Москва,
Краснопресненская набережная 12, подъезд 6, оф 1612

НОВЫЕ И ЛУЧШИЕ ТЕХНОЛОГИИ – ДОРОГАМ

Источник: https://rosavtodor.gov.ru/storage/app/media/03_03_23/DR_01_2023.pdf

13.06.23

Начало 2023 года ознаменовано переходом в ведение Росавтодора ФАУ «РОСДОРНИИ», старейшего института, имеющего большое значение для отечественной дорожной науки. О дальнейших перспективах ее развития, а также об имеющихся успешных разработках и практиках в интервью изданию «Дороги России» рассказал генеральный директор ФАУ «РОСДОРНИИ» АЛЕКСАНДР БАДУСЕНКО.

бадусенко.jpg

— Александр Александрович, недавно ФАУ «РОСДОРНИИ» стало структурным подразделением Федерального дорожного агентства. Что качественно изменится благодаря этому решению и как это отразится на организации вашей работы?

— Это позволит в большей степени направить деятельность института на решение прикладных задач в области дорожного хозяйства, внедрение и апробацию инновационных технологий на крупнейших объектах. Росавтодор, как известно, отвечает за строительство, реконструкцию, капремонт и ремонт федеральных дорог и искусственных сооружений, а также планомерно развивает технологии обеспечения транспортной безопасности. Деятельность РОСДОРНИИ в рамках реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги» созвучна с задачами, стоящими перед ведомством. Поэтому усиление нашего сотрудничества принесет только хорошие результаты. Убежден, мы сможем помочь Росавтодору расширить подходы к применению инновационных разработок института на федеральных дорогах нашей страны.

— Прошлый год стал для российских дорожников беспрецедентным: с учетом реализации всех программ с федеральным финансированием общая площадь укладки дорожного покрытия в регионах России в 2022 году составила 165 млн кв. м. Существенную долю в этом объеме занимают объекты нацпроекта «Безопасные качественные дороги», а РОСДОРНИИ оказывает методологическое сопровождение его реализации. Расскажите, в чем оно заключается?

— Мы оказываем консультативное и методологическое сопровождение представителям органов управления дорожным хозяйством и заказчикам работ по вопросам применения новых и наилучших технологий. Темы разные — от рассмотрения программ дорожной деятельности субъектов до оценки качества выполненных работ. На первом этапе проводится анализ опыта региона в части применения новых и наилучших технологий, с заказчиками обсуждается программа дорожных работ, определяется оснащенность лабораторий и обеспеченность региона стройматериалами. На втором этапе организовывается обучающий семинар, проводится анализ проектно-сметной документации и лабораторных рецептов, разработанных для объектов с применением новых технологий. По запросу субъекта оказывается техническая помощь по вопросам пригодности исходных материалов, вторичных ресурсов и битумных вяжущих. Помимо этого, осуществляется подготовка сопроводительной документации, в том числе форм рецептов на асфальтобетонные смеси, примеров технологических карт и т. д. С 2020 по 2022 год РОСДОРНИИ оказал методологическую поддержку 35 регионам — участникам нацпроекта. Яркий пример: в прошлом году мы консультировали представителей Республики Бурятии о применении технологии стабилизации грунтов золошлаками. Кроме того, в рамках нацпроекта наш институт организует мероприятия по повышению квалификации работников дорожного хозяйства. Так, за 2022 год РОСДОРНИИ провел обучение по 19 востребованным программам для 4 817 слушателей из 85 регионов.

— Включение новых и наилучших технологий (НиНТ) в процесс дорожного строительства — одно из условий успешной реализации дорожного нацпроекта. Как бы вы оценили работу отрасли по этому направлению в прошлом году?

— В России активно используются асфальтобетонные смеси, отвечающие требованиям новых госстандартов, технологии холодной регенерации слоев дорожной одежды и стабилизации грунтов, способствующие уменьшению дефектообразования и увеличению сроков службы дорожных конструкций. В 2022 году 30 из 35 регионов, которым РОСДОРНИИ оказывал поддержку по вопросам внедрения новых технологий, использовали на объектах дорожного нацпроекта асфальтобетонные смеси, подготовленные с  учетом новых госстандартов. Применение новых технологий и материалов регионами — участниками нацпроекта «Безопасные качественные дороги» строго обязательно. Плановым показателем их внедрения является повышение доли объектов, на которых применяются инновации из Реестра новых и наилучших технологий, материалов и технологических решений повторного применения, — от 10 % в 2021‑м до 40 % в 2024–2030 годах.

