Москва,
Краснопресненская набережная 12, подъезд 6, оф 1612

ВТОРАЯ ЖИЗНЬ ДОРОЖНОГО АСФАЛЬТОБЕТОНА

02.04.20

Использование переработанных асфальтобетонных покрытий при строительстве и ремонте дорог — распространенная практика в развитых странах. В России она также постепенно получает признание. Лом, переработанный в крошку или гранулят, добавляют в асфальтобетонную смесь, давая таким образом дорожным одеждам вторую жизнь. Этот метод позволяет дорожникам не только сэкономить без ущерба для качества работы, но и в известной степени поучаствовать в разрешении экологических проблем своего региона. О технологии удаленного ресайклинга – в материале журнала «Прогресс технологий»

лом асфальтобетона.jpg

Ресайклеры — машины, которые позволяют перерабатывать старые дорожные покрытия и повторно использовать их в составе новой асфальтобетонной смеси (АБС) непосредственно на месте проведения дорожных работ – имеются в автопарке далеко не каждой дорожной организации.

Гораздо чаще переработка лома дорожного покрытия и добавление полученных в результате этого гранул или крошки в асфальтобетонную смесь происходит на специально оборудованных асфальтобетонных заводах (АБЗ). Даже с учетом стоимости транспортировки лома на завод, расходов на его переработку и включение в состав новой асфальтобетонной смеси эта технология остается высокорентабельной — особенно если принять во внимание, что действующие в Российской Федерации нормативы ее применение поощряют. Согласно национальным стандартам, дорожные покрытия могут содержать от 25% до 60% переработанного материала на дорогах высоких категорий — и до 100% на дорогах пятой категории.

Если представить процесс переработки и интеграции готового продукта в новую асфальтобетонную смесь предельно схематично, выглядеть это будет следующим образом. Доставленный на завод кусковой лом размером до 60 сантиметров подвергается дроблению в щековых, конусных или роторных дробильных установках до размера фракции не более 40 миллиметров. Затем полученный таким образом гранулят разогревается, чтобы входящие в его состав вяжущие вещества восстановили свою пластичность. После этого разогретый гранулят добавляется в приготавливаемую в смесителях барабанного типа новую асфальтобетонную смесь, тщательно перемешиваясь вместе со свежими инертными веществами, вяжущими и добавками. Готовая асфальтобетонная смесь транспортируется к месту работ, где укладывается традиционным способом — с помощью асфальтоукладчиков, катков и другой дорожной техники.

В целом все происходит именно так. Однако необходимо прояснить ряд нюансов, связанных с технологией, если можно так выразиться, удаленного ресайклинга.

Во-первых, переработанный на крошку или гранулят асфальтобетонный лом не всегда направляется на производство новой асфальтобетонной смеси, а может быть продан как сравнительно недорогой дорожно-строительный материал. Если стоимость асфальтобетонного лома составляет несколько сотен рублей за кубометр, то гранулят стоит уже 800—2000 рублей за тонну.

Гранулят или крошка, полученные после дробления асфальтобетонного лома могут быть использованы не только в составе асфальтобетонной смеси, сфера их применения много шире. Такой материал, к примеру, может быть с успехом применен для укрепления обочин дороги — в таком случае нет необходимости в восстановлении его пластичности, как при приготовлении на его основе новой асфальтобетонной смеси.

Если же полученный в результате дробления гранулят все же идет на производство АБС, при его предварительном нагреве в печах требуется соблюдать температурный режим, при котором легкие фракции вяжущего не испаряются и оно не выгорает. Для этого не должна быть достигнута температура вспышки битума — этот показатель составляет 180—220 градусов для вязких и 45—110 градусов для жидких битумов.

АБЗ 2.jpg

Что же касается следующего этапа — непосредственного производства асфальтобетонной смеси, для последней заблаговременно выполняется проектирование ее состава: рецептура новой смеси, зерновой состав входящих в нее инертных, вязкость битума, его содержание в используемом грануляте, технология приготовления и тип смесительной установки, процентное содержание вторичных материалов — крошки или гранулята — в ней.

Кроме АБС для приготовления горячей смеси с использованием гранулята требуется и другое оборудование. Иногда более специализированное, чем дробильные установки. Например, асфальтогрануляторы (они же просто грануляторы) не просто измельчают лом до требующегося гранулометрического состава, но разделяют его без повреждения (разлома) каменных материалов в местах «склеивания» связующих. Гранулят, полученный таким способом, более качественный, в нем отсутствуют включения мусора и пыли. При работе с таким материалом достигается ощутимая экономия вяжущих.

Асфальтобетон снятых дорожных одежд не обязательно перерабатывается в новую АБС. Полученный из такого лома гранулят может с успехом использоваться для строительства дорог пятой категории. Это загородные дороги в сельской местности и дачных поселках, городской сектор, а также разного рода подъездные пути. Там, где для строительства дорог обычно используют щебень или гравий, полученный из асфальтобетонного лома гранулят имеет целый ряд преимуществ. У дороги из гравия или щебня быстро появляется колейность; в межсезонье состояние ее резко ухудшается. В то же время правильно подобранный гранулят, имея коэффициент уплотнения до 0,97, хорошую упругость и «сращивание» за счет оставшихся в нем вяжущих, позволяет строить качественные сельские и дачные дороги, подъезды к частным домам и другим объектам.

При этом технология укладки дороги из гранулята остается традиционной: материал равномерно распределяют и уплотняют с помощью катков. А вот стоимость такой дороги существенно ниже той, в которую обойдется дорога из гравия или щебня, ведь цена гранулята в среднем вдвое ниже. А учитывая долговечность дороги из гранулята, расходы на ее обслуживание и ремонт позволят сэкономить дополнительно.

 

Источник-https://proteh.org/articles/24032020-vtoraya-zhizn-dorozhnogo-asfaltobetona/?spush=ZXhwZXJ0QHJvc3ppbWRvci5ydQ== 




Возврат к списку




Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные...
Подробнее
Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные с помощью файлов cookie, журналов истории доступа и web-счетчиков. Согласно Федеральному закону «О персональных данных» мы обязаны сообщить вам об этом. Продолжая работу с ресурсом, вы выражаете согласие на обработку ваших данных. Более подробная информация размещена в разделе «Политика конфиденциальности»