Москва,
Краснопресненская набережная 12, подъезд 6, оф 1612

ВТОРИЧНЫЕ РЕСУРСЫ КАК ОБЩАЯ ВЫГОДА

Источник: https://rosavtodor.gov.ru/storage/app/media/30_05_23/DR_block_03_2023_WEB.pdf

01.07.23

В регионах России готовятся к запуску новые пилотные проекты по вовлечению вторичных материальных ресурсов в дорожное строительство. Их реализация требует синергии региональных властей и отраслевых экспертов, генерирующих компаний и производителей стройматериалов, подрядных и научных организаций, многих других сторон. Эксперты ФАУ «РОСДОРНИИ» координируют их совместную работу для достижения взаимовыгодных результатов требуемого качества.

золошлаки на дорогах бурятии.jpg

Первый в Иркутской области эксперимент по использованию золошлаковых отходов в строительстве дорожного полотна реализован в 2021 году на 150-метровом участке трассы Р-255 «Сибирь». Технологию разработали сотрудники и студенты кафедры автомобильных дорог Иркутского политеха.

Перспективные направления

Создание условий для комплексного вовлечения вторичных ресурсов в проекты по развитию дорожной инфраструктуры — одна из приоритетных задач ФАУ «РОСДОРНИИ» при работе с регионами Российской Федерации и подведомственными Федеральному дорожному агентству федеральными казенными учреждениями. Согласно статистике, на сегодняшний день в стране накоплено свыше 40 млрд т отходов производства. Потенциально эти крупнотоннажные отходы при соответствующей обработке и подготовке могут быть использованы в дорожном строительстве. Как показывает мировая и советская практика, их применение при строительстве дорог помогает не только снизить потребление природных ресурсов и сократить расходы на транспортировку материалов, но и уменьшить объем утилизации отходов, что способствует улучшению экологической обстановки. Экономический эффект от использования вторсырья может быть достигнут за счет создания новых предприятий по утилизации и производству новой продукции, а также дополнительных рабочих мест в этой отрасли. Наиболее перспективные для использования в дорожном строительстве вторичные ресурсы — это вторичный щебень, асфальтогранулят, который образуется в результате ремонтных работ, шлаки металлургических производств и золошлаки, резиновая крошка, вторичный пластик, целлюлозное волокно.

Статистика накопления производственных отходов и их потребления в качестве вторичных материальных ресурсов (ВМР) на территории России, по данным ФАУ «РОСДОРНИИ»:

НАКОПЛЕНО > 40 млрд т отходов производства потребления

ОБРАЗУЕТСЯ > 7,5 млрд т отходов производства потребления отходов производства потребления

Из них используется: Фосфогипс, Металлургические шлаки, Золошлаковые отходы, Красные шламы, Изношенные шины Фосфогипс Металлургические шлаки Золошлаковые отходы Красные шламы Изношенные шины

Так, вторичный щебень может быть применен для отсыпки временных дорог или при устройстве дорог с невысокой нагрузкой, асфальтогранулят — для укрепления обочин, устройства съездов, отсыпки тротуаров, при устройстве местных дорог. Металлургический шлак уже используют как инертный материал для приготовления асфальтобетонных смесей. Золошлаки пилотно применяют как при устройстве насыпей, так и при сооружении дорожного полотна. Резиновую крошку, полученную в результате переработки шин, применяют как вторичное сырье для производства модификаторов асфальтобетона, а также в качестве модификатора битумных вяжущих. Отходы, содержащие битум, например, демонтированная плоская мягкая кровля, после технологической обработки подходят для изготовления мастики и битумно-­минеральной массы. Еще один пример успешного применения вторичных ресурсов — использование от ходов целлюлозно-­бумажной промышленности при изготовлении стабилизирующих добавок для щебеночно-­мастичного асфальта.

Стратегический подход

Вовлечение вторичных ресурсов в дорожное строительство — крайне актуальная задача, ее значимость отражена в отраслевых документах, принятых Правительством Российской Федерации в 2022 году. В июне 2022 года вышло постановление о реализации комплексного плана по повышению объемов утилизации золошлаковых отходов V класса опасности, образуемых в результате сжигания угля, торфа и их смесей в энергетических целях. В октябре запущена отраслевая программа «Применение вторичных ресурсов, вторичного сырья из отходов в сфере строительства и жилищно-­коммунального хозяйства на 2022–2030 годы». А в январе 2023 года Росавтодор утвердил план мероприятий по комплексному системному вовлечению золошлаковых материалов в дорожное строительство. Вместе с тем в России еще только предстоит создать эффективную систему использования вторичных материальных ресурсов. Под эффективностью здесь понимается не просто сокращение количества образуемых отходов, но максимальное ресурсосбережение, повторное вовлечение в хозяйственный оборот утилизируемых компонентов отходов, их превращение во вторичное сырье для изготовления новой продукции. Для появления такой системы, прежде всего, необходима государственная программная поддержка научных исследований и опытного применения вторичных ресурсов. Также требуется создание механизмов поддержки инновационных технологий. Особое внимание следует обращать на научно-­методическое, технологическое и лабораторное сопровождение пилотных работ: оно будет способствовать наработке профессиональных компетенций.

