Москва,
Краснопресненская набережная 12, подъезд 6, оф 928
+7 (966) 336-12-21

Зимний травматизм и противогололедные реагенты - ситуация в городах России

05.01.17

От чего зависит уровень травматизма в зимний период? Не только от температурного режима и погодных условий, но и от того, какие противогололедные реагенты используют коммунальные службы.

Давайте рассмотрим для примера несколько российских городов.

Начнем с Санкт-Петербурга. Зимой 2015-2016 власти города в рамках какого-то дикого эксперимента, настоящие причины которого остаются покрытыми мраком, отказались от обработки улиц антигололедными составами с высокой плавящей способностью. Из-за этого минувшей зимой в городе был зафиксирован высокий уровень травматизма среди пешеходов по причине гололеда. Отметим, что характер травм, полученных пешеходами в этом году, стал тяжелее обычного: нередкими были сложные переломы и серьезные черепно-мозговые травмы. Только за первые месяцы зимы 2015-2016 в травмпункты из-за падений на льду обратилось около 1000 человек.

По данным Ассоциации травматологов и ортопедов на 100 тысяч человек в Санкт-Петербурге приходился 19,1 пострадавший, что является достаточно высоким показателем. К примеру, в Москве, с населением в 4 раза больше, данный показатель всего 3,5. Только за январь 2016 года машины скорой помощи выезжали к 980 пострадавшим от гололеда, при этом в первый день оттепели (27 января 2016 года) травмы получили 70 человек.

Ситуация с ДТП тоже очень печальная, это можно увидеть в Таблице 1.

Таблица 1
Количество аварий, произошедших в связи с гололедицей, в г. Санкт-Петербурге по данным МВД России



2014

2015

Январь-февраль 2016

ДТП из-за гололедицы

50

154

317

Погибло

0

3

21

Ранено

67

184

397


Делаем вывод, что отказ от реагентов, обладающих высокой плавящей способностью, в большом городе может привести к самым непредсказуемым последствиям.

Теперь поговорим о Перми - здесь уже несколько лет подряд отмечается высокий уровень травматизма (один из самых высоких в стране). К примеру, в первые дни декабря 2015 года, когда был страшный гололед, в травмпункты обратились более 300 человек, были зафиксированы и смертельные случаи.

В качестве средства для борьбы с гололедом на тротуарах в Перми используется пескосоляная смесь (содержание песка порядка 95%, а содержание соли - порядка 5%). Такое средство фактически не плавит лед, а песок не улучшает сцепления подошв с обледеневшей дорогой. Кроме того, песок загрязняет почвы и ливневые стоки, а также способствует повышению запыленности воздуха, что негативно сказывается на здоровье людей.

В Самарской области в травматологические пункты за 10 дней (с 1 по 10 января 2016) обратились 3125 человек. Это при том, что население города составляет чуть больше миллиона! В Москве же с населением в 16 млн жителей за всю зиму это число составило менее 1500.

В Самаре для обработки пешеходных зон, как и в Перми, используется в основном пескосоляная смесь. Многокомпонентный растворимый реагент “Бионорд” (в его состав входят: хлорид кальция, хлорид натрия, формиат натрия и мраморная крошка), к сожалению, пока используют только в старой части города. Есть надежда, что территория его применения будет увеличиваться, а значит количество пострадавших от гололеда будет уменьшаться. Проведенный среди жителей Самары в конце зимнего сезона 2015-2016 опрос показал, что ходить по тем улицам, где применялся современный реагент, людям было гораздо комфортнее, и при этом обувь оставалась чистой, без белых разводов. Также “Бионорд” применялся на трассах, при этом водители и сотрудники дорожных служб отмечали улучшение дорожной ситуации.

Если говорить об Екатеринбурге, то Роспотребнадзор обвинил мэрию города в 300 "непредумышленных убийствах" горожан. Свердловское управление Роспотребнадзора сделало вывод, что неубранные снег и грязь провоцируют в Екатеринбурге порядка 300 случаев преждевременной смерти ежегодно. Отмечается рост травматизма в 3-4 раза, более того, специалисты предупреждают, что пыль, поднимающаяся в воздух из-за использования пескосоляной смеси, имеет свойство накапливать в себе свинец, никель, кадмий, медь, кобальт, хром, марганец, мышьяк, ртуть, формальдегид, акролеин, а также вещества 1-2 класса опасности и органические соединения: бензапирен, бензол и другие.

Очевидно, что ситуация с травматизмом в городах, где используется пескосоляная смесь, оставляет желать лучшего. Есть ли альтернатива? Конечно, есть! Яркий пример - Москва. Гололед в столице - скорее исключение из правил.

Добиться таких результатов удалось путем использования современных многокомпонентных противогололедных реагентов с формиатом натрия в составе. Разработка оптимально подходящего для нужд столицы средства велась силами ведущих научно-исследовательских институтов России.

Было установлено, что фрикционные материалы - песок, гранитный щебень - сами по себе неэффективны для снижения скользкости при гололеде, так как не обладают плавящей способностью. Фрикционные материалы должны смешиваться с плавящими лед компонентами. А сам щебень должен быть достаточно твердым, чтоб не давиться под ногами пешеходов, но при этом мягким, чтобы размалываться зубцами шестеренок эскалаторов. Идеальный вариант - мрамор.

Что касается плавящего компонента, самым подходящим для тротуаров противогололедным материалом был признан формиат натрия: эта органическая соль практически не воздействует на обувь, при попадании в почвы разлагается на углекислый газ и воду и безопасна для человека. Единственный недостаток этого вещества - высокая стоимость. Поэтому формиат натрия решили “разбавить” хлоридом натрия - пищевой солью. Благодаря правильному сочетанию компонентов удалось добиться максимально возможного для каких-либо веществ класса опасности - 4го.

В первый же год использования этого тротуарного реагента (зима 2011-2012), получившего название КРтв (комбинированный реагент твердый), число пострадавших от гололеда в Москве сократилось в 2,5 раза.

На основании этих данных можно сделать вывод, что наиболее эффективными в борьбе с гололедом и зимним травматизмом являются многокомпонентные противогололедные реагенты на основе формиатов. Необходимо, чтобы они применялись на территории всех крупных российских городов, это поможет сделать улицы более безопасными для их жителей.



Возврат к списку




Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные...
Подробнее
Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные с помощью файлов cookie, журналов истории доступа и web-счетчиков. Согласно Федеральному закону «О персональных данных» мы обязаны сообщить вам об этом. Продолжая работу с ресурсом, вы выражаете согласие на обработку ваших данных. Более подробная информация размещена в разделе «Политика конфиденциальности»