Москва,
Краснопресненская набережная 12, подъезд 6, оф 1612

У дороги нет плохой погоды

06.11.19

 Наступление осенне-зимнего сезона чревато дополнительными рисками для автомобилистов: ухудшается видимость знаков и разметки, уменьшается световой день, увеличивается интенсивность осадков, резко возрастает аварийность. Риски можно минимизировать качественным зимним содержанием автодорог, соблюдением стандартов и технологии уборки.

Неблагоприятный прогноз

С наступлением осенне-зимнего периода риски попасть в ДТП традиционно растут, это видно по ежегодным статистическим данным. Вероятность попасть в ДТП на дороге, полностью или частично покрытой снегом или льдом, в среднем втрое выше, чем на очищенном до асфальта покрытии. По статистике зимой доля аварий, произошедших из-за наличия на дороге разного вида скользкости в российских городах порой достигает 80%.

Как показывает практика, применение современных технологий и материалов в зимнем содержании дорог позволит существенно снизить показатели аварийности и травматизма. Примером может послужить Москва. С переходом на новые технологии уборки количество ДТП из-за НДУ снизилось практически в два раза.


уборка улиц

Эксплуатационные требования к содержанию дорог ужесточаются. Требования закреплены в ряде документов, один из которых — ГОСТ Р 50597-2017, обязательный к применению с ноября 2018 года. В стандарте подробно описаны, в частности, условия зимнего содержания автодорог и дорожной инфраструктуры. Существуют также отдельные стандарты по освещению, светоотражению знаков и разметки. Выявить нарушение может любой сотрудник, но дальнейшие процессуальные действия осуществляют в основном инспекторы дорожного надзора. Они выезжают на место и проверяют информацию независимо от того, откуда она пришла — от коллеги или от гражданина. Если нарушения подтверждаются, то в отношении виновника составляется протокол по статье 12.34 КоАП (максимальный штраф достигает 300 тыс. руб.). Раньше меру наказания по данной статье инспектор определял самостоятельно, рассказывает заместитель начальника Госавтоинспекции МВД России полковник полиции Олег Понарьин, но решения порой принимались не слишком объективно, и в 2017 году в закон внесли изменения, с тех пор решение принимает суд. «Такой подход мы считаем более правильным, поскольку в суде действует принцип состязательности»,— поясняет он. Одновременно с применением статьи 12.34 КоАП ответственному за содержание дороги лицу выдается предписание устранить нарушение, если в установленный срок этого не происходит, то применяется вторая статья — 19.5 КоАП, предусматривающая штраф до 200 тыс. руб. Меру наказания по ней также определяет суд.

Основные виды нарушений, выявляемых на региональных дорогах

ВИД НАРУШЕНИЯ

ДОЛЯ В ОБЩЕМ ЧИСЛЕ НАРУШЕНИЙ, %

Отсутствие, плохая видимость разметки

50

Недостатки зимнего содержания

20

Отсутствие освещения

11

Отсутствие знаков в необходимых местах

10

Плохое состояние обочин

9


Данные ГУОБДД МВД России, январь-сентябрь 2019 года


Сроки устранения нарушений описаны в ГОСТ Р 50597-2017. В документе говорится, к примеру, что в течение суток должен быть очищен от снега дорожный знак или отремонтирован светофор, в течение 1–5 дней должно быть исправлено неработающее освещение над проезжей частью. Устранение неровностей и ликвидация ям на проезжей части — это тоже недостатки эксплуатации дорожной сети, обращает внимание Олег Понарьин: они должны быть устранены в строго определенные ГОСТом сроки. Обязанность эта лежит на подрядчике, который работает в регионе по контракту, и на заказчике — ответственном за состояние дорог органе власти (это может быть, к примеру, региональный Минтранс, управление автодорог или ФКУ Росавтодора).

Инспектор в ходе проверки может обнаружить, к примеру, низкую пропускную способность участка дороги или транспортной развязки, что также приводит к ухудшению безопасности движения (пробки приводят к росту мелких ДТП), хотя нарушений требований ГОСТа в этом случае может и не быть. Тогда сотрудник дорнадзора выносит представление о том, что участок требует реконструкции. Документ направляется в местные органы власти, при этом конкретные сроки выполнения работ ГИБДД не устанавливаются — необходимо найти финансирование, подготовить проектную документацию по реконструкции, пройти все экспертизы, провести конкурсные процедуры и заключить контракт. Все эти процедуры могут растянуться на несколько лет.

