Москва,
Краснопресненская набережная 12, подъезд 6, оф 1612

В ЗИМНЕМ РЕЖИМЕ

Источник: https://rosavtodor.gov.ru/storage/app/media/23_11_22/DR_block_06_2022_WEBSITE_2411.pdf

28.11.22

Подготовка к зимнему содержанию федеральных автомобильных дорог начинается, как в известной пословице, уже летом. От её качества напрямую зависит безопасность водителей на всей дорожной сети. Как организовать морозам тёплый приём, что из себя представляет «дорожный» прогноз погоды и влияет ли глобальное потепление на объём работ по содержанию федеральных трасс зимой, рассказывает Виталий Голиков, начальник Управления эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства (Росавтодор).

голиков.jpg

Виталий Голиков, начальник Управления эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства. Фото rosavtodor.gov.ru

- Виталий Сергеевич, каким образом дорожные службы подготовились к зиме в этом году?

- В текущем зимнем сезоне для эксплуатации федеральных магистралей обеспечен необходимый запас противогололёдных материалов (ПГМ): 135 тыс.т жидких реагентов, 805 тыс.куб.м песка и около 5 тыс.т пескосоляной смеси. Подрядчики, занимающиеся содержанием, подготовили 12535 единиц дорожной техники, привели в готовность инфраструктуру: тёплые стоянки для дорожно-эксплуатационных машин, более тысячи пескобаз.

Для профилактики образования наледи дорожное покрытие обрабатывают химическими реагентами: хлоридами, формиатами или иными солями в твёрдой форме или в виде раствора. Они сразу растапливают снег и снижают риск образования ледяных отложений, это называют борьбой с зимней скользкостью. А если снег выпал в большом количестве, то его перемещают с дороги с помощью техники, обрабатывая остатки разными противогололёдными материалами, чтобы улучшить сцепление шин с дорогой.

От снега, переносимого метелями, дороги защищают искусственные конструкции и специальные лесопосадки вдоль дороги. Они принимают на себя большую часть снежной нагрузки, благодаря чему на дорожном покрытии исключено образование обильного снежного покрова. В горных районах для защиты от лавин, помимо противолавинных галерей, используют снегозадерживающие заборы и щиты. Эти меры тоже относятся к профилактическим.

- Сколько времени заняла такая подготовка?

- Организации, эксплуатирующие зимние дороги, готовятся к холодному времени года заблаговременно, начиная с III квартала. Росавтодор каждый год издаёт приказ по подготовке федеральных трасс к зиме, определяя первоочередные мероприятия. В этот перечень входит и заготовка необходимых запасов ПГМ. Она производится в объёмах, рассчитанных исходя из площади дорожного покрытия и цикличности его обработки, а также климатических параметров. В разных условиях применяются разные материалы: химические – твёрдые реагенты или их растворы, фрикционные – щебень или песок, комбинированные – смесь химических и фрикционных.

- Как эволюционируют химические ПГМ? Становятся ли они более щадящими и если да, то за счёт чего?

- Производители постоянно предлагают новые составы реагентов. Например, недавно появились материалы на основе карбоновой, или, так называемой, муравьиной кислоты. Они более экологичны, чем привычные нам хлориды, их предлагают использовать на мостовых сооружениях, вблизи водоёмов. Думаю, жители Москвы видят, что на улично-дорожной сети в последнее время применяются более щадящие реагенты – столица сильно продвинулась вперёд с точки зрения экологии. На федеральных же трассах пока преобладает использование соли и песка.

- От чего зависит состав пескосоляных смесей в разных климатических зонах?

- Количество её компонентов может меняться в зависимости от конкретных условий на конкретном участке дороги. Так, согласно руководству по борьбе с зимней скользкостью, на автомобильных дорогах применение чистой соли – хлорида натрия – допустимо только при температурах от -2 до -16⸰С. Если ударят сильные морозы, то соль будет гораздо медленнее плавить снег – и тогда увеличивают концентрацию песка или используют другой тип реагента. Зима наступает где-то раньше, где-то позже, атмосфера в целом изменчива, и подрядчики сами выбирают состав ПГМ в соответствии с текущими погодными условиями. Главное в нашей работе – чтобы дорога была чистой, безопасной.

