Москва,
Краснопресненская набережная 12, подъезд 6, оф 1612

ГОТОВЬ ДОРОГИ К ЗИМЕ ЛЕТОМ

Источник: http://gkhprofi.ru/number-09-2023/

22.09.23

Следуя поговорке «Готовь сани летом, а телегу зимой», в России ещё с лета начинают подготовку к зимнему содержанию дорог. Сейчас, осенью, она идет особенно интенсивно. Отрасль не стоит на месте, появляются новые технологии, меняется и климат. В связи с этим у специалистов ежегодно возникает всё больше вопросов относительно использования реагентов в населенных пунктах: как и когда применять тот или иной материал, какие новые практики появились, как правильно произвести закупку, а главное – как эффективно расходовать бюджетные средства? Об этом и многом другом – в материале Надежды Матвеевой в журнале «Коммунальный комплекс России» (№ 9 сентябрь 2023).

1 (1).jpg 

Нормативные требования к противогололёдным материалам

Противогололёдные материалы применяются во всех регионах страны и, конечно же, важно контролировать их качество. Таким образом, все противогололёдные материалы, используемые на территории России, должны соответствовать требованиям отраслевой нормативной документации. Требования документов, в первую очередь, направлены на безопасность для окружающей среды, здоровья человека и животных, а также на эффективное применение противогололёдных материалов в целях безопасности дорожного движения с минимальным влиянием на дорожные покрытия и объекты инженерной инфраструктуры. Для всех материалов, применяемых как для обработки в населённых пунктах, так и вне их пределов, нормативными документами предусмотрены обязательные проверки качества при входном контроле со стороны производителя и со стороны потребителя. Для исключения рисков применения ПГМ, не отвечающих требованиям закупочной и нормативной документации, и в целях безопасности для окружающей среды, человека и безопасности дорожного движения необходим входной контроль по основным показателям, в том числе по химическому составу. 

Основной документ, регламентирующий данные параметры – ГОСТ Р 58427-2020. Помимо этого, в 2023 году был выпущен и направлен в территориальные органы Роспотребнадзора Информационный циркуляр № 02/9625-2023-32 «О применении противогололёдных реагентов», согласно которому оценка соблюдения требований, указанных в разделе 19 «Требования к химической и нефтехимической продукции производственного назначения» главы II Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к продукции (товарам), подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза № 299, проводится только для продукции, коды ТН ВЭД ЕАЭС которой указаны в пункте 1 «Область применения» раздела 19». Антигололедные (противогололедные) материалы и реагенты, относящиеся к другим группам ТН ВЭД ЕАЭС, при использовании в качестве противогололедных средств государственному санитарно-эпидемиологическому надзору и контролю не подлежат. 

Также всем известно, что существует ГОСТ Р 50597-2017 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля». В нём содержится градация зимней скользкости дорог. Напомним её. Рыхлый снег – это неуплотненный слой снега, откладывающийся на покрытии проезжей части, обочинах и тротуарах во время снегопада и метелей. Талый снег – снег, превращённый в жидкую массу противогололёдными материалами, транспортными средствами и пешеходами. Стекловидный лёд, гололёд – лёд на дорожном покрытии в виде гладкой плёнки или шероховатой корки. Уплотнённый снег, снежный накат – слой снега, образующийся в результате его уплотнения на дорожном покрытии транспортными средствами на посадочных площадках, остановках маршрутных транспортных средств, на тротуарах – пешеходами или механизированной уборкой. Также следует напомнить о главном постулате данного ГОСТа – снега, льда и других отложений не должно быть после определённого времени уборки, отведённой после снегопадов, за исключением дорог, которые можно содержать под уплотнённым снежным покровом.

ночная уборка снега.jpg

Одним из ключевых вопросов сейчас является проблема, связанная с тем, по какому стандарту закупать противогололёдные материалы и как их использовать. Безусловно, противогололёдными материалами в России уже пользуются больше полувека, но любая отрасль развивается. И если раньше были доступны только техническая соль и песок, то в настоящий момент на рынке достаточно большой ассортимент разного вида материалов, появляются и новые однокомпонентные, и новые многокомпонентные вещества. Выбор большой, вследствие чего возникает вопрос, указанный выше. В зависимости от вида материала и его свойств цены очень сильно разнятся, и, зачастую, специалисты могут выбрать то, что слишком дорого, но окажется не нужно и неэффективно. 