Как штрафуют за нарушения эксплуатационного состояния дорог

СТАТЬЯ КОАП

ЧИСЛО НАРУШЕНИЙ

ИЗМЕНЕНИЕ К ПРОШЛОМУ ГОДУ, %

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ДОРОГИ

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ДОРОГИ

МЕСТНЫЕ ДОРОГИ

12.34 ч. 1 (юрлица)

9698

12,2

299

2047

7280

выдано предписаний устранить нарушения

98040

13,1

3856

20110

73867

12.34 ч. 1 (должностные лица)

11152

-19,4

717

2485

7905

выдано предписаний устранить нарушения

74360

-7,4

7071

28474

38705

Данные ГУОБДД МВД России, январь-июнь 2019 года

 

Зимнее содержание 2 

Нехватка денег не аргумент

Надо сказать, что владельцы дорог и без предписаний прекрасно знают все имеющиеся недостатки, но, ссылаясь на нехватку финансирования, устранить нарушения оперативно не могут. Вместе с тем, отмечает Олег Понарьин, аргумент об отсутствии денег не может использоваться как повод, чтобы не устранять нарушения: в нынешних условиях подобные аргументы совершенно несостоятельны. Во-первых, с 2011 года изменением в Бюджетный кодекс в России введена система региональных дорожных фондов, которые наполняются за счет сборов от топливных акцизов, транспортного налога, а с 2018 года туда направляются поступления от штрафов за нарушения ПДД. Целевое назначение средств фондов — финансирование содержания и реконструкции дорожной сети. Во-вторых, начиная с 2019 года по линии нацпроекта БКАД регионам начали выделять значительный объем финансирования — только в этом году субъекты федерации получили на ремонт более 106 млрд руб. из федерального бюджета. «Недостатка в деньгах в этом году нет»,— заявил министр транспорта России Евгений Дитрих на недавнем совещании в Екатеринбурге. Если же необходимо привести в порядок дорогу местного значения (средства нацпроекта на это не выделяются), то муниципалитет всегда может запросить финансовую помощь у региона, отмечает Олег Понарьин,— вопрос лишь в желании и умении убедить вышестоящую власть в том, что мероприятия по безопасности движения должны финансироваться в полном объеме. Регион, в свою очередь, может запросить финансовую поддержку у Росавтодора. «Механизмы для получения финансирования на устранение эксплуатационных недостатков существуют, просто надо уметь ими пользоваться»,— резюмируют в ГИБДД России.

«Крайне важно, чтобы собственники автодорог осваивали бюджетные средства с умом, потому что глупо в рамках ремонтных работ сделать лишь идеально ровный асфальт,— добавляет начальник отдела дорожного надзора Госавтоинспекции России полковник полиции Леонид Ребриков.— В результате мы получим резкий всплеск аварийности из-за водителей, превышающих скорость. Необходимы также разделительные ограждения, камеры контроля скорости и другая инфраструктура». В Госавтоинспекции считают, что инспекторам следует участвовать в приемке отремонтированных дорог, поскольку у сотрудников дорнадзора есть опыт и необходимые знания в этой области, они способны дать объективную и непредвзятую оценку. В ряде регионов сотрудников Госавтоинспекции уже приглашают, но массовой эта практика пока не стала, рассказывает Леонид Ребриков, нормативно это пока не закреплено.

Надо сказать, что между Госавтоинспекцией и дорожниками долгое время велись споры о том, что же считать нормативным состоянием автодороги: восстановление асфальтобетонного покрытия или комплексное обслуживание участка, включающее ремонт всей инфраструктуры (знаков, разметки, освещения, разделителей). Руководству ГИБДД России удалось убедить Минтранс и Росавтодор в том, что необходимо применять именно комплексную оценку, и эта позиция была поддержана на федеральном уровне. Но дорожные организации на местах по-прежнему настаивают на том, что достаточно лишь поменять асфальт.

Необходимость общественного контроля

Несмотря на повышенное внимание властей к ремонту, усиление контроля со стороны ГИБДД и увеличение финансирования, моментального улучшения состояния всех дорог не произойдет, ведь реализация нацпроекта "Безопасные и качественные автодороги" рассчитана до конца 2024 года. У граждан есть все возможности ускорить эти процессы, ведь обратная связь с населением — важный инструмент взаимодействие между жителями и органами власти.

Уже налажена система мониторинга, собирающая всю информацию (в том числе с соцсетей) по поводу ремонта дорожной сети. Сведения аккумулируются в системе «Эталон» Минтранса, проблемные точки отображаются в виде точек на интерактивной карте, ее видят все чиновники. Существует масса других возможностей направить жалобу на упавший знак, неработающий светофор, наледь или разрушенную обочину: граждане могут сделать фотографию (благо смартфоны с камерами сейчас есть почти у всех) и отправить ее ответственной организации или на сайт местного минтранса (или управления автодорог). Направить обращение можно и через сайт нацпроекта БКАД: фотографии обязательно передадут в регион, власти которого обязательно включат устранение нарушений в план работ. Основная задача Росавтодора и Минтранса — добиться освоения средств нацпроекта по назначению. Все сигналы, которые приходят от граждан, тщательно собираются, потому что оценить качество работ только по сухой информации из актов выполненных работ подрядчиков невозможно: нужно обязательно отслеживать еще и удовлетворенность граждан.

 

Источник - https://www.kommersant.ru/doc/4141934

 



Возврат к списку




Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные...
Подробнее
Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные с помощью файлов cookie, журналов истории доступа и web-счетчиков. Согласно Федеральному закону «О персональных данных» мы обязаны сообщить вам об этом. Продолжая работу с ресурсом, вы выражаете согласие на обработку ваших данных. Более подробная информация размещена в разделе «Политика конфиденциальности»