Москва,
Краснопресненская набережная 12, подъезд 6, оф 1612
+7 (966) 336-12-21 +7(499)288-84-39

ВЕСНА НА ЗАТОПЛЕННОЙ УЛИЦЕ

22.04.22

Весна – удивительное время: и трава зеленее, и воздух чище, и солнце светит ярче. Но…, к сожалению, весной улицы залиты не только солнцем. Порой даже после небольшого дождя города превращаются в настоящую Венецию. Автомобили становятся катерами, а жителям приходится практически вплавь «форсировать» образовавшиеся уличные реки и озёра. Рассказываем, как ошибки зимней уборки сказываются круглый год.

ливневки.jpg

Как быстро тает снег?

Какой бы долгой ни была зима, рано или поздно она сменяется весной, а когда именно произойдёт поворот от зимы к весне, точнее всего скажет… снег. Время достижения наибольшей высоты снежного покрова — переломный момент в годовом цикле природы. Зима кончается, как только снежный покров перестаёт расти (кроме тех мест, где он неустойчив или кратковременен). На огромных пространствах Сибири и северной Европы к концу февраля — началу марта, как правило, накапливаются максимальные снегозапасы. Кстати, если в это время сделать гигантский «снежный разрез», то по нему можно прочитать «биографию» уходящей зимы, ведь каждый слой — страничка из жизни снега.

Обильные северные снега, накопленные природой в течение почти полугода, могут стаять за 20 дней (примерно за такой срок освобождаются от снега север России, Финляндия, Швеция). В средней полосе процесс идёт ещё быстрее — за 8—10 дней. И, например, в Поволжье снег сходит всего за неделю. Таянье не проходит бесследно – всего за одни сутки на одном квадратном метре поверхности может образоваться от 30 до 80 (!) литров воды. В некоторых регионах России это месячная норма осадков. Поэтому последствиями интенсивного таянья после многоснежной зимы могут стать многочисленные подтопления.

Песок зимой – потопы летом

Во многих городах России снег уже растаял. Чем обернулось активное таяние, смотрите в видео.

https://www.youtube.com/shorts/5rsEgxEjuR4

Порой перейти такие «реки» не получается даже в резиновых сапогах. Поэтому и приходится использовать для этого подручные средства. К примеру, в Нытве (Пермский край) пенсионер проплыл по огромной луже в большом тазу. На улице Ворошилова на дороге образовалась огромная лужа, глубиной более одного метра. Пару лет назад здесь при укладке асфальта не был сделан водоотвод. И с того времени на этом месте образуется водоём, который жители нарекли Hытвенским прудом № 2. 85-летнему жителю одного из домов приходится на подручном "плавсредстве" передвигаться на другую сторону улицы. Осталось только рыб запустить и сезон для рыбалки будет открыт.

нытва 2.jpg

Фото Novden-gazeta.ru

Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Почему такое происходит? Все проблемы с затопленными дорогами в городах в той или иной мере связаны с ливневыми канализациями или их отсутствием. Исключений почти не бывает, от подтоплений страдает даже столица. Города растут, а старые советские системы ливневой канализации изнашиваются и не справляются с нагрузкой. В строительные планы новостроек забывают включить инженерные системы для защиты от большого количества осадков, а порой ливнёвку вообще не делают, по принципу «это сразу не видно, а там разберёмся».

В наиболее плачевном состоянии ливневая канализация в городах, где со скользкостью пытаются бороться по старинке - с помощью песка. А ведь этот способ не только неэффективен (песок не может плавить лёд, и очень быстро сдувается ветром), но и вреден для здоровья людей. Весной, после схода снега, городские дороги превращаются в «песочницы».

песок на улице.jpg

Фото vegchel.ru

Талые и дождевые воды уносят весь этот смёт за собой в ливневую канализацию. Поскольку на территории городов не все ливневые системы оборудованы специальными фильтрами для отсева песка и мусора, использование песка для борьбы с зимней скользкостью приводит к серьёзному засору. В Европе, хоть песок на улицах не жалуют из-за проблем с опасной для человека пылью, но в уличном ливневом стоке устанавливают "песколовки", в которых скапливаются все твёрдые частицы, смываемые с улицы. В России же, как правило, дождевая вода поступает в канализацию напрямую, поэтому любые твёрдые частицы забивают коллекторы. Справедливо отметить, что песок не единственная грязь, поступающая в ливнёвки. Однако, учитывая объемы его использования в зимний период, такой противогололёдный материал оказывает значительную нагрузку на канализационную систему города.

Вот, к примеру, ливнёвка в Томске (на фото). Она полностью забита песком и камнями. Хочется верить, что подрядные организации успеют навести порядок до наступления массового подтопления дорог.

забитая ливневка.jpg

Фото Tomsk.aif.ru

 

На последствия зимней уборки жалуются и омичи. Вот что общественник Дмитрий Саханя рассказал порталу "СуперОмск": " У нас зимой все дороги засыпают песком с солью, а весной и летом у нас поднимаются так называемые пыльные бури, потому что город не убирают так тщательно, как надо его убирать от того же песка. Плюс проблема с ливневой канализацией. У нас и так ливнёвок немного, а из тех магистралей, на которых ливнёвка есть, не везде она работает, потому что она забита. А песок с солью, именно песок, он забивает, заиливает ливневые канализации".  За зимний сезон 2021-2022 на магистрали Омска дорожные рабочие высыпали более 60 тыс. тонн песка, который смешался с пылью и грязью. Эту смесь с дорог коммунальщики теперь будут убирать до середины лета.

«Золотой» песок

Основной аргумент при выборе «дедовского» метода борьбы с обледенением при помощи песка - как убирать дороги, если не хватает денег и техники, а реагенты дорогие? Казалось бы, только и остаётся сыпать дешёвую пескосоляную смесь (ПСС). Но действительно ли это дёшево как кажется?

Экономисты Финансового университета утверждают обратное - использование песка по совокупности расходов выходит для городов значительно дороже, чем переход на современные технологии. Ведь расчёт стоимости зимнего содержания города необходимо вести по целому ряду показателей, которые, как правило, дорожные службы сейчас не учитывают, беря во внимание только стоимость противогололёдных материалов.

Помимо завышенных затрат на распределение ПСС зимой, возникают дополнительные расходы на очистку забитых песком ливневых канализаций, а также уборку песка с дорог весной и летом. Как правило, уборка пыли с дорог в начале весны по стоимости в 10 раз превышает затраты на обработку поверхностей противогололёдными материалами зимой. В качестве примера - Санкт-Петербург, который в 2019 году направил 760 млн рублей (это без учёта затрат города на промывку улиц для сдерживания песчаных бурь) на вывоз песка в марте, тогда как на закупку песка для борьбы с наледью зимой было потрачено 76 млн рублей.

В отличие от ПСС современные противогололёдные материалы растворяются, и поэтому весной не нужно вывозить их остатки и проводить специальную уборку: она сводится к простой помывке улиц.

Вот и выходит, что «дешёвый» песок совсем не бюджетное средство. А стоимость уборки снега и льда, в конечном счёте, оказывается дороже, чем она может быть.



Возврат к списку




Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные...
Подробнее
Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные с помощью файлов cookie, журналов истории доступа и web-счетчиков. Согласно Федеральному закону «О персональных данных» мы обязаны сообщить вам об этом. Продолжая работу с ресурсом, вы выражаете согласие на обработку ваших данных. Более подробная информация размещена в разделе «Политика конфиденциальности»