Москва,
Краснопресненская набережная 12, подъезд 6, оф 1612
+7 (966) 336-12-21 +7(499)288-84-39

РАБОТАЕМ ДЛЯ ВСЕЙ СТРАНЫ

08.11.19

О мировых и отечественных тенденциях зимнего содержания объектов городского хозяйства, о текущей деятельности, планах и перспективах Национальной ассоциации зимнего содержания дорог – в интервью руководителя аппарата Ассоциации Анны Климентовой газете «Российский дорожник».

- Анна Юрьевна, расскажите чем занимается Ассоциация? В чем цель создания?

- Мы живем в стране с крайне суровыми климатическими условиями. В некоторых регионах снег выпадает уже в сентябре и лежит до июня. При этом города, которые вынуждены функционировать в таких условиях, достаточно крупные: с интенсивным дорожным движением и числом жителей, достигающим, а иногда и превосходящим, миллион человек. И поэтому вопрос обеспечения безопасности и комфортности передвижения по дорогам и улицам зимой для России стратегически важный. Вот здесь и фронт работ для нашей Ассоциации. Мы изучаем международный опыт по уборке снега, сами проводим различные испытания вместе с российскими представителями отраслевых научно-исследовательских институтов, экологами и экспертами в различных сферах, чтобы найти эффективные решения для борьбы со снегом и льдом на разных поверхностях. За пять лет деятельности нами проведены десятки исследований дорожной техники, противогололедных материалов, написаны различные стандарты, в том числе и межгосударственные. Нас часто приглашают поделиться опытом и наработками коллеги из-за рубежа, так как с глобальным потеплением вопросы обледенения поверхностей стали актуальны даже там, где раньше не знали о снеге. На сегодняшний день, Ассоциация - единственная некоммерческая организация в РФ, которая представляет отрасль зимнего содержания дорог на международном уровне. Мы работаем в интересах всей страны и гордимся присвоением статуса Национальная.

1.jpg

- Вы проводите исследования на собственной базе?

- У нас есть экспертный совет, в который входят представители нескольких десятков научно-исследовательских институтов, как в России, так и за рубежом. Это позволяет нам производить научные исследования и экспертные оценки практически по любому из вопросов зимнего содержания. И мы всегда рады новым знакомствам и новым партнерам.

- По какой теме к вам обращаются чаще всего?

- В последнее время все больше городов обращаются с просьбой оценки технико-экономического обоснования технологии зимнего содержания. Просят посчитать, а во сколько реально обходится уборка дороги при том или ином подходе. Как правило, сейчас учитываются только прямые затраты. Например, стоимость противогололедных материалов. Однако, содержание города – это сложный комплекс услуг, которые взаимосвязаны между собой.

Мы вместе с экономистами Финансового университета разработали модель, позволяющую рассчитать стоимость зимнего содержания, с учетом целого ряда показателей, которые, как правило, дорожные службы не всегда учитывают.

Не совсем очевидно, например, что, если вы используете песко-соляную смесь, да еще и складируете снег с ней на газоны, у вас в разы вырастают расходы на утилизацию снега, очистку города весной, озеленение, чистку ливневых канализаций, растут расходы на содержание и ремонт дорожной техники, а также увеличивается количество аварий на дорогах.

В результате использования того или иного технологического подхода, стоимость уборки снега и льда может оказаться порой выше, чем кажется на первый взгляд. Мы же теперь можем сказать городу точно во сколько обходится уборка от снега и льда одного квадратного метра сейчас, сколько времени занимает у них уборка при существующем парке техники, и что нужно, чтобы повысить эффективность. В некоторых случаях, нам удается подсказать, как не только ускорить процесс очистки дорог, но и сократить ряд расходов. Не говоря уже о повышении безопасности передвижения водителей и пешеходов.

- Но ведь каждый город индивидуален?

