Москва,
Краснопресненская набережная 12, подъезд 6, оф 1612
+7 (966) 336-12-21 +7(499)288-84-39

СКОЛЬЗКОСТЬ И СНЕГ ВНЕ ЗАКОНА. Часть 1 О новых ГОСТ

25.02.22

В 2021-2022 годах в России ввели новые ГОСТы зимнего содержания автомобильных дорог, а при уборке трасс продолжили внедрять новые технологии. Главная задача нормативов и инноваций - обеспечение бесперебойного и безопасного движения. На Петербургском международном форуме 16-18 февраля представители дорожной отрасли и профильных органов власти рассказали о новых национальных стандартах, презентовали уникальные технологии зимнего содержания и поделились практическим опытом уборки дорог в России и за рубежом.

форум СПб

Участие в форуме приняли представители дорожной отрасли РФ, а также зарубежные эксперты из Финляндии, Эстонии и Израиля. Автор фото - Виктория Непогодина, Dorinfo.ru

Часть 1. Новые ГОСТы зимнего содержания дорог

Несмотря на общую логику, дороги с интенсивным движением должны быть везде убраны до «чёрного асфальта», требования к методам по зимнему содержанию и к противогололёдным материалам в населённых пунктах отличаются от тех, что прописаны для федеральных и региональных автотрасс. Высокая интенсивность городского движения, как автомобилей, так и пешеходов, особое внимание к экологическим аспектам диктуют повышенные требования к организации данного вида работ и несколько иные подходы. Подробнее о современных рекомендациях по уборке и нюансах, на которые стоит обратить дорожникам внимание, рассказала на форуме руководитель аппарата Национальной ассоциации зимнего содержания дорог Анна Климентова.

IMG_4625.JPG

Анна Климентова, руководитель аппарата Национальной ассоциации зимнего содержания дорог – о новых стандартах. Автор фото – Виктория Непогодина, Dorinfo.ru

ГОСТ Р 59434-2021 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню зимнего содержания. Критерии оценки и методы контроля»

Для федеральных и региональных дорожников с 1 июня 2021 года вступил в действие ГОСТ Р 59434. Он подразделяет три уровня содержания, который может устанавливать Заказчик Подрядчику в договоре: допустимый (сроки уборки и эксплуатационные характеристики дорог, как в ГОСТ Р 50597 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля»), средний и высокий (сроки уборки короче, чем в ГОСТ Р 50597).

Ряд нюансов, на которые обязательно следует обратить внимание дорожникам, особенно в условиях такой снежной зимы, как нынешняя:

Снежные валы. По ГОСТ Р 59434 валы между барьерными ограждениями выше этих ограждений не допускаются, валы на разделительных полосах, ширина которых менее 5 метров, тоже не допускаются. То есть следует заранее продумать план, куда оперативно вывозить снег, если следующая зима выдастся такой же богатой на осадки.

Высота снежных валов в полосе отвода дороги в зонах треугольников видимости, на нерегулируемых пересечениях и примыканиях в одном уровне, зонах ж/д переездов и пешеходных переходов - не более 0,5 метра.

Кроме того, сейчас актуально ещё одно требование - при положительных среднесуточных температурах воздуха все сугробы, которые сформированы, должны быть убраны за сутки.

Уборка обочин. Важно обратить внимание на тонкость, которая может быть не сразу понятна. Толщина рыхлого снега (снег, который выпадает и не успел уплотниться под колесами авто) на обочинах во время снегопада и до его окончания в зависимости от категории дороги должна быть от 2 до 12 см. То есть 2 см - это первая категория, 12 см - четвёртая. Талый снег - это снег с противогололёдным материалом, и его толщина допустима в два раза больше (от 4 до 24 см в зависимости от категории).

После окончания снегопада толщина рыхлого снега - от 1 до 6 см, талого - от 2 до 10 см. Время уборки обочины - высокий и средний уровень от 3 до 14 часов. От 3 часов - это первая категория, до 14 часов - пятая. Допустимый уровень - от 4 до 15 часов.

Требования к покрытию проезжей части - абсолютное отсутствие зимней скользкости во время снегопада и обязательная обработка дорог противогололёдными материалами. В снегопад допускается только рыхлый снег до 1 см, талый - до 2 см. Накат, который образует необработанный антигололёдными средствами снег под колёсами авто, является зимней скользкостью и не допускается. После снегопада, спустя 4-12 часов в зависимости от категории дороги, на дороге не допускаются ни рыхлый, ни талый снег.

Ещё один интересный момент, который может быть не совсем очевиден. В стандарте написано, что на искусственных сооружениях и дорогах первой, второй категорий УСП (уплотненный снежный покров) недопустим, и не важно, какая у вас интенсивность движения. А на дорогах третьей-пятой категорий УСП допустим только с интенсивностью менее 1,5 тыс. автомобилей в сутки.