Требования к материалам, которые должны использоваться в городах, нормируются ГОСТом 58427 «Материалы противогололёдные для применения на территории населённых пунктов. Общие технические условия». Он устанавливает требования к противогололёдным материалам на территории населённых пунктов, за исключением улиц, являющихся частью автомобильных дорог общего пользования федерального значения, проходящих через них. Вне городов в этом сезоне следует ориентироваться на ГОСТ Р 59201 «Дороги автомобильные общего пользования. Капитальный ремонт, ремонт и содержание. Технические правила». В нём есть Приложение Г, в котором содержится дополнение – требования к противогололёдным материалам, которые используются на федеральных трассах. А также вне города необходимо пользоваться ГОСТом 33387 «Дороги автомобильные общего пользования. Противогололёдные материалы. Технические требования». Однако здесь не указывается гранулированный состав материалов, который есть в ранее упомянутом ГОСТе в Приложении Г. Отдельно стоит упомянуть стандарты, на которые необходимо обратить повышенное внимание с учётом современных реалий. Это ГОСТ Р 59201 Раздел 12 «Дороги автомобильные общего пользования. Капитальный ремонт, ремонт и содержание. Технические правила». В нём подробно рассказано о зимнем содержании федеральных трасс, перечислено на что следует обратить внимание при покупке технической соли и до какого температурного диапазона стоит ее использовать. Ещё одним таким документом является ОДМ 218.6.021-2019 «Методические рекомендации по применению чистых низкотемпературных противогололёдных материалов для зимнего содержания автомобильных дорог». В нём изложены расширенные ответы на вопрос: что делать, когда ударил мороз, а снег ещё лежит на дорогах. И особо стоит отметить совсем свежее положение – «Технология зимней уборки г. Москвы», принятое в 2023 году. На сегодняшний день его можно считать настольной книгой по уборке города. Хотя, по-хорошему, такая книга должна быть разработана отдельно в каждом городе России.

Виды противогололёдных материалов и правила их применения

Возвращаясь к теме разнообразия противогололёдных материалов, существующих на сегодняшний день, особо стоит поговорить об одной категории из их числа: реагентах, которые плавят лёд и растворяются. В народе их чаще всего называют «эта ваша химия». Они подразделяются на два вида. Первый – это однокомпонентные реагенты, состоящие, соответственно, из одного основного химического действующего вещества, обеспечивающего плавление льда. За исключением воды и примесей, в их составе чаще всего содержится хлорид натрия или хлорид кальция. Второй вид – многокомпонентные реагенты, представляющие собой смесь солей. Они бывают как смешанные, когда гранулы нескольких веществ перемешаны между собой, так сейчас уже существует технология, когда в одной грануле содержится несколько веществ и добавок. Если же говорить о том, что и когда следует применять, то тут все весьма просто.

При температуре от 0 до минус 7 градусов Цельсия и отсутствии осадков, либо присутствии их в незначительном количестве лучше всего применять жидкие реагенты: рассолы или специально произведённые противогололёдные жидкие реагенты. Безусловно, во многих хозяйствах нет специальной техники для этого, но, если она вдруг существует и одновременно можно рассмотреть, например, поливомоечные машины для применения жидких реагентов, то применение последних лучше по нескольким причинам, одна из которых – более эффективное расходование бюджетных средств. При температуре от минус 8 до минус 12 градусов Цельсия следует применять однокомпонентные реагенты или твёрдые, двухфазные. До минус 20 градусов – многокомпонентные двухфазные реагенты. Напомним, что двухфазные реагенты – это, когда поставляются твёрдые и жидкие части противогололёдного материала, который смачивается на распределительной тарелке и после этого попадает на дорогу. Это на сегодняшний день считается передовой технологией, которая используется в мировой практике. Хотя за рубежом она применяется уже около 20 лет, а в России набирает обороты и становится популярной только последние лет пять. Однако ее практичность уже доказана и проявляется по двум причинам. Во-первых, достигается повышенная эффективность, поскольку влажные гранулы прилипают на дорогу, никуда не сдуваются оттуда даже, если речь идет о скоростной магистрали. Реагент работает там пока не пойдет снег. Также важно, что при данной технологии зона распределения остается полностью покрытой. При таких же условиях (при распределении на дорогу) происходит потеря: например, 15 % сухих материалов, потому что они отскакивают от дороги на обочины и, соответственно, не попадают, куда нужно. При температуре до минус 25 градусов Цельсия лучше использовать многокомпонентные твёрдые реагенты. И ниже минус 25 градусов Цельсия – комбинированные материалы с многокомпонентной химической частью.

кружка.jpg

Также актуален вопрос осадков: какие виды противогололёдных материалов использовать, в зависимости от наличия на улице определённых осадков и от их интенсивности. Если присутствует слабый снежный покров (менее 1 см) и перепады температуры с переходом через 0, то следует применять жидкие или двухфазные реагенты. При среднем снежном покрове (свыше 1 см и до 10 см) – твердые многокомпонентные противогололёдные реагенты с «прометанием» и повторной обработкой. Если же речь идет о дорогах под уплотнённым снежным покровом, то следует применить фрикционные материалы или комбинированные, но с содержанием не больше чем 90/10 %, где 10 – это химическая часть.