Интенсивность транспортного потока также влияет на тип применяемого противогололёдного материала. Чистая соль будет эффективнее при большем количестве проезжающих по ней автомобилей: они ускорят плавление снега и равномерно распределят реагент по дороге. А на участках с низкой интенсивностью движения применение соли без песка замедлит очистку, повышая риски аварийных происшествий. В больших же количествах рассыпать чистый химический реагент нецелесообразно.

машины дорога.jpg

Главное в нашей работе – чтобы дорога была чистой, безопасной. Фото с сайта regiondv.com

- Как известно, экоактивисты выступают против использования химии в принципе. Насколько обосновано их беспокойство?

- Во-первых, все документы, регламентирующие нашу работу, проходят согласования в разных инстанциях, на разных уровнях, и мы используем утвержденные профессиональным сообществом материалы. Во-вторых, тот реагент, который попадает на дорогу, растворяется в снегу – даже если подрядчик работает с чистой солью, она в итоге оказывается в дорожном кювете уже в слабой концентрации. Что касается мостов, то практически на каждом из них есть локальные очистные сооружения и реагент с песком скапливается в их сменных фильтрах. Очистка лотков и водоотводных трубок на мостах производится с периодичностью не реже одного раза за трое суток, в зависимости от технической категории дороги. В-третьих, мы видим, что трава продолжает расти вдоль дорог, несмотря ни на какую соль, и растёт она так активно, что в тёплое время года нам приходится регулярно её скашивать.

- Применяются ли новые технологии по борьбе с зимней скользкостью и наледями?

- Принципиально новых методов зимнего содержания дорог мы пока не вводим. Все наиболее эффективные способы профилактики скользкости и заносов, борьбы с ними, регламентированы действующим ГОСТ. Мы видим на практике, что эти способы действительно результативны: например, снегозащитные заборы и лесополосы эффективно удерживают снег, переметаемый метелями. Конечно, потенциал есть в любых направлениях исследований, однако новые разработки следует применять аккуратно, их необходимо длительное время испытывать на пригодность. А сегодня мы успешно работаем способами, которые проверены годами.

противолавинная галерея.jpeg

Для защиты дорог от снежных масс строят противолавинные галереи, подпорные стены и устанавливают специальные сетки двойного кручения. Фото с сайта astv.ru

- Выйдет ли в этом году на дороги какая-то новая или существенно модернизированная дорожно-эксплуатационная техника?

- По части техники изменения есть, но они касаются, скорее, отдельных механизмов, а не видов машин. И происходят эти изменения, к сожалению, далеко не всегда на отечественных машинах. Подрядчики охотнее покупают иностранную технику, потому что она более многофункциональна. Например, есть импортные комбинированные дорожные машины, которые можно одновременно заряжать и ПСС, и раствором химического реагента. На них чаще встретишь отвалы, которые сгребают снег сразу и с дороги, и с обочины. Это удобно, повышает скорость работ. Впрочем, наша техника тоже совершенствуется. Мы производим комбинированные дорожные машины на базе КамАЗа, грейдеры, различное оборудование для эксплуатационной техники: в Белоруссии выпускают и оборудуют МАЗы. Не вижу никаких препятствий полноценной работе даже в условиях ограниченного импорта: отечественное машиностроение развивается очень активно.

- Сегодня цифровые технологии используются в составе автоматизированной системы метеорологического обеспечения. Что из себя представляет такое наблюдение за погодой?

- В каждом ФКУ, подведомственном Росавтодору, наблюдают за окружающей средой с помощью сети специализированных метеостанций, детально информирующих о текущих параметрах самой среды и состоянии покрытия на любом участке дороги в режиме реального времени. Аналитическая подсистема на основе данных от метеорологических локаторов делает прогноз на перспективу в 4 часа. Зная эту информацию, подрядные организации заблаговременно проводят обработку дорог ПГМ. Благодаря такой точности на 10-25% снижается расход реагентов и топлива для машин, более эффективно используется техника и рабочая сила. Одновременно уменьшается количество ДТП и пострадавших в них, увеличивается средняя скорость движения на дорожной сети. Кроме того, с помощью этой системы дорожники информируют водителей о сложных погодных ситуациях – туманах, метелях, снегопадах, об изменениях в режиме движения и возможных путях объезда аварийных или ремонтных участков дорог. Сведения, которые помогают пользователям дорог, транслируются на дорожные знаки с переменной информацией и в интернет-ресурсы.

