Москва,
Краснопресненская набережная 12, подъезд 6, оф 1612

ЮРИЙ ОРЛОВ: ПРОБЛЕМА НЕ В САМИХ РЕАГЕНТАХ, А В ТОМ, КАК МЫ ИМИ ПОЛЬЗУЕМСЯ

Источник: https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/yuriy-orlov-problema-ne-v-samih-reagentah-a-v-tom-kak-my-imi-polzuemsya-solit-ulicu-v-meru-my-ochen-ploho-nauchilis-65042.html

03.02.23

Противогололёдные реагенты совершенно безвредны, если не применять их сверх нормы. Солить улицы в меру мы ещё плохо научились. О том, что реагента использовано слишком много, говорит состояние снега, рассказал в эфире «ОТР» независимый эксперт, кандидат химических наук Юрий Орлов.

image-03-02-23-12-20 (1).jpeg

Юрий Орлов, независимый эксперт, кандидат химических наук

Антон Липовский: Юрий Николаевич Орлов с нами на связи, кандидат химических наук, независимый эксперт. Юрий Николаевич, здравствуйте!

Юрий Орлов: Доброе утро!

Антон Липовский: Давайте, во-первых, разберемся все-таки изначально, чем на сегодняшний день, к чему мы пришли, к чему пришли технологии, чем мы обрабатываем дороги?

Юрий Орлов: Дороги мы обрабатываем такими же реагентами, как и во всем мире. Здесь ничего уникального нет, мы ничем не отличаемся от другого мира. Основной противогололедный реагент – это соль поваренная, 95% всех объемов применения в мире приходится именно на соль поваренную. 3% – это хлорид кальция, и 2% – это оставшиеся реагенты, которые используются в авиации. Вот и все.

Они имеют разные названия, они могут применяться, соль может применяться в индивидуальном виде, может применяться в виде смеси с хлоридом кальция. Может применяться в сухом виде, в увлажненном виде. Но реагенты, набор реагентов, он один и тот же.

Проблема не в самих реагентах, потому что здесь ничего нового нет. Всем вот кажется, что сегодня применяют плохие реагенты, завтра ученые придумают какие-то чудо-реагенты. И все проблемы, которые имеем мы на дорогах, на пешеходных зонах, мы решим с помощью новых чудо-реагентов.

Какая-то у нас такая страсть с детства к какому-то чуду. Чуда никакого нет и не будет. И никаких новых реагентов не будет, потому что объемы, в которых используются противогололедные реагенты, колоссальные. Ничего другого, кроме того, что соль и небольшие количества хлорида кальция, и быть не может. Дело не в самих реагентах.

Анастасия Семенова: А в чем?

Юрий Орлов: А в том, как мы ими пользуемся. Главная проблема сегодня в том, что мы и дороги, и пешеходные зоны пересаливаем. Если мы на уровне супа прекрасно понимаем, что недосолить – это плохо, пересолить – тоже плохо, нужно солить в меру. Так вот солить в меру улицы мы как-то очень плохо научились, понимаете?

А уж и пешеходные зоны, вот вы говорили про обувь. Это прямое последствие того, что мы злоупотребляем применением реагента. Ведь с одной стороны с дорожников требуют, чтобы была безопасность. А чтобы была безопасность, проще всего взять, засыпать все солью по уши, как говорят, и для того, и все расплавить.

То есть зимой устроить весну. Чтобы были лужи, месиво, машины по этим дорогам едут, пешеходы ходят. Естественно, когда вот люди ходят по такому месиву, никакая обувь, она долго не проживет. Это естественное следствие, понимаете?

То есть, а если бы мы применяли реагенты правильно, то бы мы эти проблемы вообще бы не обсуждали. Вы бы не заметили, применяют реагент или не применяют на дорогах. То есть главная проблема – это избыточное применение реагента, отсюда все негативные явления и для обуви, и для машин, и для животных.

Антон Липовский: Юрий Николаевич, вот насколько правильно нужно применять? Вот пишут нам из Ярославля, например, о том, что сначала на сухой еще асфальт, по сути дела, насыпали разные, там, вещества, и только потом уже начал выпадать снег. Это правильное поведение? Коммунальщики, получается, предвосхитили наледь? Это вот то, про что вы говорите или нет?

