ВЕКТОР УБОРКИ – АНТИПЫЛЬ
Пришла долгожданная весна. Снег постепенно сходит, оставляя после себя следы зимней борьбы с гололедицей. С предвестниками весенних «песчаных бурь» уже начинают бороться коммунальщики. В перечень традиционных весенних работ входят: уборка смёта, подметание, пылесос и мойка проезжих частей и тротуаров. Почему весной города превращаются в песочницы? Устраивать каток или убирать песок? Какими методами бороться, если погода ещё капризничает?
Снег растаял, а под ним - горы песка, высыпанного в процессе «борьбы» с гололёдом. Фото: архив Ассоциации
Зимой 2023-2024 многие российские города столкнулась с настоящим вызовом стихии. Морозы и аномальные снегопады повторялись практически каждый месяц. Прошедшая зима, по данным метеорологов, стала одной из самых снежных в нашей стране. При этом, снежность метеорологи оценивают не по высоте покрова, а по его плотности. Именно такой большой плотности снега не было уже несколько десятилетий. Борьба со снегом и обледенением велась коммунальными службами усиленно, с применением различных противогололёдных материалов.
К сожалению, зачастую со скользкостью всё ещё пытаются бороться по старинке - с помощью песка. А ведь этот способ не только неэффективен (песок не может плавить лёд, и очень быстро сдувается ветром), но и вреден для здоровья людей. Весной, после схода снега, городские дороги превращаются в «песочницы». Весна-2024 не исключение.
Смоленск
Как шутят в Смоленске, в городе есть четыре сезона: сугробы, грязь, лужи и пыль. Невесёлая шутка имеет под собой основания. Вот и сейчас жители города почувствовали всеми лёгкими, сколько песка осталось после зимы. Это и не удивительно: всего за прошедший зимний сезон 2023-2024 гг. на улицы города было высыпано 10 тысяч тонн песка. Горожане просят скорее привести дороги в порядок, не дожидаясь старта апрельских городских субботников.
«Огромная просьба убрать песок с улиц, нечем дышать, пыль столбом. И не нужно ждать апреля, дышать чистым воздухом нужно сейчас!», — считает смолянка Марина Стробыкина.
В Красноярске начали убирать с тротуаров и дорог горы песка и грязи. По словам специалистов, грязь вдоль обочин, забрызганные отбойники и ограждения — итог зимнего содержания дорог с применением пескосоляных смесей. Порядок на улицах наводят круглосуточно: подметают дороги, чтобы собрать пыль и песок. Но влажная обработка проезжей части с использованием поливомоечной техники станет возможна лишь только при установлении положительных температур.
Чита
Облака из пыли накрывают машины во время уборки улиц в Чите. Общественники критикуют и пыль, и саму технологию уборки.
«Ужасную технологию уборки улиц используют сегодня на Новобульварной и Красной звезды. Огромные пылевые облака — это ущерб для здоровья людей и повышенный риск ДТП», - сообщается в Telegram-канале «Гражданская солидарность».
Скрин из Telegram-канала «Гражданская солидарность»
Снежные рекорды прошедшей зимой не обошли стороной и Петербург. С начала зимы в городе утилизировали уже более 3 миллионов кубометров снега. Остатки же возвышаются грязными кучами на газонах. На просохших дорогах и тротуарах - горы песка, высыпанного коммунальщиками в процессе борьбы с гололёдом. Из-за сильных морозов и обильных снегопадов этой зимой город посыпали усерднее, чем прошлой. Так, в 2023 году за зиму на город вывалили 60,5 тысячи тонн песка, а в этом почти 72 тысячи! Для понимания: это где-то тысяча грузовых вагонов. Водные процедуры в городе проводили «точечно» и только в тёплую погоду. Более того, судя по отчетам Комитета по благоустройству, кое-где ещё продолжают посыпать дорожки песком, с которым и борются. И пока власти ломают голову над дилеммой «устраивать каток или убирать песок», пропесоченный город не может нормально вздохнуть - пыль повсюду.
Этой зимой Петербург сильно «пропесочили» - теперь коммунальщикам надо всё это прибрать. Фото: Ю.Пыхалова (архив), spb.kp.ru
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Юлия Антонова, исполнительный директор Национальной ассоциации зимнего содержания дорог:
«Пыль в межсезонье, действительно, настоящее бедствие не только для дорожно-коммунальных служб, но и пешеходов, которым приходится ей дышать. С окончанием зимы в воздух при малейшем ветре поднимается скопившаяся на дорогах и тротуарах грязь, состоящая из многих, достаточно токсичных, «ингредиентов»: резины и асфальта, образующихся от взаимного трения, выхлопных газов транспорта и промышленных производств, горюче-смазочных материалов, песка, почвы и т.д.
В значительной степени усугубляет ситуацию, увеличивая общее количество грязи, превращающейся в пыль, зимнее содержание дорог по устаревшим технологиям - обработка песком и пескосоляной смесью (ПСС). При этом зачастую о качестве песка и уж тем более о последствиях его применения, к сожалению, не задумываются.
Основным и действенным методом пылеподавления, широко применяемым как в России, так и за рубежом, является увлажнение дорог. Однако, в межсезонье, в условиях возможных заморозков, влажная уборка улиц проблематична. При таких погодных условиях необходимо применение специальных, «всепогодных», обеспыливающих составов на основе минеральных солей, связывающих пыль и не дающих подниматься ей в воздух. Применение таких растворов даёт возможность, не поднимая клубы пыли, пропылесосить улицы значительно раньше, при температурах воздуха от 0 до минус 10°C, и не ждать наступления среднесуточных положительных температур.
В целом же, только комплексный подход к круглогодичному содержанию города – это применение качественных противогололёдных материалов, специальных дорожных шампуней и обеспыливающих средств - позволит постепенно (чуда за год не бывает!) сделать наши города комфортными и безопасными».
Материал подготовлен пресс-службой Национальной ассоциации зимнего содержания дорог