Борьба со льдом и снегом: опыт США
С приходом зимы, тема технологий зимней уборки и вопрос: «а как это происходит за рубежом?», становится вновь интересен и актуален. Сегодня мы предлагаем заглянуть к нашим соседям на другом континенте и посмотреть, может ли опыт американских городов оказаться полезным в российских реалиях? Или, наоборот, американцы должны учиться у нас уборке снега. Попробуем найти ответ.
ОПЫТ ГОРОДОВ
Средний Запад США по климату схож с типично-российскими территориями, хотя этот регион и находится на широте черноморского побережья России. Например, один из самых снежных и холодных американских городов – Миннеаполис (штат Миннесота) очень похож на Новосибирск по климату и размеру бюджета, как и другие города Среднего Запада США с северо-западными, уральскими и сибирскими территориями России.
Для сравнения рассмотрим некоторые города Висконсин, Массачусетс, севера штата Нью-Йорк и Канады по количеству населения, протяженности тротуаров и уровню осадков с российскими примерами:
Город |
Население, тыс. чел. |
Протяженность тротуаров, км |
Годовой уровень осадков в виде снега, м |
Берлингтон, США |
42 |
204 |
0,2 |
Рочестер, США |
209 |
1413 |
0,2 |
Воган, Канада |
306 |
1000 |
0,2 |
Миннеаполис, США |
422 |
3000 |
1,5 |
Санкт-Петербург, Россия |
4991 |
6000 |
0,8 |
Тула, Россия |
496 |
1000 |
1,2 |
В Берлингтоне за уборку снега отвечает городская мэрия, объем работ которой соответствует нескольким российским ТСЖ. Некоторые управляющие компании в нашей стране загружены больше, чем мэрия Берлингтона.
Также в некоторых городах (таких как американском Рочестере и канадском Вогане) убирают снег сами жители и это типичная история. В маленьких городах привлекаются волонтеры из местных жителей. Для них помощь горожанам в борьбе со стихией – предмет чести и гордости.
Проблема с уборкой снега там порой актуальнее, чем у нас, так как до сих пор мэрии крупных городов этой климатической зоны не отвечали за уборку снега, перекладывая эту обязанность на жителей. Но снегопады последних лет обнажили неэффективность такого подхода и местные власти попытались систематизировать зимнюю уборку.
Мэрия, владельцы частной собственности и компании- подрядчики вплоть до 2018 года распределяли ответственность между собой.
Как правило, услуги по уборке городских дорог заказывает мэрия, а счета оплачивают жильцы, погасить которые можно вычетом из налога на имущество. Однако стоимость уборочных работ достаточно высока, поэтому есть случаи обжалования счетов в администрации или на публичных слушаниях.
Обязанность чистить от снега тротуаров лежит на плечах владельцев домов и, если в течение 6 дней после снегопада сугробы не были по каким-то причинам убраны, мэрия выписывает штраф. Но с 2016 года мэрия Миннеаполиса взяла на себя обязательства убирать особо важные территории за свой счет. Уборка перекрестков и создание так называемых «пешеходных просветов» начинается после завершения снегопада.
Проблема тарифообразования заставила мэрию провести исследование об эффективной уборке города, в итоге которого в городе насчитано 1500 км улиц и почти 3000 километров тротуаров, 600 км аллей, 2800 автобусных и трамвайных остановок. Эти территории для очистки от снега и вывоза его за городскую черту. До настоящего момента мэрия убирала только приоритетные участки, как правило, перекрестки.
Стоимость такого объема работ была оценена в 20 млн $. В настоящее время очистка тротуаров всё ещё является заботой домовладельцев, хотя в местных СМИ утверждается, что мэрия все же начнет это делать.
Таким образом в маленьких городках в США, где объемы зимнего содержания незначительны, система разделенной ответственности, где муниципалитеты отвечают только за центральные дороги, а все остальное лежит на плечах жителей – еще работает. Но при более или менее серьезных объемах работ, такой принцип неэффективен. Что возвращает нас к схеме, которая в нашей стране сложилась уже десятилетия назад – когда ответственность за уборку дорог и пешеходных зон лежит на субъекте РФ и осуществляется за счет бюджетных средств. Это другая крайность, имеющая свои плюсы и минусы. С одной стороны, централизованное распределение бюджетных средств и единая ответственность. С другой, недофинансирование данной сферы не позволяет содержать достаточный штат техники и сотрудников, чтобы убирать территории оперативно. Ускорить процесс можно было бы возложив на предпринимателей ответственность за содержание своего «пятачка» возле магазина, по аналогии с американской системой. Но, порой, юридически это становится проблемой. Хотя в некоторых городах в правилах благоустройства прописываются требования о том, что владельцы коммерческой недвижимости или арендаторы муниципальных зданий несут ответственность за уборку определенной площади вокруг своего заведения. Это позволяет значительно ускорить темпы приведения тротуаров в порядок после снегопада.
РАЗДЕЛЁННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
В северных штатах Америки ответственность за уборку снега поделена на три уровня:
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОММУНАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ
Сферой их компетенции являются только основные улицы и крупные магистрали - национальные хайвеи, на которых работает правило "3 часов" - после любого снегопада все основные дороги должны быть расчищены в течение 3 часов. Поэтому в северных штатах используются «TowPlow» – снегоуборочная техника с "косым" прицепом, что позволяет чистить несколько полос трассы одновременно и распределять противогололедные реагенты.
Государственные службы чистят национальные хайвеи, муниципальные – основные городские дороги.
2. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ КОММУНАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ
Городские дороги и улицы убирают частные компании, предоставляющие свои услуги на контрактной основе муниципальным органам власти (городской мэрии, департаментам благоустройства и общественных работ).
Грузовик для очистки улиц – используется от проселков до автострад, посыпает поверхность реагентами.
Снегоуборочная машина для очистки городских тротуаров и парков (на сегодняшний день применяются и более современные модификации):
Снегоуборщик, применяемый на северных территориях США и Канады, способный чистить метры снега
В зону ответственности городских служб, как правило, входят следующие объекты:
- Общественные тротуары и пешеходные переходы - убираются после снегопада, после шторма или урагана – только в этом случае тротуары частных домовладений попадают в зону общегородской ответственности).
- Автобусные остановки
- Городские здания и примыкающие к ним тротуары - в центре и в отдалённых районах они равномерно чисты, за этим следит департамент общественных работ.
- Пешеходные тропинки и аллеи - лесничества очищают тротуары лесо-парковых зон от снега и льда, а о пеших тропах заботятся службы городской уборки.
- Автостоянки в собственности города - частные автостоянки убираются частными подрядчиками.
- Детские игровые площадки - посыпаются реагентами во избежание травмирования на льду.
- Железнодорожные мосты и примыкающие тротуары - обслуживаются городскими бригадами с обязательной уборкой снега.
Город запрещает складировать снег на общественных тротуарах: владельцы недвижимости собирают снег с тротуаров и проездов на своем дворе или в полосе между бордюром и тротуаром.
3. ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
Все предприятия и домовладельцы в США самостоятельно чистят снег и лед на тротуаре напротив своего дома в течение 24 часов после снегопада, в противном случае приходит штраф до $100. Если тротуары по-прежнему не будут убраны в течение следующих 24 часов, прибудет специализированный персонал и уберет тротуар, но их услуги будут вписаны в графу налогов на имущество.
Жесткая система штрафов делает уборку более оперативной: все основные городские территории оказываются расчищены в течение трёх часов после начала снегопада. Собранный на обочинах снег быстро убирают и затем утилизируют.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ТЕХНИКА
Снегоочиститель, используемый для очистки частной территории
Пикап с ковшом для чистки автостоянок и «драйввэев» - участков дороги от улицы до частной территории:
Трактор для очистки территории коммерческих объектов:
СТАНДАТЫ СОДЕРЖАНИЯ - ЧЕРНЫЙ АСФАЛЬТ
Традиционным методом борьбы со скользкостью на американских дорогах и тротуарах являются реагенты. Как правило, это каменная соль (хлорид натрия) или ее смесь с хлоридом кальция. На неоживленных улицах или на пустынных региональных дорогах, с гололедом борются, посыпая утрамбованный снег горячим песком или гранитной крошкой. Однако, дороги с интенсивностью движения свыше 3 000 автомобилей в сутки должны быть убраны до «черного» асфальта спустя 2-3 часа после снегопада. Этого добиваются тем, что до снегопада распределяются небольшое количество реагентов на поверхность, а во время снегопада сметают талый снег.
В США за зиму используют до 20 миллионов тонн реагентов.