Юрий Орлов: Это правильное применение современных технологий предусматривает превентивное применение противогололедных реагентов. Потому что не всегда можно, осадки зимние будут выпадать, а вы не всегда успеете их применить. И тогда создастся аварийная ситуация на дорогах. Поэтому применяют превентивную обработку дорог противогололедными реагентами. Это правильно, так должно быть.

Антон Липовский: То есть сами реагенты, получается, не за последние пять, ни семь лет, ни три года, они не менялись? То есть сегодня то же самое, что было в 2015-м, в 2016-м, правильно я понимаю, например?

Юрий Орлов: Да. Меняются названия, меняются производители, поставщики, но сама суть химическая противогололедных реагентов не меняется. Она и не изменится, понимаете?

Антон Липовский: Юрий Николаевич, а нужно… Извини, Насть, я просто хотел спросить, я так от вас, вот вашу точку зрения не понял. Вот вы – независимый эксперт, вы знаете все составы. Как вы считаете, стоит ли обрабатывать? Или, как нам пишут, можно обойтись либо какой-нибудь гранитной крошкой, либо, на худой конец, просто…

Анастасия Семенова: Песком.

Антон Липовский: Песком посыпать, да и все?

Юрий Орлов: Смотрите, здесь ситуация какая? Нужно рассмотреть отдельно. Если мы рассматриваем дороги, допустим, в крупных городах и федеральных трассы, где большие транспортные потоки, там без противогололедных реагентов обойтись нельзя. Это, как бы, неизбежно. Здесь нужно совершенствовать технологии применения, обходиться минимальными объемами применения. Сегодня мы злоупотребляем этим. Отсюда имеем все негативные последствия.

Да, обойтись без них нельзя. Но есть, как бы, дороги, где можно обойтись без применения противогололедных реагентов. Это подальше немножко от Москвы отъехать, там дороги содержатся под снежным накатом. Это тоже вариант выхода из ситуации.

Антон Липовский: А там автомобилисты вам сейчас скажут: «Ну и как? Мы будем стоять в пробках, Москва будет расчищена и двигаться, а мы будем скользить или, наоборот, стоять в пробках?».

Юрий Орлов: Я говорю о дорогах, где уже с малой интенсивностью движение, понимаете? Дороги с большой интенсивностью движения и у нас, и во всем мире содержатся зимой в чистом виде. Здесь без реагентов мы обойтись не можем.

Антон Липовский: Да. Но и реагенты, я так понимаю, это незаменимый помощник коммунальщика, поскольку нам вот писали опять же-таки из Ярославля о том, что, ну, все залили реагентами. Просто, видимо, делать ничего не хотят.

Юрий Орлов: Широкая русская душа, понимаете, когда вот реагенты противогололедные, они выполняют вспомогательную функцию. Можно, они должны плавить всего лишь 15-10% снега.

Антон Липовский: А все остальное убирают коммунальщики, да?

Юрий Орлов: Остальное убирают механическим способом. А мы, что мы видим на дорогах? Если мы, на улице минусовая температура, а мы видим либо снежную жижу, кашу такую. Это значит, норма применения превышена раза в два. Если мы видим лужи при минусовой температуре, значит норма применения превышена раза в четыре, по крайней мере. Понимаете, в чем дело?

А должно быть всего-навсего, мы должны обработать дороги так, чтобы снег за время необходимой для технологической уборки его с дороги, он не прикатался к дороге. То есть он меняет свои физико-механические свойства и не прикатывается к дороге, если он содержит малую толику противогололедных реагентов.

Антон Липовский: Малую долю, мы поняли, хорошо, Юрий Николаевич. Юрий Орлов с нами был на связи, кандидат химических наук, независимый эксперт.

Подводя итог, со своей стороны, хотели бы отметить ряд важных тезисов из интервью:

1.    На дорогах с высокой интенсивностью движения без противогололёдных реагентов не обойтись. Это мировая практика.

2.    Реагенты на асфальте до снега - это правильная технология. Эффективнее обрабатывать дороги ДО, а не после снегопада. Свежевыпавший снег будет сразу таять.

3.    Норма должна быть такой, чтобы материал плавил 10-15% снега, то есть делал снег рыхлым, талым, но (!) не топил его в лужи. 

 



Возврат к списку




Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные...
Подробнее
Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные с помощью файлов cookie, журналов истории доступа и web-счетчиков. Согласно Федеральному закону «О персональных данных» мы обязаны сообщить вам об этом. Продолжая работу с ресурсом, вы выражаете согласие на обработку ваших данных. Более подробная информация размещена в разделе «Политика конфиденциальности»