Москва,
Краснопресненская набережная 12, подъезд 6, оф 1612

ПОЧЕМУ ВЕСНОЙ ВМЕСТЕ СО СНЕГОМ «ТАЕТ» АСФАЛЬТ И «ПЛЫВУТ» ТРОТУАРЫ

25.03.24

Пришла весна, а вместе с ней и явление «исчезающего асфальта». Дорога становится непредсказуемой: ямы могут скрываться за огромными лужами и в этих случаях водителям нужно быть особенно осторожными. Бдительными должны быть и пешеходы: прогулки по тротуарам прерываются неожиданными препятствиями в виде вздыбившейся или просевшей плитки. Разбираемся, почему весной вместе со снегом «тает» асфальт и «плывут» тротуары. И существует ли технология, способная сохранять целостность дорожного полотна круглый год.

 яма утка.jpeg

Фото с сайта drive2.ru

Химия или физика?

Водители и пешеходы каждый год наблюдают, как после зимы вместе со снегом на некоторых дорогах сходит асфальт. В ямах остаются колёса, подвеска и куча нервов. И хоть дороги – извечная российская проблема, но с переходом городов на новые технологии уборки с применением современных противогололёдных реагентов появилось мнение, что в разрушении асфальта виноваты именно они.

На самом деле, причина не в химии, а в физике. При переходе через ноль — так называемые, температурные качели, когда температура воздуха от минусовой резко переходит к плюсовой и наоборот — снег сначала тает, проникает в поры и микротрещины асфальта, а потом замерзает. В твёрдом агрегатном состоянии вода расширяется и разрывает полотно — так и появляются ямы и трещины на дорогах. Такие процессы циклично могут происходить за один зимний день по нескольку раз. Кроме того, даже если на улице стабильно небольшой минус, снег начинает таять под колёсами автомобилей. Утром автомобильный поток превратил осадки в воду, днём интенсивность движения упала – вода замёрзла, расширилась. Вечером все поехали домой, поверхность дороги нагрелась, вода растаяла, в ночь – замёрзла. Чем больше циклов замерзания и оттаивания, тем хуже асфальт весной.

То есть даже если ничем не обрабатывать дороги, снег будет таять (хоть в небольших количествах) всё равно из-за движения автомобилей. При обработке дорог пескосоляной смесью, снег ещё больше подтаивает, так как в смеси есть незначительное (как правило от 5 до 15 процентов) количество соли (галит, хлорид натрия). Вода в порах асфальта будет слабосолёная, но всё равно замёрзнет при температуре около -2С. Мы просто сместили «точку качель» с 0С до -2С. Но и таких переходов за зиму случаются сотни раз.

В состав современных противогололёдных материалов входит сразу несколько видов солей с разными характеристиками, за счёт этого раствор остаётся в жидком агрегатном состоянии как минимум до -15 градусов. Следовательно, вода в порах асфальта не замерзает, не расширяется и ничего не разрушает. Таким образом, применение современных низкотемпературных реагентов позволяет сократить число циклов замерзания и оттаивания, тем самым снизить негативное влияние воды на дорогу. Кроме того, такой рассол, даже если замерзает, не сильно расширяется, как это делает вода. То есть и физическое воздействие на асфальт значительно снижается.

В целом же разрушение дорожного полотна – результат комплексного воздействия множества факторов: особенностей климата, интенсивности движения, использования некачественных или не подходящих материалов, нарушений технологии укладки, отсутствия отвода стоков, ошибочного проектирования. Большой вклад в разрушение дороги вносит также шипованная резина.

Гранит преткновения

Тепло «топит» не только снег, но и тротуары. Сегодня всё чаще их мостят плиткой из природного материала - гранита. Для мегаполиса это универсальное решение: у обычного асфальта срок службы 7-10 лет, а у плиточного покрытия – номинально 50 лет, фактически, по мнению экспертов, - порядка 100. Однако, несмотря на прочность материалов, дефекты при эксплуатации не исключены. Они появляются по разным причинам – из-за осадков, из-за заезда на плитку тяжёлой уборочной техники, и из-за чересчур усердных «ледорубов». Однако, главный враг любой брусчатки и тротуарной плитки – тоже вода. «Основа жизни» имеет привычку проникать в каждую щель. Настоящий краш-тест устраивают тротуарной плитке зимы с аномальными снегопадами. Но в отличие от асфальта, саму плитку вода не разрушает, а лишь способствует ее выпячиванию, что легко решается локальной переукладкой. К тому же, симптомы «неровного тротуара» могут исчезнуть сами собой.

В первую очередь влияние на деформацию плитки зимой оказывает вода, которая проникает в стыки швов и впитывается в землю. После чего грунт промерзает, расширяется и вспучивается. Весной, когда снег растает и уйдет лишняя влага, плитка может вернуться на место. Если плитка лежит на территории с пучинистыми грунтами, то это явление будет наиболее заметным.

плитка 2.jpg

Фото с сайта bmwclub.ru

Именно для предотвращения подобных диверсий технология требует, чтобы под всеми слоями подплиточной «подушки» был проложен дренаж — такая микроканализация, которая не позволит воде скопиться в зазорах между плитками. Категорически запрещено класть тротуарную плитку или брусчатку на такие материалы, как монолитный бетон, рубероид, полиэтилен, глина. Однако, иногда плитка отправляется «гулять» даже при соблюдении технологии укладки.

В отличие от асфальта, плитку при правильной технологии не кладут на цементные или иные жёсткие основы. Обычно это земля, сверху укладывают отсев дробления, песок, и уже на эту подушку — плитку. Таким образом, грунт всегда может немного «гулять», особенно во влажные и холодные зимы, когда он идёт буграми от воды. Так что зимой это нормальное явление. И когда грунт просохнет, плитка может вернуться на прежний уровень.

Климатические условия большинства российских регионов предъявляют самые жёсткие требования к свойствам материалов для благоустройства. Не все «выживают». Помочь пережить постоянные температурные циклы «мороз – оттепель» и защитить дорожные покрытия может обработка специальными составами, обеспечивающими герметизацию асфальта и препятствующими проникновению воды. В зимний период это, в свою очередь, позволит удерживать противогололёдные материалы на поверхности покрытия и предотвратить образование опасных проявлений зимней скользкости. 

Материал подготовлен пресс-службой Национальной ассоциации зимнего содержания дорог



Возврат к списку




Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные...
Подробнее
Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные с помощью файлов cookie, журналов истории доступа и web-счетчиков. Согласно Федеральному закону «О персональных данных» мы обязаны сообщить вам об этом. Продолжая работу с ресурсом, вы выражаете согласие на обработку ваших данных. Более подробная информация размещена в разделе «Политика конфиденциальности»