Москва,
Краснопресненская набережная 12, подъезд 6, оф 1612

ЗАКУПАЕМ БЕЗ ОШИБОК

17.03.23

Противогололёдные реагенты – самый быстрый и эффективный способ борьбы с наледью и снежными образованиями. Без их применения не обходится ни одна зима. В 2021-2022 годах в России ввели новые ГОСТы зимнего содержания дорог, а при уборке трасс продолжили внедрять новые технологии. Наряду с этим, в последнее время участились случаи обмана со стороны недобросовестных поставщиков – участников торгов. О том, на что обратить внимание и как не совершить ошибку при закупке рассказывает руководитель аппарата Национальной ассоциации зимнего содержания дорог Анна Климентова.

1.jpg

Климентова Анна Юрьевна, руководитель аппарата Национальной ассоциации зимнего содержания дорог. Фото из архива Ассоциации

Чем в России борются со снегом и льдом? Из чего состоят противогололёдные материалы (ПГМ) и как работают?

Во всех «зимних» странах мира, и Россия не исключение, для борьбы с зимней скользкостью в обязательном порядке используются специальные противогололёдные средства.

По принципу действия ПГМ могут быть:

Плавящими – это различные соединения, принцип действия которых - растворяться самим и растворять лёд, переводя его из твёрдого состояния в жидкое. Такие соединения называют «реагентами». К реагентам относится в том числе и техническая соль (хлорид натрия). 

Фрикционными - это мелкозернистые сыпучие материалы (песок, щебень, мраморная крошка и т.д.), принцип действия которых основан на повышении сцепления между дорожной поверхностью и колёсами транспорта или обувью пешеходов. По принципу действия они отличаются от реагентов - не способны плавить лёд, не растворяются в воде.

Комбинированными - это смесь фрикционного материала и реагента в разных пропорциях. Они оказывают двойное действие: одновременно плавят лёд и улучшают сцепление с поверхностью.

По составу – однокомпонентными (одно вещество плавит лёд) или многокомпонентными (несколько веществ плавят лёд).

По способу применения - твёрдыми (наиболее эффективны при очень низких температурах и осадках любой интенсивности), жидкими (хорошо держатся на асфальте, но на 70 % – это вода, поэтому их можно использовать только до -7°C) и двухфазными (состоят из твёрдой и жидкой фазы, смешиваются непосредственно в момент распределения. За счёт жидкой фазы дольше держатся на дороге, и сочетают в себе преимущества и жидких, и твёрдых материалов).

По какому стандарту закупать ПГМ?

Несмотря на общую логику ГОСТ Р 50597 - дороги с интенсивным движением должны быть везде убраны до «чёрного асфальта» - требования к методам по зимнему содержанию и к противогололёдным материалам в населённых пунктах отличаются от тех, что прописаны для федеральных и региональных автотрасс. Высокая интенсивность городского движения, как автомобилей, так и пешеходов, особое внимание к экологическим аспектам диктуют повышенные требования к организации данного вида работ и несколько иные подходы. Очевидно, устаревшая технология с использованием пескосоли в условиях ежегодно растущего трафика уже не позволяет качественно убирать дороги. Требуются новые решения, и они появились: впервые все противогололёдные материалы, которые применяются в городах и за их пределами (на трассах) стандартизированы на национальном уровне. Для этого были введены ГОСТ Р 59204-2022 и двумя годами ранее - ГОСТ Р 58427-2020.

Поэтому при закупке ПГМ для применения в населённых пунктах (за исключением улиц, являющихся частью автомобильных дорог общего пользования федерального значения, проходящих через них) следуем требованиям ГОСТ Р 58427-2020, для зимнего содержания автодорог за пределами городов - ГОСТ Р 59204-2022.

В чём их отличия?

Требования к методам по зимнему содержанию и к ПГМ в населённых пунктах отличаются от тех, что прописаны для федеральных и региональных трасс. 

ГОСТ Р 58427-2020

Особо регламентированы требования к экологичности противогололёдных материалов. Согласно ГОСТ Р 58427-2020, производители антигололёдных средств должны проходить обязательную проверку своей продукции на аллергенность, а составы, предназначенные для пешеходных зон, будут проверяться на воздействие на кожу обуви. Для снижения образования пыли и грязи в городах ужесточён гранулометрический состав ПГМ - массовая доля глины в комках не допускается, массовая доля пылевидных и глинистых частиц - не более 2 %. То есть для посыпки дорог песок, отсев дробления, мраморная или гранитная крошка, должны быть чистыми и крупными. Мелкие частицы менее 1 мм ограничены 10%. Свыше 8 мм – не допускается, чтобы сохранить стёкла и лакокрасочные покрытия автомобилей.

Для снижения износа инфраструктуры (мостов, металлических оград, а также машин), коррозионная активность материалов должна быть снижена до уровня воздействия водопроводной воды.