— Несколько лет назад в России были увеличены межремонтные сроки эксплуатации автомобильных дорог федерального значения с усовершенствованным типом покрытия — до 12 лет, а по капитальному ремонту — до 24 лет. Какова доля протяженности федеральных дорог, «живущих» уже по новым правилам?

— По состоянию на 2022 год протяженность сети федеральных автомобильных дорог общего пользования составила 60,2 тыс. км. При этом в период с 2018 по 2022 год протяженность автодорог, капитально отремонтированных с учетом межремонтного срока 24 года, составила 8,26 тыс. км, это 13,72 % от общей протяженности сети федеральных автомобильных дорог. Отремонтированных с учетом нового межремонтного срока — 10,2 тыс. км, что составляет 17 % от общей протяженности сети. Добавлю, что за пять лет с целью сохранения отремонтированных покрытий были проведены работы по устройству слоев износа на 17,2 тыс. км сети—это 28,6 % от общей протяженности. Таким образом, доля протяженности дорог, «живущих» по новым правилам, составляет в совокупности всех видов работ 59,32 %, без учета построенных или реконструированных участков.

— Отдельного внимания заслуживает работа РОСДОРНИИ в области строительного контроля, который осуществляют сотрудники 12 ваших региональных подразделений. Как бы вы оценили этот аспект вашей деятельности?

— В 2022 году география работ института включала объекты в 18 субъектах в семи федеральных округах, в том числе на территории Республики Крым. Специалисты РОСДОРНИИ работают на объектах строительного контроля как глаза и руки заказчика. Наша цель не фиксировать нарушения, а не допускать их. Поэтому в своей работе мы больше ориентируемся на качественные показатели, чем на количественные. В целом можно отметить, что подрядные организации накопили за предыдущие годы достаточно опыта и ресурсов для реализации сложных и важных для страны проектов. Можно отметить один основной фактор, влияющий почти на всех дорожников страны, — это сезонность работ. Строители стараются выполнить работы как можно быстрее, что, в свою очередь, может приводить к снижению качества. В этом и состоит роль строительного контроля — ежедневное присутствие на объекте и проведение независимых испытаний и исследований, напоминание подрядчику об обязательном достижении соответствующего качества дорожных работ.

— В прошлом году с помощью передвижной лаборатории «Эскандор» проведена диагностика 3 тыс. км дорог в пяти регионах. Как могут пригодиться дорожникам полученные данные?

— Да, действительно, такие испытания проводились, и мы планируем продолжить их и в этом году. Главная задача — увеличить дискретность получаемых данных по прочности дорожных одежд. Для экспресс-диагностики автомобильных дорог мы используем мобильную лабораторию «Эскандор». Также она позволяет в безостановочном режиме оценивать геометрические параметры, ровность и шероховатость дорожного покрытия, производить георадарное сканирование конструкции. В случае успешного прохождения всех испытаний мы рассчитываем, что лабораторию «Эскандор» можно будет использовать для плановой оценки технического состояния дорог.

— Как известно, многие производители дорожно-строительной техники временно приостановили поставки своей продукции в Россию. Существует или прогнозируется ли нехватка каких-либо материалов?

— Для строительства и эксплуатации автомобильных дорог используются материалы, добываемые на российских карьерах и месторождениях. По результатам проведенного РОСДОРНИИ анализа потребностей регионов установлено, что производственные мощности основных строительных ресурсов на 2022–2024 годы превышают объемы их прогнозного потребления. Поэтому мы не усматриваем рисков неисполнения нацпроекта по причине недостаточного объема производства основных строительных ресурсов. Остро стоял вопрос по сухим бетонным смесям и геосинтетическим материалам, однако по данным группам подобраны аналоги производства, произведенные в России или в дружественных странах. Также РОСДОРНИИ проводит анализ отраслевых потребностей в дорожно-строительной технике, учитывая возможности отечественной промышленности, а Федеральным дорожным агентством подготовлен проект плана мероприятий по развитию механизмов импортозамещения в дорожно-строительном комплексе.

— С какими странами укрепляются внешние связи российского дорожного хозяйства? Каковы основные точки роста для этого взаимодействия? Чему мы учимся у них? И что они перенимают в нашем опыте?

