Москва,
Краснопресненская набережная 12, подъезд 6, оф 928
+7 (966) 336-12-21

Как противогололедные реагенты влияют на металл? Проводим эксперимент!

14.11.18

Центр химико-экологической экспертизы «ЭХО» занимается исследованиями и выдачей заключений по общественно значимым вопросам в сфере экологии, а также безопасности городской среды для горожан их имущества.

В 2013 году к нам обратились владельцы автомобилей с вопросом - в какой степени различные противогололедные реагенты могут быть опасны для металлических частей машин? Мы провели эксперимент с участием следующих антигололедных материалов:

  1. Галит (он же - техническая соль): 4% в этом ПГМ - примеси, остальное - NaCl (хлорид натрия);

  2. Комбинированный реагент: он включал в себя хлориды калия (KCl), натрия (NaCl), кальция (CaCl2), формиат натрия (HCOONa), а также добавки против коррозии;

  3. Бишофит: водный раствор, содержащий ингибиторы коррозии.

Реагенты были представлены в виде 5% растворов. Именно такая концентрация, как правило, образуется на проезжей части при разбавлении со снегом. Кстати, она же является наиболее агрессивной для металла. Также изучалось воздействие на металл обычной водопроводной воды.

Воздействию ПГМ подвергались:

  • часть кузова красной машины (производитель - Франция);

  • крыло черного автомобиля (производитель - Япония).

  Металл мы разрезали на небольшие куски, в центре каждого из которых стерли слой эмали и примерно половину слоя шпатлевки. Таким образом удалось смоделировать повреждения, полученные при эксплуатации транспортных средств (такие, как сколы, царапины).

Растворы реагентов нанесли на пластины. Когда растворы высыхали, к ним добавляли насыщенную О2 (кислородом) дистиллированную воду. Почему не водопроводную? Потому, что она содержит небольшое количество солей, что могло нарушить чистоту эксперимента. Чтобы вода испарялась медленнее, образцы находились в комнате с низкой температурой.




Каковы же итоги эксперимента?

Продукция французского автопрома оказалась не слишком надежной. Красный металл показал низкую стойкость к ржавлению. Воздействие на пластины продолжалось девять дней, и вот результаты:

1. Галит (NaCl): привел к существенным повреждениям металла;

2. Комбинированный реагент: под его воздействием коррозия образовалась, но не столь сильная, как под влиянием предыдущего реагента (технической соли);

3. Бишофит: продемонстрировал агрессивное воздействие на металл и высокую коррозионную активность;

4. Водопроводная вода: привела к ржавлению металла - но не очень значительному. Коррозионная активность сравнима с той, которую показал комбинированный реагент.

А что же с черными пластинами? Металл машины, произведенной в Японии, показал куда более высокую стойкость к коррозии. И это при том, что длительность эксперимента составила почти месяц, а точнее - двадцать четыре дня.

1. Галит (NaCl): стал причиной небольшой коррозии;

2. Комбинированный реагент: привел к появлению незначительной коррозии (меньше, чем у технической соли - галита);

3. Бишофит: против этого вещества не смог устоять даже качественный металл - коррозия появилась, и весьма серьезная;

4. Водопроводная вода: оказала практически нулевое воздействие - коррозии не возникло.

Можно сделать следующие выводы:

  • При длительном воздействии на металл все антигололедные материалы, а также водопроводная вода демонстрируют ту или иную степень коррозионной активности;

  • Комбинированный реагент по интенсивности негативного воздействия на металлические части автомобилей можно сравнить с обычной водой;

  • Натрий хлор (техническая соль) приводит к сильному ржавлению металла;

  • Наиболее интенсивному и быстрому образованию ржавчины способствует бишофит (хлорид магния).

Получается, избежать коррозии, передвигаясь на автомобиле зимой - невозможно. Ведь на него всегда будет воздействовать как минимум вода (в виде снега, в том числе и талого). Однако интенсивность коррозии все же зависит от того, какие противогололедные реагенты используются - за этим дорожные службы обязаны следить! И не допускать применения в населенных пунктах реагентов, не прошедших соответствующие проверки и не имеющих положительного заключения ГЭЭ (Государственной экологической экспертизы).

Также самим автомобилистам стоит ответственно относиться к уходу за своими машинами - своевременно обновлять краску и антикоррозионную защиту. Это позволит существенно снизить риск ржавления кузова.


Эксперт:  Михаил Рейнов

Возврат к списку

Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные...
Подробнее
Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные с помощью файлов cookie, журналов истории доступа и web-счетчиков. Согласно Федеральному закону «О персональных данных» мы обязаны сообщить вам об этом. Продолжая работу с ресурсом, вы выражаете согласие на обработку ваших данных. Более подробная информация размещена в разделе «Политика конфиденциальности»