Москва,
Краснопресненская набережная 12, подъезд 6, оф 1612

Какие существуют нормативные документы в сфере зимнего содержания дорог в России?

Одно из основных направлений деятельности Ассоциации - содействие в создании законодательных актов и технических регламентов, способствующих повышению качества уборки дорог. Какие же требования в сфере зимнего содержания городов существуют в нашей стране сейчас? Отметим, что с сентября 2016 года они изменились - вместо одного национального ГОСТа 50597-93, теперь действуют два межгосударственных.

Итак, по порядку: с 15.02.2015 вступил в силу регламент Таможенного союза ТР/ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог». С полным текстом документа можно ознакомиться здесь. В регламенте, требования которого являются обязательными, прописано, что проезжая часть, остановки общественного транспорта, тротуары, обочины, съезды, стоянки транспортных средств должны очищаться от снежного покрова.

Этот регламент в свою очередь опирается на межгосударственный ГОСТ 33181-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню зимнего содержания», в котором содержится информация об уровнях содержания дорог и требованиях к ним. Самый высокий уровень - первый, самый низкий из допустимых - пятый.
Первый уровень уборки относится к первой категории дорог, второй - ко второй, и так далее (деление дорог на категории прописывается в ГОСТ 33382-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Техническая классификация»).

Краткое содержание ГОСТ 33181-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню зимнего содержания» выглядит так:

  • уплотненный снег или накат на дорогах первого и второго уровня содержания не допускается;
  • наличие гололеда не допускается ни на одном из уровней;
  • толщина рыхлого снега во время снегопада и снегоочистки на дорогах 1 и 2 уровня должна быть не более 1 и 2 см соответственно;
  • толщина рыхлого снега на тротуарах и лестничных сходах во время снегопада и до окончание снегоуборки - 6 и 8 см;
  • обработка тротуаров и пешеходных зон противогололедными материалами (ПГМ) обязательна.

Также есть еще один межгосударственный ГОСТ 33382-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Техническая классификация», он разделяет дороги на категории. Предусмотрено 5 категорий дорог:

  • IA и IБ (автомобильная магистраль и городская дорога, соответственно)
  • IB, II, III, IV, V (обычные дороги).

Из этих двух межгосударственных ГОСТов вытекают национальные:

  • ГОСТ-Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Этот документ сейчас перерабатывается. В действующей версии прописаны сроки ликвидации зимней скользкости и минимальный коэффициент сцепления колес с дорогой. Максимальные сроки ликвидации наледи: для дорог и тротуаров с интенсивностью движения более 3000 автомобилей в сутки - 4 часа, от 1000 до 3000 - 5 часов, менее 1000 автомобилей в сутки 6 часов. При этом минимальный коэффициент сцепления с дорожным покрытием должен быть не ниже 0.3;
  • ГОСТ 52398-2005 «Классификация автомобильных дорог». Этот нормативный документ устанавливает категории дорог и их классы. Классификация, в принципе, не слишком отличается от той, что представлена в межгосударственном ГОСТ 33382-2015.

Очевидно, что соответствия вышеизложенным требованиям к содержанию дорог не добиться без использования современных противогололедных материалов (ПГМ). Ведь только с их помощью можно очистить дорожное покрытие до «черного асфальта».

Как мы видим из Таблицы 1, пескосоляная смесь не позволяет достичь требуемого коэффициента сцепления автомобильных шин с дорогой (напомним, что он должен быть не ниже 0,3).

Таблица 1 Коэффициент сцепления в зимних условиях

Дорожное покрытие Коэффициент сцепления
Асфальтобетонное покрытие с тонким слоем ледяной корки (гололёд) 0,09 ÷ 0,10
Укатанный ровный снеговой покров с обледеневшей поверхностью (после поливки водой) 0,12 ÷ 0,15
Укатанный ровный снеговой покров (толщина 50 см) без ледяной корки 0,22 ÷ 0,25
Укатанный снеговой покров (толщина 50 см) после прохода грейдера 0,24 ÷ 0,28
Укатанный снеговой покров с обледеневшей поверхностью после россыпи песка по норме 0,1 м3 на 1000 м2 дороги 0,17 ÷ 0,19
Укатанный снеговой покров с обледеневшей поверхностью после россыпи песка по норме 0,4 м3 на 1000 м2 дороги 0,25 ÷ 0,26
Укатанный снеговой покров (толщиной 50 см) после россыпи песка по норме 0,4 м3 на 1000 м2 дороги 0,30 ÷ 0,38

Однако противогололедные материалы нужно выбирать очень внимательно - необходимо, чтобы они не только эффективно плавили лед, но и не наносили вреда здоровью человека и окружающей среде.

Таковы требования №7-ФЗ от 10 января 2012 «Об охране окружающей среды» и №174-ФЗ от 23 ноября 1995 года «Об Экологической экспертизе».

По степени воздействия на организм человека ПГМ должны относиться к веществам с классом опасности 3 (умеренно-опасные) или 4 (малоопасные) по ГОСТ 12.1.007. То есть использовать ПГМ 2 класса опасности, например, бишофит на основе хлористого магния, запрещено.

При закупках противогололедных материалов Заказчику следует обратить внимание в первую очередь:

  • на наличие положительного заключения Государственной экологической экспертизы;
  • наличие паспорта качества, сделанного аккредитованной лабораторией по испытаниям ПГМ, на каждую партию продукции.

Список аккредитованных лабораторий можно посмотреть на сайте Росаккредитации: http://188.254.71.82/rao_rf_pub/

К сожалению, правила зимнего содержания дорог, изложенные в нормативных документах, выполняются не всегда. Не во всех регионах разработана локальная нормативно-правовая база, методы контроля уборки дорог несовершенны. Что касается того, как именно должны убираться тротуары и дворы - четкие требования не прописаны нигде.

Что же можно и нужно делать, чтобы ситуация в сфере зимнего содержания дорог в России улучшилась?

  • использовать специальные системы контроля качества дорог (в том числе телеметрические);
  • разрабатывать экономически обоснованные правила благоустройства;
  • применять только экологичные противогололедные материалы (ПГМ) с полным пакетом разрешительной документации.

Ассоциация зимнего содержания дорог активно занимается разработкой регламентов и технологий зимнего содержания городов и экономическим обоснованием методов уборки. Мы стремимся к тому, чтобы жизнь горожан зимой была комфортной и безопасной!