Москва,
Краснопресненская набережная 12, подъезд 6, оф 1612

ЗИМА: БЕЗОПАСНО, ЧИСТО, ЭКОЛОГИЧНО

29.10.21

Может ли зимняя уборка дорог и тротуаров превратиться из затратного и вредного для здоровья мероприятия в нечто совершенно иное, эффективное и полезное? 20 октября во время круглого стола по зимнему содержанию в Уфе эксперты рассказали, как этого достичь.

image-29-10-21-02-07 (2).jpeg

Нездоровые методы

В числе первых эксперты подняли вопрос о влиянии пескосоляной смеси (ПСС) и других подобных реагентов на здоровье человека. Заведующая кафедрой общей и военной гигиены Северо-Западного медицинского университета им. И.И.Мечникова, профессор, кандидат медицинских наук Лилия Аликбаева представила исследования и показала взаимосвязь между детской заболеваемостью и близостью проживания к дорогам, которые проводились в 2013-2017 годах в Санкт-Петербурге. Было доказано, что дороги влияют на человека не только из-за шумового эффекта, но и вызывают аллергенные, иммунные и лёгочные заболевания из-за дорожного смёта, который на 96% состоит из песка, используемого зимой.    

Песок на дорогах под воздействием колес становится аморфным, мелким и накапливает тяжёлые металлы 1 и 2 класса опасности (высокоопасные вещества) с превышением уровня ПДК в десятки раз. Весной дорожный смёт образует пылевую взвесь 2 класса опасности, которая может вызвать иммунные заболевания и болезни органов дыхания. Кроме того, доказана взаимосвязь кремниевой пыли с развитием онкозаболеваний – Т-клеточному лейкозу, опухоли шейки матки.

- Выбор технологии зимнего содержания – это долгосрочная программа. Несмотря на то, что дети составляют всего 30% от населения, это 100% наше будущее. И наше будущее под угрозой пока мы не защитим его от дорожной пыли. 

Аликбаева

Профессор Лилия Аликбаева: будущее наших детей надо защитить от дорожной пыли

Скользкая дорожка

Ещё один минус пескосоляных смесей, о которых знает не каждый – соль, входящая в состав ПСС, «работает» в пределах до -12С. При этом стоит учесть, что это минимальная температура. При обильных снегопадах либо снижении интенсивности движения (обработка дорог в ночь) или резком похолодании, хлорид натрия может стать причиной повторного обледенения уже при -8-10С.

Россия – страна с суровым климатом, и здесь нужны более эффективные решения. Советник по науке Национальной ассоциации зимнего содержания дорог Антон Покусаев подтвердил: ниже указанной температуры дорожные нормы Минтранса рекомендуют низкотемпературные противогололёдные реагенты. К низкотемпературным ПГМ относятся ацетатные, формиатные, многокомпонентные реагенты на основе хлористых солей с добавлением хлорида кальция. Но использовать ацетаты в городских условиях опасно, а формиаты - дорого, их применяют точечно (например, в аэропортах). Так что городам и сёлам остаются многокомпонентные материалы, которые состоят из смеси хлоридов с ингибиторами коррозии.

Покусаев

Антон Покусаев: в сложных климатических условиях наиболее эффективны многокомпонентные ПГМ

Руководитель аппарата Национальной ассоциации зимнего содержания дорог Анна Климентова напомнила: ситуация осложняется тем, что по действующему законодательству асфальт должен быть чистым спустя 4-6 часов после снегопада.

 - В 2020 году требования к противогололёдным материалам для городов ужесточены. Введена проверка на аллергенность, воздействие на обувь, коррозию, мелкие частицы, создающие опасную пыль. В конечном счёте это позволит минимизировать пыль и грязь в городах, которая образуется от использования песка и некачественных реагентов, а также обезопасить человека, животных и окружающую среду внедрением обязательного контроля качества при закупке ПГМ как со стороны производителя, так и со стороны заказчика, - добавила она.

image-29-10-21-02-07-1 (2).jpeg

Анна Климентова: новый ГОСТ должен исключить использование некачественных ПГМ в городах

В этом плане показателен опыт зарубежных стран. Советник ректора Сибирского автодорожного института, эксперт UNDP, АСИ г. Москвы по вопросам городского развития Станислав Мамулат поделился, что западный тренд – использовать двухфазные реагенты. Причём дороги начинают обрабатывать заранее, не дожидаясь, когда стихия уже вовсю развернётся.

- Превентивная обработка полотна реагентами до появления гололёда и снега экономит до 20% противогололёдных материалов и облегчает последующую уборку дорожного полотна, - добавил спикер.

Мамулат

Станислав Мамулат: двухфазные реагенты – мировой тренд сегодняшнего дня

Секреты экономии

Эксперты сошлись во мнении, что современные реагенты при правильном применении не только делают дороги безопаснее. Они почти полностью растворяются, не вызывая пылевых бурь, не засоряя ливневые канализации, не нанося вред флоре и фауне и, конечно, позволяя экономить колоссальные средства на весенней уборке населенных пунктов.

Тут показателен опыт перехода с песка на современные реагенты от компании ЗАО «Самтек». В прошлую зиму фирме удалось сэкономить 42 миллиона рублей! Представляя этот кейс, директор по развитию ЗАО «Самтек» Геннадий Таранов напомнил, что компания обслуживает республики Татарстан, Башкортостан и Кировскую область.

Арифметика следующая:

 - на 7 км хватает одной машины с пескосоляной смесью, тогда как на 100 км хватает одной машины с реагентами;

 - расход пескосоляной смеси в 10 раз выше по сравнению с реагентами (15 гр./м2 вместо 150 гр./м2);

 - при переходе на реагенты в 1,3 раза снизились расходы на закупку ПГМ, в 4 раза снизились объемы ПГМ, в 4,5 раза снизилось количество рейсов техники.

 - Общая стоимость зимнего содержания дороги при переходе с пескосоляной смеси на реагенты сократилась в среднем на 21%. Нам удалось с переходом на реагенты в прошлую зиму сэкономить 42 млн рублей. Мы смогли поднять зарплаты водителям на 41%, купить новую дорожную технику и благоустроить базу для хранения техники и ПГМ, - подытожил Геннадий Таранов.

Таранов

Геннадий Таранов: переход с ПСС на реагенты позволил сократить «зимние» расходы на 21%.

Эксперты сошлись во мнении, что мировой тренд по использованию противогололёдных реагентов приведёт к снижению аварийности и травматизма, снизит запылённость, повысит эстетику наших дорог.

Круглый стол «Зима: БЕЗОПАСНО, ЧИСТО, ЭКОЛОГИЧНО», г. Уфа, 20.10.2021 


 



Возврат к списку




Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные...
Подробнее
Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные с помощью файлов cookie, журналов истории доступа и web-счетчиков. Согласно Федеральному закону «О персональных данных» мы обязаны сообщить вам об этом. Продолжая работу с ресурсом, вы выражаете согласие на обработку ваших данных. Более подробная информация размещена в разделе «Политика конфиденциальности»