С ОСОБОЙ СНЕЖНОСТЬЮ: ОПЫТ МОСКВЫ
Февраль, как один из наиболее актуальных месяцев для серьёзного и всестороннего обсуждения проблем зимнего сезона, собрал в Москве в рамках проведения Форума «Зимнее содержание дорог – 2023» дорожников из России и Республики Беларусь.
Смешанный практико-теоретический формат Форума, состоявшегося при поддержке Национальной ассоциации зимнего содержания дорог, позволил участникам ознакомиться с уникальным опытом предприятий Москвы и Московской области в вопросах организации и технологических решений содержания, ремонта, обеспечения условий безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах и искусственных сооружениях в зимний период.
В форуме приняли участие дорожники из 27 регионов России и Республики Беларусь. Фото предоставлено ИРВС «Ирвэн»
Порядок и особенности зимней уборки в первую очередь определяются погодным фактором и размером территории. В небольших населённых пунктах на юге страны колонны специализированной техники для очистки снега задействуют значительно реже, чем в крупных городах средней полосы и, тем более, севера. Москва в этом отношении собрала своеобразное комбо: наша столица – самый северный мегаполис мира с населением свыше 10 миллионов человек, в городе около 30 миллионов квадратных метров тротуаров, почти 90 миллионов кв.метров дорог, 5 миллионов транспортных средств и погодные условия, которые с каждым годом бросают столице новые вызовы: в одном районе идет снег, в другом – ледяной дождь, а в третьем осадков и вовсе нет.
В таких условиях оперативно реагировать на смену погоды коммунальным и дорожным службам Москвы помогает метеослужба ГБУ «Автомобильные дороги». С 2015 года она круглосуточно и в режиме реального времени мониторит условия на автомагистралях, анализирует полученные данные и предоставляет краткосрочные (от трех часов) и долгосрочные (до 72 часов) прогнозы для нужд КГХ Москвы.
В РФ порядок уборки и состояние дорог в зимний сезон регулирует национальный стандарт 50597. Согласно ему, спустя четыре часа после окончания снегопада автотрассы должны быть полностью очищены от снега, разметка — хорошо просматриваться, а тротуары — обработаны противогололёдными материалами. В Москве, помимо государственного стандарта, разработана своя технология зимней уборки. Она действует с 2011 года и содержит аналогичные принципы, но более жесткие: три часа на очистку от снега для внутригородских дорог и два часа — для МКАД. Никакого льда и снега на тротуарах. Всё для того, чтобы мегаполис жил и функционировал полноценно вне зависимости от погоды.
Для предотвращения обледенения дорог производится сплошная обработка проезжей части и тротуаров противогололёдными материалами ДО начала снегопада.
Механизированное прометание проезжей части начинается сразу после окончания очередного снегопада. При длительных интенсивных снегопадах очередное прометание проезжей части производится после выпадения каждых 5 см свежевыпавшего снега. Выпавший снег для дальнейшей утилизации вывозят на стационарные снегоплавильные пункты и мобильные снегоплавильные установки.
Фото: aif.ru
В арсенале столицы пять видов реагентов под различные температуры. Причём, для проезжей части и тротуаров разные.
Для содержания проезжей части применяются жидкие и твёрдые комбинации хлоридов натрия и кальция, а также хлоридов натрия, кальция, калия с добавлением формиата натрия, который препятствует коррозии автомобилей.
Для тротуаров используется состав из формиата натрия, хлорида натрия (пищевая соль) и мраморной крошки (по сути - спрессованный мел), максимально щадящий обувь и улучшающий уровень фильтрации почв.
Стоит отметить, в данном случае Москва впереди всей планеты: в других странах биоразлагаемая соль (формиат натрия) применяется как зимний реагент только в аэропортах или природоохранных зонах. А в Москве — по всему городу.
В арсенале столицы пять видов реагентов под различные температуры. Фото предоставлено ИРВС «Ирвэн»
Ежедневно в работах по уборке снега в Москве задействовано более 10 тыс. единиц спецтехники: плужно-щеточные снегоочистители, распределители твёрдых и жидких противогололёдных материалов, автогрейдеры, тротуароуборочная техника, линейные и фронтальные погрузчики, роторы и самосвалы. Большинство машин универсальны, в уборке московских улиц их задействуют круглый год, меняется лишь сезонное навесное оборудование. Для обеспечения контроля перемещения машин и расхода топлива техника оснащена системой ГЛОНАСС. Обработку и сбор информации по передвижению техники осуществляет Единый ситуационно-мониторинговый центр ГБУ «Автомобильные дороги».
Наглядно парк техники, задействованный в уборке столичных автодорог, базы хранения ПГМ и производственно-ремонтные базы были представлены участникам форума в ходе выездных визитов в ГБУ «Автомобильные дороги» Центрального и Северо-Западного административных округов, ГБУ «Жилищник» Южного административного округа. Там уже более детально, в режиме «вопрос-ответ», обсудили вопросы комплектования дорожных предприятий кадрами и техникой, организации систем учёта, планирования и нормирования расходов ресурсов, оценки качества работ.
Посещение ГБУ «Автомобильные дороги СЗАО». Фото предоставлено ИРВС «Ирвэн»
Помимо особенностей комплексного содержания московских автодорог, в ходе форума участники также обсудили вопросы импортозамещения в дорожно-строительном комплексе, возможности, перспективы и опыт при локализации производства и компонентов в России, создания отечественного оборудования и дорожной техники, использование новейших материалов для ремонта и содержания дорог. Посетили научно-исследовательскую лабораторию Московского автодорожного института (МАДИ), предприятия и дорожные объекты Москвы и Московской области: НПП «СК Мост» и нулевой участок скоростной автомобильной дороги М-12, реализуемой в рамках федерального проекта «Европа-Западный Китай».
Подробнее в видеообзоре.