Москва,
Краснопресненская набережная 12, подъезд 6, оф 928
+7 (966) 336-12-21

Сойти со скользкой дорожки

18.12.15

Состояние дорожного покрытия - отнюдь не праздный вопрос для любого города. От этого зависят пропускная способность уличной сети, количество дорожно-транспортных происшествий и, в конечном счете, человеческие жизни. Наряду с автомобилистами такими же полноправными участниками дорожного движения являются пешеходы, и зимний период становится горячей порой для травмпунктов. К сожалению, каждый переход показателей термометра через ноль градусов сопровождается образованием гололедицы и как следствие - ростом случаев травматизма. Согласно данным Управления здравоохранения Казани Минздрава Татарстана за период с 6 ноября по 10 декабря 2015 года жители города получили 631 травму. В то время, как в Москве за ноябрь - декабрь этого года с травмами по причине гололеда в медучреждения обратились всего 105 пешеходов. Почему в мегаполисе с численностью населения в 16 раз больше, чем в Казани, зимний травматизм в шесть раз ниже?

Проблемой борьбы с гололедом на пешеходных зонах столица всерьез озаботилась в начале двухтысячных годов. С увеличением количества «ледяных дождей» и переходов через 0 °С ситуация с травмированием людей стала катастрофичной: в сезон отмечалось до 8000 обращений. Печально рекордным для Москвы стал 2010 год, поэтому в зимний сезон 2011 - 2012 гг. было принято решение обрабатывать пешеходные зоны, тротуары и дворы комбинированным противогололедным материалом на основе формиата натрия и мраморной крошки. Интересны в этом плане статистические данные, подготовленные Научно-практическим центром экстренной медицинской помощи Департамента здравоохранения российской столицы. С 2008 года это учреждение совместно с Гидрометеорологическим бюро Москвы и Московской области вело учет случаев травм опорно-двигательного аппарата в зимний период, количества переходов через ноль градусов и выпавшего снега. Если зимой 2009 - 2010 гг. один переход через ноль градусов сопровождался примерно 100 травмами, то в 2014 - 2015 гг. их число сократилось до 14. Уже с первого года применения ПГМ уровень травматизма в Москве снизился более чем в 2,5 раза. Показательными также являются результаты зимы 2012 - 2013 гг., которая стала самой снежной за последние семь лет.

При увеличении количества осадков почти в 1,5 раза количество травм продолжило снижаться, достигнув к 2014 - 2015 гг. минимальных значений за весь период наблюдений. Прошлая зима в Москве стала рекордной по количеству переходов через ноль градусов, при этом коэффициент травматизма от гололеда был в шесть раз ниже по сравнению с аналогичным периодом, когда тротуары не обрабатывались.

Почему столичные власти остановили свой выбор именно на ПГМ на основе формиата натрия и мраморной крошки? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно проанализировать опыт использования тех или иных материалов в условиях мегаполиса. Первый и, к сожалению, довольно распространенный вариант в российских реалиях, когда никаких ПГМ не используется вовсе. Эксплуатирующая организация отправляет дворников отбивать лед с помощью ломов, лопат и т.п. Метод трудозатратный, требующий единовременного вывода на улицы большого количества работников, эффективность - до первых заморозков. Межгосударственными ГОСТами предусмотрено, что тротуары должны быть очищены до асфальта, однако зачастую, для того чтобы выполнить это требование, у городских служб просто не хватает ресурсов. Второй вариант - использование песчано-солевой смеси. Количество соли в ней, как правило, не более 5 %, добавляют ее, прежде всего, для того, чтобы песок на полигоне не комковался и не смерзался. Что происходит, когда такую смесь рассыпают на льду? Многочисленные исследования показали, что в течение первого часа происходит потеря до 40 % песка, по истечении двух последующих часов от него практически ничего не остается. Смесь оказывается на обочинах дорог, разносится пешеходами. Более того, исследования Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета показали, что коэффициент сцепления песка на льду до 0,2, тогда как по дорожным нормативам он должен быть не менее 0,3 - 0,4. К сожалению, по окончании зимнего сезона полностью вывести весь песок с улиц не удается, половина его так и остается в городе. Для наглядности: в крупном городе за одну зиму могут высыпать до 100 тысяч тонн песко-соляной смеси. Соответственно, около 50 тысяч тонн песка ежегодно остаются на улицах! За рубежом использование песка запрещено, поскольку доказано, что загрязнение им приводит к увеличению смертности населения от онкологических и легочных заболеваний. В европейских городах реализуются программы по снижению запыленности, и первое, что попадает под запрет, - это использование песка в качестве противогололедного материала.

