Москва,
Краснопресненская набережная 12, подъезд 6, оф 1612

ЗАВАЛИСЬ, КАК МНОГО!

05.02.21

Во многих российских городах 2021 год начался с обильных снегопадов, превративших города в сугробы, где по дорогам впору на санях. И на подкрепление к уже выпавшему снегу спешат новые циклоны. Уборка улиц - вечный спор между горожанами и властью. Люди недоумевают, почему проблема, которую давно решили в Европе, Америке и Москве, всё так же ставит в тупик местных дорожников.  Разбираемся, как работает уборка снега в других городах и странах, и в чём отличия.

 США: легче переждать, чем убирать

Такую технологию применяют, например, в Нью-Йорке. В этом можно было совсем недавно убедиться: снегопады февраля уже успели «парализовать» мегаполис, поглотив его в объятия сугробов. Принцип в США таков: перед снегопадом дороги обрабатывают противогололёдными реагентами, чтобы снег не примёрз к поверхности, а после этого с чистой совестью мэр объявляет режим чрезвычайной ситуации и жизнь в городе замирает: закрыты все школы, учреждения, магазины, все сидят по домам и откапываются. По ощущениям – конец света наступил. Когда снегопад заканчивается, дорожные службы убирают снег, и только после этого возобновляется движение и мегаполис снова возвращается к своей обычной жизни. Сложно представить, что было бы с Москвой, если бы ЧС вводили при каждом снегопаде.

 IMG_9874.JPG

Даже на Манхэттене сейчас удобнее ходить на лыжах.

тайм-сквэа реганеты.jpg

Таймс-сквер обильно посыпают реагентами, в Нью-Йорке это самое убираемое место.

Ну а пока ещё действует принцип «переждать», снегу не нарадуется детвора и панды Национального зоопарка.

Канада и Германия: зелёная волна

Есть другой подход – убирать во время снегопадов, но при этом давать преимущество дорожной технике. Его применяют там, где снегопады бывают чаще, чем в Нью-Йорке: в Канаде и Германии. Если синоптики обещают снег, дорожники заблаговременно обрабатывают дороги небольшим количеством реагентов, чтобы он не скатывался. Во время снегопада постоянно идёт патрульная очистка колоннами машин. Причём у снегоуборочной техники есть преимущество перед другими участниками движения: запрещено обгонять или врезаться в клин спецтехники. За это существуют большие штрафы. Когда машины убирают снег, пускается зелёная волна светофоров, чтобы уборка шла без остановки.

канада.jpg
Финляндия: график уборки улиц выкладывают в интернет

Зимы в стране очень снежные. Поэтому к уборке снега здесь относятся серьёзно. При появлении в прогнозе погоды «снегопада» дорожные департаменты заранее проводят совещания — уточняют имеющуюся технику, кадры, ресурсы.

Сначала — убирают активные улицы и трассы, где часто ходит общественный транспорт, затем менее загруженные, в последнюю очередь — пешеходные участки. Первый класс дорог должен быть вычищен до начала рабочего дня. На уборку второго класса отведено 5 часов. Третий класс — чистят днем. Аналогично — пешеходные дорожки и тротуары.  

Карты графиков уборки размещаются в интернете, а также на специальных дорожных знаках. Можно отдельно подключить в телефоне услугу об информировании. Это полезно, поскольку если вовремя не убрать машину с места, предназначенного к уборке снега, придётся возмещать расходы на её эвакуацию и хранение — от 60 до 85 евро.

Как убирают снег в Финляндии? Подробнее - в видеосюжете.

Как убирают снег в Норвегии? Подробнее - в видеосюжете. 

Что касается расчистки придомовой территории, то практически везде за рубежом за уборку тротуаров отвечают владельцы квартир, домов, магазинов и учреждений, а не муниципалитеты. Лопату в руки и вперёд, на расчистку дороги и тротуара. При этом на реагенты не скупятся — ведь любое падение пешехода может обернуться владельцу многотысячным иском, а за неочищенную прилегающую к дому территорию в течении 24 часов можно получить достаточно серьёзный штраф - до 1000 (!) долларов. 

