Москва,
Краснопресненская набережная 12, подъезд 6, оф 1612

ДЕЛО – ЗА ГОРОДАМИ: об эффективности технологий борьбы с гололёдом

06.06.23

Экспертное мнение Анны Климентовой, руководитель аппарата Национальной ассоциации зимнего содержания дорог

 image-29-10-21-02-07-1 (2).jpeg

Согласно статистике, восемь автомобилей из десяти, попавших в аварию в холодный сезон, могли бы благополучно добраться до места назначения, если бы на лицах городов зимой не было гололёда. Именно из-за наличия скользкости и наката происходит до 80% аварий, травмируются и гибнут люди.

Норвежские исследования, выполненные по скандинавским странам, показали, что степень риска попасть в ДТП летом на сухом покрытии практически не зависит от его характеристик. А вот на покрытии со снежно-ледяными образованиями этот риск возрастает более чем в четыре раза. То, что снег и лёд — для автодорожного движения неизбежное зло, с которым на большей части территории России приходится мириться минимум пять, а где-то и до девяти месяцев в году, никто не спорит. Основной вопрос, мнения по которому расходятся, и иногда кардинально, — как с этим бороться. В межгосударственных и национальных стандартах прописаны требования содержать дороги в населённых пунктах без наката, наличие гололёда считается недопустимым. Коэффициент сцепления колес с покрытием должен быть не менее 0,3. Тротуары должны быть обязательно обработаны противогололёдными материалами и т. п.

Но как добиться соблюдения этих требований и нормативов? Какими силами, какие противогололёдные материалы и снегоуборочную технику использовать, как и когда распределять антигололёдные реагенты — и нужны ли они вообще?

Комплекс мер по уборке улично-дорожной сети в зимнее время, включающий в себя метеопрогнозирование, порядок очистки объектов дорожного хозяйства (ОДХ), методы уборки, утилизацию снежных масс, контроль соблюдения правил, ответственность и многое другое называется технологией зимней уборки города. За её создание отвечает непосредственно муниципалитет и подведомственные ему структуры. Чаще всего это комитеты благоустройства или департаменты ЖКХ. Как правило, сейчас зимняя и летняя уборка, а также вывоз мусора и т. д. указаны в правилах или регламентах благоустройства города. Процессу уборки зимой обычно уделяется небольшой параграф с сухими фразами: не сваливать на газоны снег, убирать в первую очередь центральные улицы, посыпать противогололедными материалами. Такое описание, на наш взгляд, крайне недостаточно. Ведь вовремя убрать наледь и снег, обеспечить бесперебойное и, главное, безопасное передвижение водителей и пешеходов — это своего рода наука и даже немного искусство. От мастерства руководителей, отвечающих за данную сферу, зависят жизни и здоровье людей, устойчивость экономики и, в итоге, в целом процветание города. Например, проведённые в разные времена исследования в Швеции, Германии и Австрии показали, что самый затратный и неэффективный метод уборки — это механизированная очистка дорог, а также содержание проезжей части под уплотненным снежным покровом (УСП). Число аварий, возникающих на снегу, даже обработанном песком или щебнем, на 30% больше, чем на полотне, очищенном до асфальта с помощью противогололёдных реагентов. Кроме этого, при содержании под УСП появляются другие негативные эффекты, о которых раньше не задумывались. Но метод топить снег реагентами (как в Нью-Йорке, например) не всегда подходит для других городов. Для этого нужно иметь совершенную ливневую канализацию, которая быстро справлялась бы с большим объёмом талой воды, и хорошие очистные сооружения. Да и антигололёдные реагенты реагентам рознь. Они сильно отличаются по своим свойствам, по воздействию на человека и окружающую среду.

Фрикционные материалы (песок, гранит и т. д.) неэффективны на льду и твёрдых покрытиях, загрязняют газоны и ливневые стоки. Последние исследования в институтах Минздрава России показали, что смёт, образующийся по весне на дорогах, где используется пескосоляная смесь, является крайне опасным для человека. Концентрация тяжёлых металлов, которые попадают в измельчённые колёсами песок и асфальт, из выхлопных газов и топлива автомобилей, выбросов промышленности, в некоторых городах превышает предельно допустимые нормы в 400 раз. Эта токсичная пыль вызывает аллергии, бронхиты, онкологические заболевания. Крайне негативное воздействие песка и, как результат, запылённости воздуха давно известно Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). В Европе и некоторых штатах США использования песка в городах запрещено. Разработаны программы по снижению запылённости.

В настоящий момент и в России уже говорят о крайнем вреде и запрете такого применения песка в населенных пунктах. Для борьбы с гололёдом на тротуарах и дворах целесообразней использовать многокомпонентные комбинированные противогололёдные материалы, которые содержат плавящую часть и фрикционную. Так реагент вплавляется в лёд, эффективней справляется с ним и держится дольше. В плавящей части, как показала мировая практика, лучше, чтобы были органические соли (формиаты, карбамид), и ни в коем случае хлористый кальций и магний. Это самые большие «убийцы» обуви и меха. Для городов, где много мостов и тоннелей, бетонные дороги, лучше использовать бесхлоридные реагенты: ацетаты, нитраты, формиаты. Тогда сооружения прослужат дольше.

Возможно, в некоторых случаях (вместо вывоза снега на снегосвалки, сжигая огромное количество топлива, тратя деньги на складирование, создавая пробки) есть смысл купить снегоплавильные станции. Вложившись раз, бюджет «отобьёт» эти средства за 2-3 года. Смысл в том, что каждый город в чем-то уникален и не похож на другой. Для каждого должен быть свой подход. И подбираться технология зимней уборки должна не наспех, руководствуясь сиюминутным непродуманным решением. Типа «а не попробовать ли нам вот так?» или «а в Финляндии ведь так делают — и вроде неплохо». Экономические расчёты показывают, что, используя комбинированные методы уборки, современную технику, метеостанции и программы дистанционного управления и контроля, можно значительно повысить эффективность и качество уборки. А зачастую даже сократить расходы на общее (и летнее, и зимнее) содержание УДС города. Самое главное, что в России есть и эксперты, готовые разработать такую технологию, и инструменты, которыми можно решить снежно-ледяную проблему на дорогах. Дело — за городами. Прежде всего, за муниципальной властью. За умными и рачительными хозяевами, которым горожане, по сути, поручили самое ценное — свои жизнь и здоровье.



Возврат к списку




Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные...
Подробнее
Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные с помощью файлов cookie, журналов истории доступа и web-счетчиков. Согласно Федеральному закону «О персональных данных» мы обязаны сообщить вам об этом. Продолжая работу с ресурсом, вы выражаете согласие на обработку ваших данных. Более подробная информация размещена в разделе «Политика конфиденциальности»