Альтернативой может служить гранитный щебень. Он позволяет добиться более высокого коэффициента сцепления, чем песок, меньше пылит, так как очень прочный. Но при этом гранитный щебень очень острый. Его использование приводит к истиранию асфальтового покрытия, щебень может деформировать подошвы обуви, шины автомобилей, ранить лапы животных. Интересно, что в 2010 году, когда ПГМ с гранитом использовались в Москве, один за другим начали выходить из строя эскалаторы метрополитена. При проведении ремонтных работ выяснилось, что причиной выхода из строя механизмов стал щебень, который заносился в метрополитен на подошвах обуви. В 2011 году Москва перешла на ПГМ на основе мраморной крошки, которая обеспечивает хорошее сцепление, но при этом более мягкая. За весь зимний период ни одной поломки эскалатора отмечено не было.

И песок, и щебень любой породы сами по себе на льду не обеспечивают продолжительного эффекта, так как фрикционному материалу не за что «зацепиться». Он легко сметается к обочинам. Этого недостатка лишены комбинированные противогололедные средства: смесь фрикционных материалов и плавящей снег части. Наиболее безопасными среди них признаны составы, содержащие органические соли, - формиаты. Свойства этого вещества хорошо изучены. Благодаря тому, что формиат натрия относится к четвертому классу опасности (малоопасный) и малотоксичен для человека и животных, но при этом обладает мощными антибактериальными и антиоксидантными свойствами, его еще с советских времен широко применяют в медицине, сельском хозяйстве, пищевой, текстильной и кожевенной промышленности. При попадании в организм органическая соль распадается на углекислый газ и воду. Согласно токсикологическим исследованиям формиат натрия не обладает аллергенными свойствами.

В качестве противогололедного средства он начал использоваться еще в 40-е годы в Америке, в первую очередь на военных и гражданских аэродромах, так как кроме того, что вещество эффективно плавит лед, оно практически не воздействует на металл. Коррозионная активность у формиата в восемь раз ниже, чем у дорожной соли.

Сейчас, когда экологические свойства антигололедных реагентов стали рассматриваться не менее пристально, чем их технические характеристики, формиаты натрия и реагенты, их содержащие, используются все чаще как в России, так и за границей. В Цюрихе (Швейцария), например, с помощью таких материалов убирают снег и лед с футбольных полей с натуральным газоном. В Осло (Норвегия) антигололедные композиции на основе формиатов и мраморной крошки и вовсе закупали у российского производителя - Уральского завода противогололедных материалов. Попадая на лед, они топят его, превращая в шугу, которую можно без особых усилий смести в сторону. Если после заморозков возможности очищать тротуар до асфальта нет, материал можно просто оставить как есть - мраморная крошка буквально впаивается в лед, обеспечивая безопасное передвижение пешеходов. Фрикционный эффект сохраняется на протяжении нескольких дней, обеспечивая безопасную среду для пешеходов и снижая эксплуатационные расходы городских служб.



Эксперт:  УЗПМ

Возврат к списку




Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные...
Подробнее
Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные с помощью файлов cookie, журналов истории доступа и web-счетчиков. Согласно Федеральному закону «О персональных данных» мы обязаны сообщить вам об этом. Продолжая работу с ресурсом, вы выражаете согласие на обработку ваших данных. Более подробная информация размещена в разделе «Политика конфиденциальности»