- Конечно, каждый город уникален. Разработанный инструментарий позволяет нам оценить экономическую эффективность различных технологий зимнего содержания для каждого отдельно взятого города, с учетом его климатических, ландшафтных и иных особенностей и разработать индивидуальную технологию зимнего содержания с учетом эффективных затрат. Однако, анализ ряда городов уже показал следующие закономерности: переход на инновационные реагенты позволяет в среднем в 2 раза снизить потребность города в специализированной технике, в 2,5 раза - расходы на горюче-смазочные материалы и содержание автопарка, в 4,5 раза – требуемый тоннаж противогололедных материалов. Снижение затрат на зимнее содержание 1 кв.м. может составить до 20%. Таким образом, переход на современные технологии уборки позволяет значительно повысить эффективность, качество и скорость уборки, снижает аварийность и травматизм, существенно экономит бюджетные средства.

- А как это соотносится с мировыми тенденциями в зимнем содержании на сегодняшний день?

- Нами детально изучен зарубежный опыт зимнего содержания. Находимся во взаимодействии с дорожными администрациями Финляндии, Норвегии, Швеции, Германии, США и Канады. Требования к уровню содержания дорог в России, которые диктует ГОСТ Р 505597 такие же высокие, как и за рубежом. Это продиктовано растущей интенсивностью движения и увеличивающимися скоростями. Чтобы снизить аварийность, покрытия круглогодично должны быть чистыми. Ни снега, ни льда. Как правило, на это в странах отводится от 2 до 3 часов. Чтобы держать такой высокий стандарт, во всех «зимних» странах применяют реагенты. На сегодняшний день основная мировая тенденция - использование многокомпонетных противогололедных материалов. Как показывает практика, смешение нескольких солей позволяет добиться лучших технологических показателей, снизить влияние на окружающую среду и объекты дорожного хозяйства. В ряде стран соотношение между антигололедными средствами и фрикционными материалами доходит до 80-90% в пользу реагентов. Что касается песка и щебня, то на дорогах с интенсивным движением их не используют вовсе. Дороги «в накате» могут позволить себе такие малонаселенные страны, как Финляндия и Норвегия, где большинство дорог с интенсивностью движения до 3000 автомобилей в сутки. Но даже там, когда речь заходит про более важные артерии –покрытие чистят до асфальта с помощью реагентов.

В России масштабный переход на современные технологии зимней уборки начался последние несколько лет. В первую очередь Министерство транспорта отказалось от посыпки песком федеральных трасс I и II категорий. Эту тенденцию подхватили и города, стремящиеся перенимать передовой подход в содержании.

- Какие еще проекты реализует Ассоциация в настоящий момент?

- В настоящий момент ведем работы по принятию целого ряда стандартов на национальном уровне, которые бы улучшили эффективность и качество содержания объектов городского хозяйства в зимний период. Ведем разработку антиобледенительных составов для обработки скоростных поездов, сыпучих грузов. Есть еще один интересный проект – исследование обеспыливающих составов. Как я уже говорила, то, как выглядит дорога летом напрямую зависит от того, чем ее посыпали зимой. Там, где применяют песок, с завершением зимнего периода начинается другой – не менее важный – межсезонье. И настоящее бедствие межсезонья – это пыль. Особенно актуальна проблема запыленности дорог в весенний период года, когда невозможно помыть улицы водой из-за заморозков. Совместно с мэрией г. Новосибирска мы провели пробный эксперимент ряда обеспыливающих составов. Отобрали составы, которые достаточно эффективно «связывают» пыль и не дают ей подняться в воздух, и могут применяться при отрицательных температурах. Продолжим эксперимент с приходом весны.


 



Возврат к списку




Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные...
Подробнее
Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные с помощью файлов cookie, журналов истории доступа и web-счетчиков. Согласно Федеральному закону «О персональных данных» мы обязаны сообщить вам об этом. Продолжая работу с ресурсом, вы выражаете согласие на обработку ваших данных. Более подробная информация размещена в разделе «Политика конфиденциальности»