— РОСДОРНИИ нацелен на укрепление научно-технического взаимодействия с ведущими отраслевыми организациями дружественных стран. Мы организуем встречи с представителями дорожного хозяйства других государств, научным сообществом, участвуем в конференциях и семинарах, подписываем соглашения о сотрудничестве. На данный момент укрепляем внешние связи как с традиционными партнерами — Арменией, Беларусью, Казахстаном и Узбекистаном, так и с дальним зарубежьем—Индией, Вьетнамом и Южноафриканской Республикой. В рамках сотрудничества с зарубежными странами отраслевые специалисты могут повысить компетенции в таких областях, как геотехническая инженерия, проектирование и строительство искусственных сооружений, применение вторичных ресурсов в дорожном строительстве, экологическая безопасность. В свою очередь, зарубежные партнеры заинтересованы в российских работах по стандартизации, ИТС, о методах неразрушающего контроля дорожных одежд, способах обеспечения безопасности движения пешеходов. Перспективным направлением взаимодействия видим сферу продления срока службы дорожных одежд. Например, особым вниманием зарубежных коллег сегодня пользуется разработанный нами симулятор колесной нагрузки «ЦИКЛОС», который позволяет получить данные о работоспособности дорожных одежд в течение короткого срока при имитации реальных условий эксплуатации дороги. Не менее актуальны разработки института в области ИТС и цифровых решений, образовательные мероприятия по повышению квалификации отраслевых специалистов стран СНГ по актуальным вопросам дорожного хозяйства и применению новых технологий.

Сергей Озеров, Дороги России» № 1 (133) 2023

ДЛЯ ИНФОРМАЦИИ:

Федеральное автономное учреждение «Российский дорожный научно-исследовательский институт» (ФАУ «РОСДОРНИИ») — научная организация, целью работы которой является инновационное развитие и совершенствование качества автодорог, выполнение фундаментальных, поисковых и прикладных НИОКР отраслевой направленности. РОСДОРНИИ ведет Реестр новых и наилучших технологий, материалов и технологических решений повторного применения, участвует в реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги», а также занимается научным сопровождением ряда федеральных и региональных программ, связанных с дорожной деятельностью. Кроме того, институт осуществляет строительный контроль объектов дорожного строительства, проводит диагностику автодорог и искусственных сооружений. Обширная филиальная сеть — головное учреждение и 12 территориальных подразделений — позволяют проводить эту работу по всей территории России на неизменно высоком уровне.

Симулятор колесной нагрузки «ЦИКЛОС» Его разработка велась в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Благодаря этому инновационному проекту можно за сравнительно короткое время (1–3 месяца) оценить характеристики дорожной конструкции, рассчитанной на более чем 20 лет, и решить задачи по прогнозированию и продлению срока службы дорожных одежд, улучшению их транспортно-эксплуатационных характеристик, а также увеличению межремонтных сроков. Первые сравнительные испытания двух типов конструкций дорожных одежд проведены в Нижегородской области на специально построенном испытательном участке IV этапа строительства скоростной автодороги М‑12 Москва – Нижний Новгород – Казань.

Испытательно-исследовательская лаборатория ФАУ «РОСДОРНИИ» Располагает 10 стационарными и 17 передвижными лабораториями. Современное оборудование позволяет проводить все виды испытаний— свыше 500 методик—асфальтобетона и асфальтобетонных смесей, щебня, гравия, природных и дробленых песков, органических и неорганических вяжущих, геосинтетических и противогололедных материалов и многие другие. В рамках дорожного нацпроекта лаборатория головного офиса и филиальной сети РОСДОРНИИ оказывает помощь регионам по анализу составов асфальтобетонных смесей и испытаниям битумных вяжущих. Последнее особенно важно, поскольку лабораторий такого уровня в субъектах РФ нет, аналоги существуют только в Москве и Санкт-Петербурге.

Передвижная лаборатория «Эскандор» Создана для решения задач дорожного нацпроекта. В мире существует только 20 лабораторий подобного типа. «Эскандор» может измерять параметры просадки асфальта прямо на ходу со скоростью до 70 км/ч. В день техника может оценить до 400 км дорог. Ранее с помощью данной передвижной лаборатории было продиагностировано более 3 тыс. км дорожного покрытия в пяти пилотных регионах: Мурманской, Курской, Ростовской и Оренбургской областях, а также в Республике Татарстан.

Eskandor_forum.jpeg


 



Возврат к списку




Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные...
Подробнее
Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные с помощью файлов cookie, журналов истории доступа и web-счетчиков. Согласно Федеральному закону «О персональных данных» мы обязаны сообщить вам об этом. Продолжая работу с ресурсом, вы выражаете согласие на обработку ваших данных. Более подробная информация размещена в разделе «Политика конфиденциальности»