Москва,
Краснопресненская набережная 12, подъезд 6, оф 1612

ПРИВЕТ, ВЕСНА. ЗДРАВСТВУЙ, ПЫЛЬ

14.04.23

Обилие пыли на улицах традиционно свидетельствует нам о начале весны. Её так много, что коммунальщики собирают смёт в кучи и вывозят почти как снег. Нынешний год - не исключение. На сегодняшний день облака пыли уже нависли над Петербургом, машины от пыли и грязи отмывают в Саратове и Приморье. Ожидается, что вскоре жёлтым станет и португальское небо. Наступает тяжкое испытание для астматиков и аллергиков, а для дорожников – эпопея борьбы. Полностью победить пыль, увы, невозможно, но сократить её содержание в городском воздухе – вполне реально.

IMG_1979.jpg

Фото: fontanka.ru

 

По какой причине возникают пылевые бури?

В значительной степени усугубляет ситуацию, увеличивая общее количество грязи и пыли, зимнее содержание дорог по устаревшим технологиям - обработка пескосоляной смесью, которую в других странах не используют вообще. За зиму на дороги российских городов высыпается огромный объём песка и соли (по городу-миллионнику это в среднем 80—100 тысяч тонн!!). Песок не растворяется, поэтому практически всё, что было рассыпано за зиму, остаётся на улицах города. Лишь небольшая часть этой смеси удаляется вместе со снегом. По оценкам дорожников это где-то 40-60% всего объема. Остальное забивается в поры асфальта, собирается по обочинам. Будучи мелкодисперсной, пыль поднимается в воздух при самом лёгком ветре.

тверь.jpg

Данные 2022 г.

Помимо «дедовских» методов зимнего содержания дорог, дополнительную нагрузку в пылеобразование вносит дорожный транспорт, формирующий тонны твёрдых отходов: стёртый асфальт, остатки шин, частицы тормозных колодок, продукты сгорания от выхлопных газов и т.д. Наши коллеги из Финляндии проводили исследования и доказали, что достаточно серьёзное влияние на возникновение дорожной пыли оказывает шипованная резина. Более 2,5 кг асфальта за сезон сдирает с дороги один шипованный автомобиль. Умножьте это на десятки тысяч машин с шипами и легко поймёте объёмы канцерогенной пыли, поднимаемой в воздух. Не говоря уже о разрушении дороги и колоссальных расходах на её восстановление. В результате дорожные службы и медики в Скандинавских странах лоббировали у себя запрет на ограничение её использования. Учитывая большую долю дорог, содержащуюся под снежным покровом (до 80%), в Скандинавии удалось лишь жёстко отрегулировать период, в который шипы допустимы. А вот в Германии, где большинство трасс убирают реагентами до асфальта, такие шины запретили. У нас, к сожалению, данный вопрос не урегулирован и многие ездят на шипованной резине круглый год, что дополнительно загрязняет воздух.

Сибирский Сайлент Хилл

Сезон пылевых бурь начался в Красноярске. Под колесами вьются поземки, а на уровне человеческого роста — разыгрываются целые пылевые метели. Красноярцы сетуют: «смотрим на апокалиптические кадры и желательно не выходим на улицу». А мэрия ищет подрядчика, который займется борьбой с пылью на дорогах города, отмечая, что этом году работы по пылеподавлению будут особо актуальны. Начальная цена контракта – 109 млн рублей.

«С ноября по март на дороги Крacнояpска высыпали 33 тысячи 639 кубометров песка. Это более 3 360 КамАЗов. Хотя большая часть пескосоляной смеси вывозится вместе со снегом и льдом, полностью собрать песок с дорог невозможно», – говорит Павел Креско, руководитель МКУ «Управление дорогами, инфраструктурой и благоустройством».

Стоит отметить, что Крacнояpск – город, где особенно не любят реагенты. Поэтому теперь за неумеренное использование песка придётся расплачиваться рублём. А вот если бы в городе использовали полностью растворимые современные антигололёдные составы, то дорогостоящая помывка не понадобилась бы. В отличие от песка, реагенты, растворяясь, не оставляют после себя «самосвальный» след. Вывозить потом просто нечего.

красноярск песок.jpg

Реагенты и факты

Медики отмечают: ежегодно в начале весны количество обращений людей, страдающих от аллергии на пыль, возрастает в полтора-два раза. И традиционно противники современных противогололёдных средств пытаются увязать случаи аллергии и астмы с «испарениями от реагентов».

Эксперты поясняют: реагенты не испаряются, а аллергию на «тающий снег» вызывают некоторые виды грибков, которые живут в прелой листве и почвах и с таянием снега выходят на поверхность. Реагенты тут не при чём.

«Рост числа аллергических ринитов – это мировая проблема. Увеличение числа приступов аллергии отмечается в том числе и в странах, где нет снега и соответственно никогда не использовали противогололёдные материалы, - поясняет главный пульмонолог Москвы Андрей Белевский. Это происходит из-за генетических проблем и не надо это связывать с реагентами. Кроме того, весной из-под снега проявляется сильный аллерген, так называемая «грибковая флора», которая никак не зависит от реагентов. Ринит может быть вызван реакцией организма на грибок».

Сильным аллергеном, по словам Елены Бобровой, заведующей отделением аллергологии-иммунологии Петербургского государственного медицинского университета им. академика И. П. Павлова, является уличная пыль, потому что в ней содержатся белковые соединения. Например, экскременты животных или остатки пищи. И чем пыль мельче, тем она опаснее. Мелкие частички оседают в дыхательных путях, раздражают носоглотку, глаза, кожу.

Как избавить города от пыли?

Помимо минимизации источников возникновения пыли, основным и действенным методом пылеподавления, широко применяемым как в России, так и за рубежом, является обеспыливание дорог.

Достаточно распространенным и едва ли не самым по­пулярным способом борьбы с пылью является распыление воды, увлаж­нение пылящих поверхностей. Однако, в межсезонье, в условиях возможных заморозков, влажная уборка улиц становится проблематичной, а тема запылённости - особенно актуальной. При таких погодных условиях необходимо применение специальных, «всепогодных», обеспыливающих составов - на основе минеральных солей. В результате - вода, входящая в состав обеспыливающей жидкости, испаряется и на дороге остаётся очень тонкая плёнка, которая связывает частицы и не даёт им подняться в воздух.

Практика показывает, что даже после однократного применения обеспыливающего состава количество пыли, поднимающейся над дорогой после прохождения транспортного средства, существенно уменьшается, исчезает необходимость целыми днями использовать поливальные машины. При повторном применении, соединяясь с ранее нанесённым составом, частицы пыли обволакиваются и становятся тяжелее, мелких частиц, способных подняться в воздух, становится всё меньше. При этом, эффект увлажненности дорожного покрытия держится в пять раз дольше по сравнению с водой. Что особенно немаловажно в период межсезонья – увлажненный дорожный смёт можно убрать без использования воды, не опасаясь переходов температуры через ноль и образования гололёда.

 

   

Больше новостей – на нашем telegram-канале и странице в VKСледите за обновлениями и оставайтесь с нами!

  



Возврат к списку




Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные...
Подробнее
Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные с помощью файлов cookie, журналов истории доступа и web-счетчиков. Согласно Федеральному закону «О персональных данных» мы обязаны сообщить вам об этом. Продолжая работу с ресурсом, вы выражаете согласие на обработку ваших данных. Более подробная информация размещена в разделе «Политика конфиденциальности»