О причинах ужесточения гранулометрического состава или почему «НЕТ» песку – в нашем видео  


ГОСТ Р 59204-2022

Среди немаловажных моментов ГОСТ Р 59204-2022 – температурные критерии для применения ПГМ на федеральных и региональных автодорогах (за пределами населённых пунктов). Так, например, применение смеси песка и соли при морозах ниже –12°C запрещено. При более низкой температуре использование соли бессмысленно с точки зрения физики, что и нашло отражение в новом стандарте. Для температур ниже –12°C в этих целях должны применяться комбинированные материалы, в которых реагент многокомпонентный.

Заказчикам рекомендуется закупать на сезон несколько видов противогололёдных средств (жидкие и твёрдые реагенты, комбинированные и фрикционные материалы). Для разных температур в соответствии с фактическими климатическими условиями – свой ПГМ. Это поможет эффективно бороться с гололёдом и оптимальней расходовать деньги.

Использование противогололёдных реагентов неизбежно. Но ПГМ в любом случае попадает в окружающую среду. Как защитить людей и предотвратить попадание на рынок опасной для жизни и окружающей среды продукции?

Использование любых видов противогололёдных реагентов на территории населённого пункта без положительного заключения государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) ЗАПРЕЩЕНО.  Только наличие положительного заключения ГЭЭ на данный продукт может быть надежной гарантией безопасности ПГМ.

Отсутствие же, в свою очередь, указывает на потенциальную опасность противогололёдного материала, что исключает возможность его применения во избежание риска причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде. Применение некачественных противогололёдных реагентов не только пагубно сказывается на состоянии окружающей среды, но и является наказуемым: нарушение законодательства и нецелевое расходование бюджетных средств.  

Необходимость предоставления положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня на техническую документацию на стадии подачи заявки установлена официальной позицией ФАС России, изложенной в письме от 23.07.2018 г. № АК/57142/18 «О конкурсных процедурах при закупке противогололёдных реагентов».

К сожалению, при установлении заказчиком требования о наличии действующего положительного заключения ГЭЭ недобросовестные участники рынка ПГМ пытаются это обойти следующими способами:

1) предоставляют положительное заключение ГЭЭ на реагент, область применения которого не включает объекты дорожного и городского хозяйства, а включает только обработку взлётно-посадочных полос и самолётов. Предоставляют заключение ГЭЭ в виде выписки на двух листах, не прикладывая информацию об области применения реагента.

2) предоставляют вместо положительного заключения ГЭЭ положительное заключение о соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям. Указанный документ выдаётся органами Роспотребнадзора и не способен заменить заключение ГЭЭ, так как не оценивает потенциальную опасность товара для окружающей природной среды.

В результате заказчик не может должным образом оценить экологическую безопасность реагента и может закупить товар, являющийся потенциально опасным и не соответствующим действующему законодательству.

Во избежание негативных последствий рекомендуем заказчикам в обязательном порядке при предоставлении участником в составе заявки действующего положительного заключения ГЭЭ запрашивать и оценивать область применения реагента, указанную в ГЭЭ, на предмет соответствия закупке (должно быть указано «на объекты дорожного и городского хозяйства»), и не допускать к участию заявки, не содержащие такую информацию, а также заявки, в которых положительное заключение ГЭЭ органов Росприроднадзора подменяется санитарно-эпидемиологическим заключением органов Роспотребнадзора.

Как заказчику самостоятельно разобраться в многообразии противогололёдных материалов и подобрать необходимый тип реагента?

С этим связано ещё одно нововведение ГОСТ Р 59204-2022 и ГОСТ Р 58427-2020 - при закупке ПГМ в техническом задании теперь не нужно писать химический состав. Необходимо лишь указывать вид ПГМ, область применения (в случае использования на пешеходных зонах для предоставления отчёта по воздействию на обувь) и рабочую температуру, а также технические характеристики согласно таблицам в стандарте. Всё.

Производитель сам решает, какой состав будет удовлетворять требованиям стандарта и заказчика. Состав, который он будет поставлять, заявляется с другими документами на тендер, чтобы в дальнейшем заказчик мог проверять, тот ли материал ему поставляют. Входной контроль качества закупаемых ПГМ также является обязательным, для предотвращения поставки бракованной продукции или средств, которые не соответствуют ранее заявленным свойствам.

 IMG_1568.jpg




Возврат к списку




Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные...
Подробнее
Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные с помощью файлов cookie, журналов истории доступа и web-счетчиков. Согласно Федеральному закону «О персональных данных» мы обязаны сообщить вам об этом. Продолжая работу с ресурсом, вы выражаете согласие на обработку ваших данных. Более подробная информация размещена в разделе «Политика конфиденциальности»