метеосистема.jpg

В каждом ФКУ, подведомственном Росавтодору, наблюдают за окружающей средой с помощью сети специализированных метеостанций. Фото с сайта vksystem.ru

- У всех на слуху разговоры о глобальном потеплении, повсеместном изменении климата. Подтверждает ли это статистика метеонаблюдений за дорогами? Становится ли работы зимой меньше?

- Протяжённость федеральных дорог постоянно увеличивается: строятся новые участки, ежегодно расширяются существующие трассы, в федеральную собственность переходят региональные дороги – поэтому объём работ только растёт.

Что касается изменения климата – по температурным показаниям метеодатчиков мы наблюдаем устойчивый рост средней температуры воздуха. Как правило, зимний сезон эксплуатации на федеральных автодорогах начинается с середины октября и продолжается до середины апреля следующего года, в зависимости от климатических зон России. При этом опыт последних лет зимнего содержания автодорог показывает: зимний период характеризуется как экстремально низкими температурами, так и потеплением, с частым переходом температуры через ноль.

Одни из самых ответственных, непростых для зимнего содержания участков – затяжные спуски или подъемы. Стоит проморгать наледь, и риск возникновения заторов на таких отрезках дорог возрастает очень быстро. Чаще всего это происходит, когда в гору по обледеневшему покрытию не может заехать фура. Просто так её не объехать, а каждый следующий за ней грузовик обречен ждать, пока дорога не освободится. На моей памяти самый большой подобный затор произошёл в 2012 году на трассе М-10 «Россия», где после сильнейшего снегопада пробка из сотен автомобилей растянулась на 40 с лишним километров.

Так что работы у дорожных служб меньше не становится. Более того, анализ эксплуатации автомобильных дорог за последние пять лет показал, что объёмы выполняемых работ по их содержанию ежегодно увеличиваются. В связи с учащающимися переходами через ноль возрастает потребность в более частой обработке автодорог противогололёдными материалами, что влечёт за собой увеличение объёмов их заготовки. Сильные морозы и обильные снежные осадки, чередующиеся с оттепелями, требуют привлекать к работе больше дорожной техники и рабочих, чтобы обеспечить содержание дорог в нормативном состоянии.

черный лед.jpg

«Чёрный лёд» – опасное зимнее явление. Образуется на сухой дороге при высокой влажности воздуха, когда температура покрытия ниже 0С, а воздух теплее. Лёд практически незаметен, поэтому его необходимо удалять с дороги как можно скорее. Фото с сайта moskvichmag.ru

- Продолжают ли федеральные трассы становиться безопаснее или количество аварий держится на каком-то одном уровне?

- Статистика за 9 месяцев текущего года показывает, что аварий становится меньше. С января по сентябрь 2022 года на трассах Росавтодора произошло 11500 ДТП, в которых ранено 16755 и погибло 2835 человек. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество ДТП снизилось на 6,5%, пострадавших – на 5,8%, погибших – на 9,9%. Качественное зимнее содержание дорог – одна из ключевых мер, поддерживающих такую тенденцию. Мы обеспечиваем бесперебойное и безопасное движение автомобилей именно для того, чтобы сохранять жизни и здоровье всех граждан, пользующихся нашими дорогами.

Автор материала - А.Копотилов, журнал «Дороги России» №6 (132) 2022



Возврат к списку




Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные...
Подробнее
Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные с помощью файлов cookie, журналов истории доступа и web-счетчиков. Согласно Федеральному закону «О персональных данных» мы обязаны сообщить вам об этом. Продолжая работу с ресурсом, вы выражаете согласие на обработку ваших данных. Более подробная информация размещена в разделе «Политика конфиденциальности»