Системная работа в рамках федерального проекта «Экономика замкнутого цикла» и отраслевых государственных программ требует совершенствования законодательства: разграничения понятий «отходы», «вторичные ресурсы» и «вторичное сырье», принятия соответствующих подзаконных актов и документов по стандартизации. В числе прочих задач по организации эффективной работы с ВМР — создание системы мониторинга и анализа данных, разработка и возведение технологической инфраструктуры на промышленных объектах, развитие рынка вторичного сырья и формирование спроса на продукцию из него, формирование правил регулирования системы обращения с промышленными отходами, научно-­техническое обеспечение всей этой деятельности. Не менее важной задачей, стоящей перед Правительством России, становится поддержка производителей стройматериалов с долей вторичных ресурсов и дорожных организаций, применяющих такие материалы.

Опыт регионов

Согласно комплексному плану по утилизации золошлаковых отходов, первые проекты по применению ВМР на их основе буд у т реализованы более чем в 10 регионах. Контролируя реализацию отраслевых программ, ФАУ «РОСДОРНИИ» взаимодействует с властями этих субъектов — в их числе Иркутская, Омская и Новосибирская области, Республика Хакасия, Краснодарский и Приморский край. Институт ведет работу и с региональными дорожными организациями, предприятиями энергетического комплекса, компаниями — производителями стройматериалов с долей вторичных ресурсов, в том числе золошлаков.

Ежемесячные рабочие встречи нужны для контроля поступательного выполнения запланированных мероприятий, исключения технологических ошибок, которые могут привести к негативному эффекту для дорожной отрасли, и для решения экологических задач, связанных с утилизацией отходов.

Наиболее масштабная работа осуществляется по вопросам использования в дорожном строительстве именно золошлаковых материалов. Проекты с их применением прорабатываются, в частности, во взаимодействии с Сибирской генерирующей компанией (СГК), Территориальной генерирующей компанией № 11 Омской области, а также Северской ТЭЦ, расположенной в Томской области. К настоящему времени пилотные участки трасс с золошлаковыми материалами в составе дорожной одежды действуют в Московской, Иркутской и Омской областях. К реализации в ближайшее время при содействии СГК готовятся проекты на территории Новосибирской области и Красноярского края.

При этом не остаются в стороне другие вторичные ресурсы: резиновая крошка, отходы строительства и сноса, почвогрунты на основе компоста тоже рассматриваются как материалы, подходящие для скорейшего использования в дорожном строительстве. Формируется единая техническая политика в части их применения, совершенствуется нормативно-­техническая и правовая база, готовятся предложения в федеральные органы государственной власти о существующих возможностях их внедрения.

Институт готов оказывать методическую поддержку регионам и подрядчикам, внедряющим вторичное сырье в производственный процесс, а также анализировать объемы образования и использования отходов, которые могут быть использованы как ВМР для дорожного строительства. Такое взаимодействие раскрывает потенциал экономики замкнутого цикла для всех ее участников — помогая получить продукт с требуемыми свойствами, удешевить строительство и логистику, очистить окружающую среду, а в перспективе улучшить качество жизни жителей всей нашей страны.

развязка ступино.jpg

При возведении насыпей транспортной развязки в Ступинском районе Подмосковья, открытой в 2016 году, было использовано более 800 тыс.м3 золошлаковых отходов. Сооружение по-прежнему сохраняет требуемые эксплуатационные показатели и может считаться показательным в сфере применения золошлаков

Координация участников пилотных проектов нужна, чтобы обеспечить совместное решение ключевых вопросов: обоснования экономической эффективности применения вторичных ресурсов, обеспечения стабильности материалов на их основе, разработку требуемой для их производства и внедрения технологической инфраструктуры. Ответы на них должны удовлетворять интересам всех сторон взаимодействия, поэтому искать их приходится именно сообща.

 

По материалам пресс-службы ФАУ «РОСДОРНИИ»



Возврат к списку




Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные...
Подробнее
Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные с помощью файлов cookie, журналов истории доступа и web-счетчиков. Согласно Федеральному закону «О персональных данных» мы обязаны сообщить вам об этом. Продолжая работу с ресурсом, вы выражаете согласие на обработку ваших данных. Более подробная информация размещена в разделе «Политика конфиденциальности»