ЭКСПЕРТЫ ОТРАСЛИ О СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ ЗИМНЕГО СОДЕРЖАНИЯ ДОРОГ
25 марта в Новосибирске начала работу Всероссийская практическая конференция «Современные технологии зимнего содержания дорог». Эксперты и лидеры отрасли представили современные тенденции, новые противогололёдные материалы и методы эффективного зимнего содержания городов, а также специальную технику и материалы, благодаря которым дорожное покрытие может успешно «пережить» зиму и межсезонье.
Конференция собрала более 100 участников из разных городов РФ
С введением нового национального стандарта по зимнему содержанию городов российским дорожникам следующей зимой предстоит работать по новым правилам. Актуальность разработки и нововведения ГОСТ Р 58427-2020 «Материалы противогололёдные для применения на территории населённых пунктов. Общие технические условия» представила Анна Климентова, руководитель аппарата Национальной ассоциации зимнего содержания дорог:
«Для того, чтобы в полной мере выполнить требования ГОСТ Р 50597 по содержанию автомобильных дорог и улиц, дорожным службам необходимо чётко понимать с помощью каких ПГМ они должны это делать. Стандарта, который бы на государственном уровне регламентировал требования к качеству ПГМ в населённых пунктах, никогда не было. Было руководство по борьбе с зимней скользкостью, а также нормы и требования для ПГМ, но они разрабатывались 17 лет назад и делали их для содержания федеральных трасс, у которых иная специфика.
Поэтому и был создан стандарт, какими минимальными свойствами должны обладать ПГМ для применения в городах. Как некий ориентир и для дорожных служб, которые могли бы закупать качественные ПГМ, и для производителей, которые могут опираться на эти показатели для разработки своей продукции.
В конечном счёте это позволит минимизировать пыль и грязь в городах, которая образуется от использования песка и некачественных реагентов, а также обезопасить человека, животных и окружающую среду внедрением обязательного контроля качества при закупке ПГМ»
Анна Климентова, руководитель аппарата Национальной ассоциации зимнего содержания дорог
Меньше песка – меньше грязи, пыли, а также расходов по распределению ПГМ и по его уборке. Это на деле испытано в Новосибирске. В городе полностью отказались от обработки дорог и тротуаров смесью песка и соли: на большинстве улиц применяют смеси из отсевов горных пород (преимущественно из альбитофиров), в центре города и Академгородке – двухфазный противогололёдный реагент. Об опыте усовершенствования технологии зимнего содержания городских дорог – Юрий Сердюк, начальник управления автомобильных дорог мэрии г. Новосибирска:
«Ранее мы использовали пескосмесь, которая имеет ряд недостатков. Это неэффективность при низких температурах, после -10 она просто перестаёт работать. Речной песок не дает эффективных сцепных качеств на дороге, а соответственно, страдает безопасность, количество ДТП растёт. Весной - огромное количество образующейся пыли. Кроме того, мелкий песок легко переносится талыми водами и в виде осадков проникает в систему ливневой канализации, забивая её. А это дополнительные траты для наших и без того скудных бюджетов. С усовершенствованным песком нам удалось нормы расхода снизить в двое, при этом улучшить качество уборки. Объём пыли в городе снизился в 16 раз. Кроме того, сократилось время уборки, а эффект от неё стал более продолжительным, что позволяет экономить бюджет»
Юрий Сердюк, начальник управления автомобильных дорог мэрии г. Новосибирска
Вопрос перехода муниципалитетов и регионов на использование инновационных технологий зимнего содержания автомобильных дорог, как правило, решается в условиях ресурсных ограничений. При этом расчёт экономических показателей зачастую производится без учёта косвенных факторов - повышение скорости зимнего содержания, сокращение количества ДТП, снижение загруженности дорожно-транспортных систем. Зачастую неверно сопоставляется удельная стоимость традиционных и инновационных ПГМ без учёта, что существенно меняется требуемый объём для закупки ПГМ и структура затрат в целом. Согласно расчётов специалистов Финансового университета при Правительстве РФ, в зависимости от масштабов городов переход на более инновационную технологию позволяет не только сохранить объём затрат на прежнем уровне, но и даже достичь экономии до 13%. При некачественном же зимнем содержании автодорог экономические процессы встают. Расчёты университета подтверждаются практикой. Геннадий Таранов, директор по развитию компании «Самтек», показал, как при переходе с пескосоли на реагенты подрядчикам удалось не только значительно ускорить уборку дорог, но и сократить общие расходы на 1 кв. м более чем на 20%. Экономику зимы представил Никита Осокин, заместитель директора Центра отраслевых исследований и консалтинга Финансового университета при Правительстве РФ:
«Анализ показывает, что в городах-миллионниках существует потенциал для повышения валового городского продукта на 0,5% за счет совершенствования технологий зимнего содержания дорог. Несомненно, необходимо создавать стимулы для перехода на более совершенные технологии, в том числе и экономические. Чаще всего муниципалитеты не имеют достаточных ресурсов для единовременного обновления парка специализированной техники.
