Москва,
Краснопресненская набережная 12, подъезд 6, оф 928
+7 (966) 336-12-21

Какие противогололедные реагенты используются в Москве?

Коротко и по существу:
Сегодня уровень зимнего травматизма из-за гололеда в Москве - самый низкий по России. До 1993 года в ходу была пескосоляная смесь. В год на улицы столицы высыпали около 600 тыс. м3 этого антигололедного средства. Оно мало того, что было неэффективным за счет низкого содержания плавящего вещества, так еще и приводило к загрязнению улиц и водостоков.

Песок московские дорожники заменили на техническую соль. Хлорид натрия (NaСl), конечно, топил лед. Но только до -10°C. Кроме того, соль пагубно влияла на почвы, и вскоре, по данных экологических служб, до 90% газонов в столице были засолены. В 2001 году ситуация стала критической, и была собрана комиссия для поиска качественных и безопасных антигололедных средств.

На 2000-2008 г.г. пришлось использование хлористого магния (бишофита), хлористого кальция (твердого и жидкого), ацетатов. Данные ПГМ были однокомпонентными, а значит, каждое вещество в полной мере проявляло свои свойства - в том числе и негативные. С 2009 года в Москве начали использоваться средства, имеющие в составе несколько веществ. Их преимущества по сравнению с однокомпонентными реагентами стали очевидными. Самыми безопасными и эффективными оказались реагенты, содержащие хлористый натрий, хлористый кальций и органические соли (в первую очередь - формиат натрия). 



07.08.18 Сегодня уровень зимнего травматизма из-за гололеда в Москве - самый низкий по России. Число зимних ДТП из-за неудовлетворительных дорожных условий (НДУ) составляет всего 13-17%. А ведь в других городах нашей страны этот показатель может достигать 80%! Как удалось добиться таких успехов в огромном городе, где только официально проживает более 12 миллионов человек, а автопарк растет с каждым годом?

Один из ключевых факторов - современные противогололедные материалы. Москва перешла на них более 10 лет назад, что привело к снижению травматизма, повышению уровня безопасности дорожного движения и улучшению экологической обстановки.

Как же убирали в Москве до этого?


До 1993 года в ходу была пескосоляная смесь. В год на улицы столицы высыпали около 600 тыс. м3 этого антигололедного средства. Оно мало того, что было неэффективным за счет низкого содержания плавящего вещества, так еще и приводило к загрязнению улиц и водостоков. Расходы города на вывоз песка весной были огромными. После зимы на одном квадратном метре собиралось до 15 кг песка. Поднимались пылевые бури, что провоцировало развитие серьезных заболеваний сердца и легких у горожан. Неудивительно, что от этого ПГМ (противогололедного материала) вскоре отказались.

Песок московские дорожники заменили на техническую соль. Хлорид натрия (NaСl), конечно, топил лед. Но только до -10°C. При понижении температуры воздуха даже увеличенная доза соли не обеспечивает эффективное плавление льда. Кроме того, соль пагубно влияла на почвы, и вскоре, по данных экологических служб, до 90% газонов в столице были засолены. Также хлорид натрия, обладающий высокой коррозионной активностью, быстро разъедал металл и бетон. Под ударом оказывались транспортные средства (кузова машин), дорожные покрытия, бордюры.

В 2001 году ситуация стала критической, и была собрана комиссия для поиска качественных и безопасных антигололедных средств. В рамках эксперимента по подбору оптимального состава на столичных улицах несколько лет применялись различные «кандидаты» - отечественные и импортные.

На 2000-2008 г.г. пришлось использование хлористого магния (бишофита), хлористого кальция (твердого и жидкого), ацетатов. Данные ПГМ были однокомпонентными, а значит, каждое вещество в полной мере проявляло свои свойства - в том числе и негативные. Например, из-за ацетатов на московских улицах возникал резкий запах уксуса. Хлорид кальция провоцировал образование скользкой пленки, из-за которой случались всплески аварийности. К тому же он был еще более агрессивен к металлу, чем соль. Те же негативные свойства проявил и хлорид магния (бишофит): высокая коррозионная активность к металлу, повышенная вязкость и маслянистость. Некоторые рассолы бишофита оказались веществом второго класса опасности - в них были обнаружены высокая концентрация селена, мышьяка, бора и брома. Чтобы понять, как бишофит влияет на растения, достаточно сказать, что его используют для уничтожения сорняков. Также в период применения вышеперечисленных средств горожане жаловались на «убитую» обувь.

Участники комиссии по противогололедным реагентам отслеживали обстановку и запрещали составы, зарекомендовавшие себя отрицательно. Скажем, бишофит в столице использовать нельзя.

Какой химический состав у противогололедных реагентов, применяемых в Москве сегодня?


С 2009 года в Москве начали использоваться средства, имеющие в составе несколько веществ. Их преимущества по сравнению с однокомпонентными реагентами стали очевидными. Самыми безопасными и эффективными оказались реагенты, содержащие хлористый натрий, хлористый кальций и органические соли (в первую очередь - формиат натрия). В состав средств для тротуаров была включена мраморная крошка, благодаря чему удалось добиться существенного снижения скользкости.

Противогололедные материалы, которые используются сейчас в столице - 4-ого класса опасности по воздействию на человека (малоопасное вещество), они не вызывают аллергических реакций и обладают вдвое меньшей коррозионной активностью по сравнению с солью. Технология борьбы со скользкостью, применяемая в столице с 2011 года, получила положительное заключение государственной экологической экспертизы федерального уровня и соответствует требованиям законодательства РФ.

Улучшение обстановки в первопрестольной налицо: об уменьшении количества аварий на дорогах и травм среди пешеходов из-за скользкости я уже говорила ранее. Но также заметны позитивные изменения в состоянии городских почв - уровень их засоленности снизился в разы.

Как видите, Москва не сразу строилась. Столица проделала большой путь, чтобы жизнь в городе зимой была по-настоящему комфортной. И будем надеяться, что на достигнутом московские коммунальные службы останавливаться не собираются.

Эксперт:  Климентова Анна Юрьевна

Возврат к списку




Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные...
Подробнее
Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные с помощью файлов cookie, журналов истории доступа и web-счетчиков. Согласно Федеральному закону «О персональных данных» мы обязаны сообщить вам об этом. Продолжая работу с ресурсом, вы выражаете согласие на обработку ваших данных. Более подробная информация размещена в разделе «Политика конфиденциальности»