И самое актуальное за последние годы погодное условие – ледяной дождь. Исходя из практики последних трёх лет, во время него лучше использовать фрикционные материалы. Причем это должен быть не песок, он в принципе не очень хорош, а во время дождя так и совсем бесполезен. Лучше применить щебень, пески дробления, мраморную или гранулированную крошку. А после дождя следует сразу же ввести твёрдые многокомпонентные реагенты с удвоенной нормой расхода. Для того, чтобы растопить чистый лёд толстого слоя, нужно в два раза больше расхода по норме. Тогда можно будет очень быстро, примерно в течение часа, устранить те последствия, которые случились.

Экономическая и организационная эффективность работы с противогололёдными материалами

Затронем и основополагающую проблему всех направлений и отраслей – мало денег. Как же грамотно расходовать бюджетные средства? Важно понимать, что покупка нескольких видов противогололёдных материалов бережёт бюджет и даёт возможность быть готовым ко всему. В стандарте есть показатель рабочей температуры, он и является ориентиром для закупок. Важно закупать разные составы для разных случаев и анализировать погоду за пять лет, чтобы иметь возможность рассчитывать объёмы материалов, исходя из всего этого. Часто на практике бывает так: по статистике в населённом пункте бывает два дня с температурой ниже минус 30 градусов Цельсия, а закупается материал только на эту температуру. Но он очень дорогой, и в итоге на имеющиеся деньги его можно купить настолько мало, что только на эти два дня и хватает.

Не стоит оставлять без внимания и проблему уборки снега при низкой температуре. Под колесами автомобилей неубранный снег за 30 минут превращается в плотный накат. Городской траффик и ограничение скорости не дают возможности убрать данный накат только механическим способом. Как же предотвращать образования наката при температурах ниже минус 25 градусов Цельсия? Напомним, что реагентов, которые плавят снег и лёд при температуре ниже минус 25 гарусов очень мало, и они безумно дорогие. Что же делать, если не успели убрать дорогу, на дороге снег и грядёт похолодание? Необходимо «поймать» день, когда температура еще до минус 20 градусов, солнечно, либо перед всплеском траффика, и обработать дорогу удвоенной нормой расхода противогололёдного реагента, предназначенного для низких температур (максимально низкая рабочая температура). Это поможет быстрее разбить накат и, как следствие, осуществить прометание талого снега в течение 40 минут после распределения, либо сразу после снижения интенсивности движения. Если же резко ударил мороз, на дороге остался накат, не солнечно и трафик не был пойман, тогда необходима обработка наката комбинированным материалом (30 % многокомпонентных реагентов и 70 % фрикционного материала) увеличенной нормой (до 250 г/м 2 ). Данная схема поможет разбить накат механическим способом. Но тут важно, чтобы фрикционный материал был фракцией гранул от 2 до 5 мм. Если же дорога чистая и грядёт похолодание ниже минус 25 градусов, то тут схема работы зависит от влажности. При низком её уровне, когда риск образования наледи также низкий, достаточно сухого прометания дороги при необходимости, и не надо никаких материалов, они будут притягивать влагу, в результате чего начнет искусственно создаваться черный лёд. Если же влажность высокая, а значит и риск образования наледи высокий, то днём, при солнце, когда высокая интенсивность движения, следует использовать низкотемпературные реагенты, а ночью, при низкой интенсивности – комбинированные материалы 30/70 %.

Не менее важным и остро стоящим является вопрос закупок. Здесь важно помнить несколько моментов. При выставлении технического задания важно указать следующее. Во-первых, только вид противогололёдного материала, не надо приводить никакого его химического состава. Соответственно, следует указать, например, ПГРт – твердый, ПГРж – жидкий,ПГРдф – двухфазный, КМ – комбиниро - ванный, ФМ – фрикционный, и так далее. Кроме того, следует указать область применения: либо «для дорог», либо «для пешеходных зон». Безусловно, чаще всего используется один материал на всё, но при закупках принцип «один на всё» не работает. Важно предусмотреть также закупку разных видов противогололёдных материалов под разные температуры. Это позволяет повысить объём закупаемых материалов примерно на 30 %, таким образом, снижаются затраты на него. Всегда необходимо требовать государственную экологическую экспертизу на противогололёдные реагенты на стадии подачи заявки. В документе должна быть возможность идентифицировать, на какой реагент выдано заключение (СТО/ТУ/рецептуры) и на какую область его применения, при этом должно быть указано «на объекты дорожного и городского хозяйства». Кроме того, необходимо требовать экспертное заключение и паспорт безопасности от Роспотребнадзора. Важно при этом понимать, что данное заключение не является эквивалентом государственной экологической экспертизы Росприроднадзора.



Возврат к списку




Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные...
Подробнее
Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные с помощью файлов cookie, журналов истории доступа и web-счетчиков. Согласно Федеральному закону «О персональных данных» мы обязаны сообщить вам об этом. Продолжая работу с ресурсом, вы выражаете согласие на обработку ваших данных. Более подробная информация размещена в разделе «Политика конфиденциальности»