В ПРИОРИТЕТЕ – КОМФОРТНАЯ ГОРОДСКАЯ СРЕДА
2-4 октября в Выставочном центре «Экспо-Волга» в Самаре состоялась третья межрегиональная специализированная выставка-форум «Комфортная городская среда». Участие в форуме приняли эксперты Национальной ассоциации зимнего содержания дорог.
Фото: https://vk.com/comfort_expo
Выставка уже третий год подряд собирает ведущих экспертов для всестороннего и независимого обсуждения новых разработок и технологий в сфере благоустройства, ЖКХ и комфортной городской среды, планов и проектов, демонстрации достижений работы коммунального хозяйства и инновационных разработок, обмена опытом и знаниями. В этом году участниками мероприятия стали 50 компаний из Самары, Тольятти, Казани, Перми, Омска, Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. Традиционно участие в форуме принимают и эксперты Национальной ассоциации зимнего содержания дорог.
Фото: https://comfort-expo.ru/
Что такое комфортная среда? Это - удобная среда, где хочется жить. Это и дом, и двор, и улица. Поэтому содержание городских дорог и тротуаров в надлежащем состоянии - одно из ключевых направлений форума. В свете грядущей зимы этот вопрос стоит остро, и ответ на него интересует всех – и водителей, и пешеходов.
Об эффективных технологиях зимнего содержания дорог и законодательном регулировании применения противогололёдных материалов участникам форума рассказала исполнительный директор Национальной ассоциации зимнего содержания дорог Юлия Антонова. Эксперт отметила, что в последние несколько лет в России набирает оборот тенденция по переходу на более эффективные и экологичные методы борьбы с зимней скользкостью.
Юлия Антонова, исполнительный директор Национальной ассоциации зимнего содержания дорог. Фото: А.Михайлова
- Содержание дорог в зимний период, как и требования к противогололёдным материалам (ПГМ), чётко регламентированы ГОСТами. Время, когда каждый регион был волен сыпать на дороги любые смеси, вплоть до отходов производства, лишь бы не было льда, уже давно в прошлом. Устаревшие виды ПГМ, такие как песок и пескосоляная смесь (ПСС), не позволяют содержать дорогу в соответствии с современными нормативными требованиями и меняющимися климатическими условиями, поэтому в отрасли сохраняется устойчивый тренд по переходу на применение более качественные инновационные ПГМ, которые могут эффективно работать в широком диапазоне температур и не наносят какого-либо вреда окружающей среде. На данный момент именно многокомпонентные реагенты в сочетании с правильной технологией применения – самый эффективный вариант борьбы с гололёдом в условиях городов.
Уборка дорог требует новых решений - в этом уверены горожане и соглашаются дорожники. Более детально инновационные технологии для создания комфортной городской среды и актуальные проблемы городской инфраструктуры, а также варианты их решения в условиях капризного российского климата обсудили участники форума в рамках круглого стола «Комфортный и безопасный город: нарушения в закупках VS решения в вопросах зимнего содержания дорог».
Фото: А.Михайлова
Самара, как это ни удивительно, входит в топ-10 самых снежных городов России. В мегаполисе свыше 300 тыс. автомобилей. Всё это повышает риск попасть в ДТП зимой на скользких дорогах. В таких условиях дорожным службам крайне важно правильно подобрать технологии зимнего содержания дорог и материалы.
Исполнительный директор Национальной ассоциации зимнего содержания дорог Юлия Антонова:
- Самара – город с не самым простым климатом, снежными зимами, морозами, и при этом с большим количеством транспорта, с вытянутой дорожной сетью, довольно узкими улицами в старой части города. Поэтому в зимний период городскому хозяйству важно быстро реагировать и использовать современные средства, чтобы борьба со скользкостью была максимально короткой, и город «не вставал» при снегопадах и ледяном дожде. Пескосоляная смесь имеет ряд недостатков, в числе которых - неэффективность при низких температурах (порог эффективности -12 градусов Цельсия), невозможность превентивной обработки, низкие сцепные качества на дороге, от чего страдает безопасность, растёт количество ДТП. Также способствует ПСС накоплению грязи и токсичной пыли, из-за чего многие города активно отказываются от её использования. При температурах ниже -12 градусов дорожные нормы Минтранса рекомендуют применять низкотемпературные противогололёдные реагенты.
Юлия Антонова, исполнительный директор Национальной ассоциации зимнего содержания дорог. Фото: А.Михайлова
Кажущийся, на первый взгляд, рост расходов бюджета становится одним из барьеров для перехода городов на передовые технологии дорожного обслуживания. Однако, практика показывает обратное: в перспективе инновационные технологии приносят положительный экономический эффект. Это подтвердил заместитель директора ООО «СОЛТАКС» Михаил Бей. На примере Саратова он посчитал, что использование современных реагентов обходится муниципалитетам дешевле, чем пескосоль.
- На практике оказывается, что расход пескосоли в 5-6 раз выше современных ПГМ. Во-первых, для её применения на городских дорогах нужно в 5 раз больше специализированной техники. Во-вторых, она требует особых условий для перемешивания и хранения. Дорого обходится и уборка остатков песка, утилизация дорожного смёта весной – от дорожных пылесосов до вывоза собранного материала на полигоны для утилизации, прочистки ливнёвок и т.д. Бывает и так, что приходится ремонтировать участки дорог и другой уличной инфраструктуры, потому что грязь с солью и песком намертво въедается в асфальт.
Много песка и соли. Увы, таков рецепт борьбы с гололёдом был на улицах Самары в прошедшем зимнем сезоне 2023-2024 гг. Посетители выставки, принимавшие участие в круглом столе, отметили, что отказ от современной технологии содержания зимних дорог в пользу ПСС привел к жалобам от пешеходов и автомобилистов и затратам на озеленение - восстановление газонов и крупномеров на Московском проспекте.
Помимо эффективности применяемых в городе ПГМ, общественность Самары волнует и их качество. По словам Екатерины Гудзимы, председателя оргкомитета выставки, члена регионального отделения Народного Фронта в Самарской области, этот вопрос для горожан не менее важный и остро стоящий.
Исполнительный директор Национальной ассоциации зимнего содержания дорог Юлия Антонова объяснила, что использование любых видов противогололёдных реагентов на территории населённого пунктов без положительного заключения государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) запрещено.
- Только наличие положительного заключения ГЭЭ на противогололёдный материал может быть надежной гарантией его безопасности. При этом требовать заключение ГЭЭ на противогололёдные реагенты необходимо уже на стадии подачи заявки. Контроль качества ПГМ, в том числе со стороны общественных организаций, в конечном счёте позволит минимизировать пыль и грязь в городах, которая образуется от использования песка и некачественных реагентов, а также обезопасить человека, животных и окружающую среду.
Материал подготовлен пресс-службой Национальной ассоциации зимнего содержания дорог