Борьба с гололедом проблемы и решения
Ленинградская область, регион, который географически нельзя назвать территорией севера. При этом она, как и соседний Санкт-Петербург, сухим и теплым климатом не славится. Зимнее содержание областных дорог осложняют не только тяжелые погодные условия, но и внушительный автомобильный трафик. С целью узнать, как производится зимнее содержание дорог Ленинградской области, мы вместе с сотрудниками ФКУ «Севзапуправтодор» отправились на одну из производственных баз, которая обеспечивает данную процедуру.
Несложно представить, в регионе действует множество подобных баз. Посетить их все мы конечно не могли. Выбранная нами база находится вблизи поселка Агалатово, вдоль федеральной автомагистрали А-121 «Сортавала», связывающей Санкт-Петербург с республикой Карелия и множеством населенных пунктов двух субъектов федерации. С неё дорожники обеспечивают содержание данной магистрали с 0 по 84 км. В распоряжении базы представлена дорожная техника: комбинированные дорожные машины, многофункциональный тракторы, автогрейдер, погрузчики и шнекороторы. На период зимнего содержания 2016-2017г. заготовлены противогололедные материалы в объеме: песок – 1 425 т., соль – 3 752 т; песчано-соляная смесь (50%) – 2 662 т. Круглосуточную работу базы обеспечивают 79 человек. На базе присутствует все необходимое. Для смешивания воды и соли существуют отдельное отапливаемое помещение и специальное оборудование. Для соли построен огромный ангар. Вода поступает из пробуренной скважины. Установлена система специальных очистных фильтров и т.д.
В зависимости от температуры применяются различные ПГМ (противогололедные материалы). Например, при температуре не ниже -5 градусов на дорогу выезжает техника, загруженная водно-солевым раствором. В более крепкий мороз применяется пескосоляная смесь. От нее дорожники с радостью бы отказались, заменив на более эффективные антигололедные реагенты, если бы позволяли средства. Получается, что здесь приходится использовать устаревшие методы в таком важном деле, как борьба с гололедом, а комитет по благоустройству Санкт-Петербурга тем временем тестирует новые методы,то переходя на соль, то отказываясь от нее.
«Учитывая высокие скорости, - поясняет заместитель начальника ФКУ "Севзапуправтодор" Владимир Муравьев, - мы не можем экспериментировать с разными методами содержания, как это пробуют на дорогах Санкт-Петербурга. Наши трассы должны быть чистыми от снега и наледи. На федеральной трассе отказ от соли невозможен. Но при более низких температурах мы бы хотели заменить пескосоль на современные реагенты».
Использование песка создает для дорожников серьезную проблему, которая отнимает у бригад полный рабочий день. Речь идет об очистке дорожных знаков и заградительных барьеров. Грязь, образующаяся от талой воды и песка, очень долго и тяжело отмывается. И, несмотря на обилие всевозможной техники, эту работу приходится проделывать вручную. Особую напряженность создает помывка знаков на разделительном барьерном ограждении. Чтобы их вымыть, приходиться брать в руки тряпку, и идти с ней вдоль дороги. Шумозащитные экраны от множества брызг с песком тоже быстро не отмоешь. К каждому из них необходимо отдельно подъехать, вымыть и проехать несколько метров до следующего блока таких экранов, чья высота может достигать 6 метров. Пока одни отмоют, другие снова забрызгают, выходит сизифов труд и бесконечная работа.
Замена песка на низкотемпературные полностью растворимые противогололедные реагенты эту проблему могли бы решить, уверены дорожники. Ведь при крайне нестабильных погодных условиях в Ленинградской области (к моменту написания статьи резко потеплело с -14 до +6 градусов, а потом снова обещали заморозки), оледенения дорожного покрытия не избежать. И этот гололед убрать без применения противогололедных материалов невозможно. И от их качества зависит, будет ли у бригад время на оперативное реагирование и очистку трасс, или они в этот момент будут с тряпками в очередной раз отмывать дорожные знаки, забрызганные песком.
Станислав Донин, Специальный корреспондент