снегопад 2.jpg

Лопату в руки и вперёд, на расчистку дороги и тротуара.

А как у нас?

У нас в России свой, смежный, способ. По ГОСТ Р 50597, на дорогах не допускается снега и зимней скользкости. Тут всё точно так же, как в Европе и Америке. Но есть два важных отличия в порядке очистки во время снегопада.

С одной стороны, есть требование во время снегопада не больше 5 сантиметров талого либо рыхлого снега на улицах города, за этим очень чётко следит ГИБДД. С другой стороны, дорожные службы несколько бесправны: не имеют преимущества проезда, а водители порой ведут себя достаточно агрессивно, разбивают клин, что нарушает в принципе технологию уборки, прометания снега и замедляет процесс уборки города. Поэтому во время снегопада коммунальщики стараются обработать дороги реагентами часов в пять утра, пока мало машин. Представьте, что начнётся, если у нас в час пик выйдут 10 машин строем? Транспортный коллапс! А чтобы за день снег не скатался на всякий случай насыпают реагентов побольше, понимая, что днём это сделать не удастся. Да, снег становится талым и рыхлым. Да, смешиваясь с грязью от автотранспорта, он становится чёрно-коричневым. Но его хотя бы ближе к ночи, когда дороги становятся свободнее, можно убрать.

ночная уборка снега.jpg

Ночная уборка снега в Казани

Оперативность, конечно, оставляет желать лучшего. Но это вторая проблема большинства российских городов - в муниципалитетах мало техники, ее катастрофически не хватает. Технику по нормативам нужно менять каждые 5–7 лет, это делается явно реже, потому что не хватает финансирования. Да, есть Москва – самая подготовленная к зиме, с достаточным парком техники, четкими регламентами и необходимым количеством противогололедных материалов. Благодаря этому в самые суровые снегопады в столице сохраняется привычное течение жизни. Есть Красноярск, есть Казань и ещё буквально несколько городов, которые технически оборудованы и вооружены, в остальных же городах ситуация удручающая.  

Можно ли просто убирать снег, ничем его не посыпая?

Всё новое вызывает страх. Вот и применение на дорогах реагентов вызывает много критики со стороны горожан. Можно ли просто убирать снег, ничем его не посыпая? Просто чистить, увы, не получится. Под колёсами машин буквально за полчаса выпавший снег превращается в очень плотный наст, который крепко сцепляется с дорогой. Его невозможно отчистить техникой, только если разогнать машину до 80 км/час, поставить ковш в пол и счистить вместе с разметкой и асфальтом. Так чистят на трассах, где движение менее интенсивное. В городе скорость движения техники по понятным причинам около 30–40 км/час.

Чтобы снег оставался немного талым и не прикатывался шинами автомобилей, нужно небольшое количество реагентов, 20–30 г на квадратный метр, это всего столовая ложка с горкой. Без реагентов, к сожалению, при большом количестве машин будет наледь. Снег не останется рыхлым, как представляют люди. Неудачный опыт отказа от реагентов был в нескольких российских городах: Санкт-Петербурге, Челябинске, Красноярске, где под напором возмущающихся жителей власти решили чистить снег без применения химических материалов. В итоге на дорогах города образовались колеи, аварийность увеличилась в среднем на 20-30%, а подрядчики стали получать существенные штрафы от ГИБДД за несодержание дорог в нормативном состоянии. После этого города вернулись к реагентам. Ведь безопасность – превыше всего.



Возврат к списку




Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные...
Подробнее
Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные с помощью файлов cookie, журналов истории доступа и web-счетчиков. Согласно Федеральному закону «О персональных данных» мы обязаны сообщить вам об этом. Продолжая работу с ресурсом, вы выражаете согласие на обработку ваших данных. Более подробная информация размещена в разделе «Политика конфиденциальности»