Потенциальным источником мог бы стать нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в случае его перепозиционирования в сторону дорог местного значения, нежели регионального и межмуниципального. Также необходимо рассмотреть льготные программы кредитования и лизинга как потенциальный инструмент преодоления ресурсного барьера, а также стимулирующие контракты»
Никита Осокин, заместитель директора Центра отраслевых исследований и консалтинга
Одним из основных показателей безопасности движения по дороге является коэффициент сцепления колёс автомобиля с дорогой. На национальном уровне в ГОСТ установлено, что этот минимальный показатель должен быть не менее 0,3 при испытании с гладкой шиной в условиях только положительных температур. Как показали исследования, проведенные в Московском автодорожном институте (МАДИ), любые снежно-ледовые отложения: снег, накат, гололёд и даже лёд, посыпанный песком, имеют показатели около или ниже этой нормы. На гололёде сцепление колёс может быть вообще более чем в 2 раза ниже. При незначительном снижении коэффициента сцепления ниже 0,3 резко возрастает количество ДТП, поэтому неубранные дороги в зимнее время являются очень опасными для водителей. Но какой именно коэффициент сцепления зимой на дороге и насколько эффективны те процедуры, которые производят службы при очистке или посыпке покрытия? Ответственные за это службы сегодня, к сожалению, сказать не могут. О необходимости пересмотра требований к зимнему содержанию дорог и разработке мер по оценке качества уборки улиц – Павел Криушин, начальник управления мониторинга качества дорожных работ ФАУ «РОСДОРНИИ»:
«Для обеспечения безопасности дорожного движения и достижения минимальной аварийности необходимо оценивать мероприятия по зимнему содержанию именно с точки зрения их влияния на коэффициент сцепления. Ведь целью уборки является не процесс, а результат. И основной результат – это безопасность. Без определения коэффициента сцепления в реальных условиях дорожного движения невозможно в полной мере говорить об обеспечении безопасности»
Павел Криушин, начальник управления мониторинга качества дорожных работ ФАУ «РОСДОРНИИ»
С уходом зимы, на повестке дня всех урбанизированных территорий актуальная проблема из года в год – запылённость, когда в атмосферу городов поднимается вся скопившаяся на дорогах и тротуарах грязь, состоящая из песка, которым посыпают дороги зимой, земли из газонов, промышленных выбросов, загрязнений от автомобилей, износа асфальта и многих других «ингредиентов». Основным и действенным методом пылеподавления, широко применяемым как в России, так и за рубежом, является обеспыливание дорог. Однако, в межсезонье, в условиях возможных заморозков, влажная уборка улиц становится проблематичной, а тема запылённости особенно актуальной. При таких погодных условиях необходимо применение специальных обеспыливающих составов. Свои решения для пылеподавления участникам конференции представил Уральский завод противогололёдных материалов.
Во второй, выездной, день участникам Конференции будет продемонстрировано состояние улично-дорожной сети города Новосибирска, организовано посещение базы специализированной дорожной техники с демонстрацией автоматических систем заправки и учёта техники противогололёдными материалами, осмотр снегоплавильного комплекса.