Объемы потребления каменной соли постепенно стараются снизить и использовать смеси разных солей. С одной стороны, таким образом добиваются более эффективного противогололедного материала, который плавит лед при температурах ниже минус 20С, чего нельзя сказать о каменной соли (хлориде натрия). С другой, в присутствии других солей снижается влияние хлорида натрия на окружающую среду.
На особых природных объектах, а также военных и гражданских аэродромах применяют органическую соль – формиат натрия.
Последним трендом в развитии противогололедных дорожных материалов в США является разработка органических соединений в сочетании с солевыми рассолами или твердыми веществами. Это продукты сельхозпроизводства, возникшие при переработки сахарной свеклы, либо же продукты алкогольной промышленности (вещества, полученные в результате дистилляции этанола). Известны случаи использования на дорогах рассолов сырного производства или кулинарной приправы.
Из-за плохой погоды в городе Энкени, штат Айова, израсходовали все противогололедные средства, и в местном бюджете отсутствовали средства на приобретение новых партий. Тогда одна из местных компаний-производителей приправ предложила использовать на дорогах просроченную чесночную соль. Конечно, приправа справилась со своей задачей, так как основным действующим веществом в ней была все та же соль – хлорид натрия.
Как и в большинстве иных «альтернативных» противогололедных материалах (рассолы, минеральная вода, отходы сельхозпроизводства) эффект плавления льда обеспечивается присутствием как правило хлоридов натрия или кальция, которые используются и в классических противогололедных реагентах.
Поэтому говорить о каких-либо действительно альтернативных средствах для борьбы с гололедом, увы, пока не приходится.
В погоне за снижением затрат, в некоторых штатах Америки нередки случаи, когда на дороги для борьбы с гололедом выливают соляные рассолы, имеющие повышенную радиацию и высокое содержание тяжелых металлов. Как правило, это происходит, когда дорожники используют минеральную воду, извлечённую из скважин месторождений нефти и газа. По результатам исследований геологической службы США, специалисты заключили, что такой рассол, помимо солей кальция и натрия, содержит повышенный уровень радия и стронция, так как циркулирует среди глубоких горных пород и контактирует с различными формами нефти.
Поэтому в некоторых штатах (например, в штате Нью-Йорк) Департамент окружающей среды анализирует образцы рассола перед тем, как выдать разрешение для использования его на дорогах.
Однако, в США отсутствуют единые федеральные стандарты в области регулирования опасных веществ в составах противогололедных реагентов. Таким образом, каждый штат может решать или игнорировать этот вопрос по своему усмотрению.
В России же вопрос безопасности антигололедных средств решен сразу на трех уровнях. Во-первых, любой реагент, прежде, чем выйти на рынок, должен пройти ряд исследований в лабораториях Роспотребнадзора, где материал проверяется на токсичность, аллергическое воздействие, ингаляционное и прочее. По результатам испытаний выдается паспорт безопасности продукции. К обращению допущены только противогололедные материалы, имеющие 3 или 4 класс опасности, то есть умеренно или малоопасные вещества, не обладающие аллергическим и ингаляционным воздействием. По воздействию на человека составы средств для борьбы с гололедом не вреднее продуктов, с которыми мы контактируем в быту: соль, сода, стиральный порошок и прочее.
Во-вторых, согласно федеральному закону об охране окружающей среды, к применению разрешены только те реагенты, которые прошли проверку и получили положительное заключение государственной экологической экспертизы федерального уровня в Росприроднадзоре. В процессе прохождения, материал всесторонне исследуется на предмет его воздействия на окружающую среду, наличия примесей и вырабатывается технология, в результате которой последствия для природы будут минимальны.
В дополнение к этому, каждый из городов имеет право разработать под свои климатические и инфраструктурные особенности Технологию зимнего содержания, в которой указаны четкие инструкции по уборке города, правила утилизации снега, требования к хранению и обращению с противогололедными материалами.
В-третьих, технологические характеристики, которым должны соответствовать противогололедные материалы: их максимально допустимый уровень радиации, воздействие на металл, бетон, плавящая способность и многие другие показатели отражены в отраслевых дорожных методических рекомендациях, а также стандартах на противогололедные материалы.
Многие города каждую партию поставляемых составов проверяют на соответствие данным показателям.
Таким образом, в России, в отличие от США, на федеральном уровне выстроена четкая система требований к противогололедным материалам, которая позволяет исключить попадание некачественной или опасной продукции на дороги и тротуары.
Эксперт: Климентова Анна Юрьевна