний возможность использования эвакуаторов может быть неравномерной – у кого-то в арсенале может быть несколько единиц, а кто-то в отсутствие эвакуаторов прибегает к помощи полицейских для проверки наиболее запаркованных районов. Причём работы подрядчикам в таком случае всё равно оплачиваются.

В Москве, например, благоустройством магистралей занимается ГБУ «Автомобильные дороги». Ответственность за благоустройство города в таком случае находится в одних руках.
При отсутствии недостатков, указанных выше, уборка города бюджетной организацией, имеет дополнительные преимущества:
1. Комплексный подход к благоустройству
Когда полномочия по благоустройству города находятся в одних руках, с единым бюджетом и ресурсами – это позволяет выработать единую стратегию содержания дорог с прогностической составляющей (от выставления единых требований к уборке до системы оценки качества произведенных работ).

2. Круглосуточный метеорологический мониторинг

Для составления конкретных задач на уборку Управление метеорологических разработок ГБУ «Автомобильные дороги» использует данные 45 автоматических метеокомплексов, расположенных по всей территории города вблизи основных магистралей. Проводится детальный анализ погодных условий – температуры асфальта и поверхности над дорожным полотном с использованием инновационного оборудования – такого как ультразвуковые датчики для измерения скорости и направления ветра, а также датчики для регистрации количества осадков на конкретном участке дорожного полотна в режиме реального времени.

Мониторинг погодных условий проводится с учётом ландшафта местности в круглосуточном режиме на всей территории города, в результате которого специалисты ГБУ «Автомобильные дороги» получают точные рекомендации для работ по содержанию работ.

3. Единый бюджет

Общий бюджет на содержание дорог позволяет использовать необходимое количество единиц техники (требования к которой могут быть унифицированы условиями контракта, что позволит избежать ситуации неравномерной нагрузки – когда в одних районах города используется современная техника, а в других – более старая и низкопроизводительная или в количестве меньше необходимого).
Кроме этого, бюджетное учреждение может заблаговременно заключить контракты на приобретение противогололедных материалов высокого качества по более низкой цене (как правило, при увеличении суммы общего заказа и покупки «не в сезон» производители реагентов предоставляют скидку). Контракт при этом может быть заключен у единого поставщика – самого производителя, а не посредника (чтобы не «наткнуться» на контрафактную продукцию, состав которой не соответствует требованиям экологической безопасности и может быть вреден для почв, животных и человека).


В заключение можно отметить, что улицы с дорогами и тротуарами – это лицо города и часть городской среды, качество которой предопределяет в какой-то степени качество жизни горожан.

В этом контексте понятна идея европейцев о том, что дом не заканчивается границей входной двери. Город – тот же общий дом, ухаживать за чистотой и безопасностью которого должен крепкий хозяин, чтобы, как в известной пословице, у семи нянек дитя не оказалось без глазу.

Эксперт:  Климентова Анна Юрьевна

Возврат к списку

Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные...
Подробнее
Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные с помощью файлов cookie, журналов истории доступа и web-счетчиков. Согласно Федеральному закону «О персональных данных» мы обязаны сообщить вам об этом. Продолжая работу с ресурсом, вы выражаете согласие на обработку ваших данных. Более подробная информация размещена в разделе «Политика конфиденциальности»