Москва,
Краснопресненская набережная 12, подъезд 6, оф 1612
+7 (966) 336-12-21 +7(499)288-84-39

БЮДЖЕТ И ДОРОГИ

05.08.20

Счетная палата РФ предложила правительству пересмотреть нормативы содержания автодорог и сделать финансирование федеральных и региональных трасс более равномерным. С такой инициативой ведомство выступило после того, как завершило проверку использования бюджетных средств на обслуживание трасс.

счетная паалат.jpg

Протяженность региональных дорог почти в 10 раз больше, чем федеральных (508 000 км против 57 000 км), а денег на их содержание выделяется в 8 раз меньше. Проверка показала, что на содержание одного километра дорожной сети федерального значения в 2019 году приходилось в среднем около 2,2 миллиона рублей, а на содержание региональных автодорог выделялось почти в восемь раз меньше – 288 тысяч. Нормативам содержания соответствуют 84% федеральных трасс и только 44,2% - региональных. В целом же на трассы регионального или межмуниципального значения направлялось в среднем 29,6% от нормативной потребности. 

Причина сложившейся ситуации видится в том, что сейчас в законах не прописаны критерии отнесения автодорог к определенному уровню их содержания и не описан механизм, по которому Росавтодор распределяет бюджетные деньги на содержание дорог по своим подведомственным учреждениям. Установлен лишь общий норматив размера бюджетных ассигнований, который применяется при формировании федерального бюджета на очередной год. В результате в разных регионах на содержание дорог в итоге поступает денег значительно меньше, чем положено по нормативу, считают аудиторы Счетной палаты. Также мониторинг позволил выявить, что Росавтодор при расчёте бюджетных ассигнований учитывал протяжённость участков дорог, которые или фактически отсутствовали, или не эксплуатировались, или их категории не соответствовали требованиям Правил классификации автодорог.

 ремонт дороги.jpg

Заместитель министра транспорта — руководитель Федерального дорожного агентства Андрей Костюк, присутствовавший на коллегии Счетной палаты, заявил, что ведомство поставило для себя задачу до конца года разработать порядок для того, чтобы в следующие периоды выйти на проверку уже с чёткими критериями, где и как тратится каждая государственная копейка на федеральные дороги.

Непростая ситуация с финансированием муниципальных дорог до появления национального проекта «Безопасные и качественные дороги» (БКД) была и в городах. Сейчас же у тех, кто принимает участие в нацпроекте, появился реальный шанс привести улицы в приличное состояние. Вопрос, правда, остаётся — как это состояние удержать, ведь залог хорошей дороги в наличии дорожной техники для её уборки, с чем в муниципалитетах жёсткий дефицит, в то время как проект БКД такие траты, как закупка техники, не предусматривает.

Анна Климентова, руководитель аппарата Национальной ассоциации зимнего содержания дорог: 

«Инициатива Счётной палаты по уточнению принципов финансирования нами приветствуется. Так же, как и вопрос о контроле качества содержания дорог. Но без пересмотра всего подхода к дорожной отрасли эти меры вряд ли окажутся эффективными».

 ремонт дороги 2.jpg

Как улучшить качество наших дорог

Эксперты единодушны, данную ситуацию может исправить переход на долгосрочные контракты и контракты жизненного цикла. При этом компании, от профессионализма которых зависят жизни тысяч людей, обязаны обладать достаточным набором техники и персонала с должной квалификацией.

Анна Климентова, руководитель аппарата Национальной ассоциации зимнего содержания дорог: 

«То есть критерием выбора подрядчика по строительству, ремонту или содержанию дорог должна быть не наименьшая стоимость, предложенная участником аукциона, а соответствие чётким критериям профессионализма. За рубежом крупные дорожные объекты обслуживают большие компании, имеющие колоссальный опыт и автопарк. Почему у нас уборку целого города или строительство дороги может выиграть ООО «Ромашка» с уставным капиталом в 10 тысяч рублей и одним сотрудником?»

Далее — требуется укрупнение контрактов. Когда один подрядчик отвечает и за лето, и за зиму, и за газон, и за мусор на дороге — это обоснованно, позволяет думать наперёд, как то или иное решение отразится дальше на твоей же работе. Свалил снег с солью и песком на газоны — сам себе увеличил расходы летом на озеленение. Положил асфальт в лужу — уменьшил свою же прибыль, так как весной тебе же его и перестилать.

Справедливости ради надо сказать, что Росавтодор одним из первых начал внедрять подход долгосрочных контрактов, укрупнения объектов содержания и ужесточать требования к подрядчикам, устраивая не аукционы, а конкурсы. Но не везде такие инновации находят одобрение. Желающих урвать небольшой контракт, ничего не сделать и раствориться ещё достаточно много. Они спекулируют доводами про «свободу конкуренции» и «ущемление прав предпринимательства», стараясь блокировать такие инициативы. Хотя вряд ли кто-то обрадуется за малый бизнес, соблюдение прав которого грозит вам сломанной конечностью на скользком тротуаре.

 гололед.jpg

Затем необходимо разработать и объективные критерии оценки качества работы и определить желаемый результат. Если говорить о зимнем содержании, то в настоящий момент оценивается скорее лишь «процесс». Подрядчику оплачивают количество обработок противогололёдными материалами, количество прометаний, а не достижение результата. Результат качественной уборки зимой — снижение уровня аварийности и травматизма пешеходов, причиной которых стали снег и лёд. В ряде стран в контрактах у подрядчиков как результат их работы прописано требование — минимальный коэффициент сцепления колёс с дорогой, который должен быть достигнут после уборки. И его, к слову, измеряет сам заказчик.

Людмила Пронина, профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора Института государственной службы и управления РАНХиГС:

«Относительно строительства автодорог регионального и межмуниципального значения необходимо использовать практику проектного планирования, рассчитывая социально-экономическую эффективность использования альтернативных видов транспорта для грузовых и пассажирских перевозок. В особенности это актуально для труднодоступных местностей и территорий с суровым климатом — северных, восточных и т. д. Например, Архангельская, Амурская области, ЯНАО, ХМАО, Ненецкий АО и др.»

В завершение, для сравнения, как урок: в той же Норвегии каждую весну составляют паспорт дороги — специализированные машины с лазерными сканерами делают 3D-модель полотна. На основании этих данных создаётся прогноз разрушения и определяется оптимальный срок, когда дорогу экономически выгодно ремонтировать. Там просчитали степень разрушения, при которой на 1 рубль вложенных средств в ремонт будет максимальная отдача. И никаких тебе жёстких межремонтных сроков — только экономическая целесообразность. И уже на основании таких прогнозов строится долгосрочное бюджетирование всей дорожной отрасли на несколько лет вперёд.

Источник - https://news.ru/economics/durakam-byudzhet-propishut-spasyot-li-plohie-dorogi-predlozhenie-schyotnoj-palaty/  https://www.interfax.ru/russia/720175

фото Сергей Булкин/NEWS.ru



Возврат к списку




Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные...
Подробнее
Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные с помощью файлов cookie, журналов истории доступа и web-счетчиков. Согласно Федеральному закону «О персональных данных» мы обязаны сообщить вам об этом. Продолжая работу с ресурсом, вы выражаете согласие на обработку ваших данных. Более подробная информация размещена в разделе «Политика конфиденциальности»