Уборка тротуаров, пешеходных, велосипедных дорожек и остановок общественного транспорта на региональных и федеральных трассах за пределами населенных пунктов. В ГОСТ Р 59434 предусмотрены новые рекомендации. На таких участках рыхлый или уплотненный снег допускается, но он должен быть в высоту не более 5 см. На участках в черте населённых пунктов рыхлый или уплотненный снег запрещён, что следует из ГОСТ Р 50597-2017. Скользкость запрещена на всех участках дорог.

Требования по времени уборки тротуаров в ГОСТ Р 50597 и ГОСТ Р 59434 одинаковы. В зависимости от интенсивности движения пешеходов уборка занимает от 1 часа до 3 часов: менее 100 человек/час - 3 часа, 100-250 человек/час - 2 часа, более 250 человек/час - 1 час.

ГОСТ Р 59201-2021 «Дороги автомобильные общего пользования. Капитальный ремонт, ремонт и содержание. Технические правила»

Второй стандарт, также относящийся к федеральным и региональным дорогам, введён в действие 1 января 2022 года. ГОСТ Р 59201 не распространяется на дороги в населенных пунктах. Включает в себя рекомендации по содержанию в разные сезоны. Остановимся на зимнем. Правила зимнего содержания содержатся в разделе 12.

Закупка ПГМ. В ГОСТ 59201 есть требование к противогололёдным материалам. Поэтому дорожникам, содержащим федеральную сеть, покупать противогололёдные материалы следует по этому стандарту. При этом, заготовка ПГМ должна быть выполнена в полном объёме до начала зимнего сезона (п.12.1.2 ГОСТ).

ГОСТ предусматривает оснащение проезжей части автоматическими станциями метеообеспечения (АСМО). В п.12.3.3. подробно сообщается о том, что метеостанция должна включать информацию не только о погодных условиях, но и о состоянии дорожного покрытия, в каком виде осадки на полотне, какая концентрация противогололёдных материалов. С одной стороны, это кажется космосом, но с другой - международная практика показывает, что такие метеостанции позволяют значительно эффективней планировать зимнее содержание. Сетью АСМО окутаны Финляндия, Норвегия, Эстония и другие страны. Следует обратить особое внимание, если в контракте будет прописан этот ГОСТ, то значит дорога должна быть обеспечена такой метеостанцией.

Требования к противогололёдным материалам указаны в пункте 12.5 ГОСТа. В соответствии с мировыми тенденциями, которые уже более 50 лет внедрены за рубежом, в стандарте прописано, что приоритетным является содержание с помощью реагентов. Причем. – обработка должна быть превентивной. Это логично, так как технология использования пескосоляных смесей: подождал, когда накопятся осадки, обработал, подождал, убрал – не позволяет содержать проезжую часть в безопасных условиях и в соответствии с ГОСТ Р 50597.

Из рекомендаций: применять превентивно двухфазные реагенты для снижения потерь материала, повышения плавящей способности и эффективности. В комбинированных ПГМ должно быть не менее 10 % реагентов (т.е. 95 %/5 % нельзя). В соли (хлорид натрия) должно быть не менее 90 % действующего вещества (то есть только чистая соль, без примесей). Фрикционные материалы: модуль крупности прежний - не менее 1,8, массовая доля пылевидных и глинистых не более 3 %, глины в комках не более 0,35, а вот грансостав претерпел изменения: свыше 8 мм - 0,5-5 %, менее 0,125 мм не более 7-14%.

Каким же образом добиться высоких требований стандарта? Для дорог первой-третьей категории с интенсивностью движения более 3 тыс. машин в сутки - однозначно, превентивная обработка с помощью противогололёдных реагентов (ПГР). Проезжую часть необходимо обработать за 1-2 часа до возникновения скользкости (метеостанции – в помощь!). Не ждать снегопада, а организовать обработку дорог до выпадения осадков или образования гололёда. Для этих целей понадобится буквально столовая ложка реагента на квадратный метр, а во время осадков просто сметать талый снег.

Какие виды реагентов использовать? При температуре от 0 градусов до -10 градусов рекомендуется использовать жидкие ПГР. При более низкой температуре воздуха - двухфазные, при снегопаде - твёрдые, это позволит снизить потери, повысить плавящую способность и эффективность обработки.

Что касается хлорида натрия, стандарт устанавливает требование - применять его при температуре ниже -10 градусов нельзя, и это мировая практика.

Для дорог с трафиком менее 3 тыс. автомобилей в сутки рекомендуется использовать комбинированные ПГМ. В них должно быть не менее 10 % реагентов.

Для дорог с УСП (менее 1,5 тыс. автомобилей в сутки) - фрикционные материалы, нормы расхода которых будут зависеть от интенсивности движения: менее 500 машин/сутки - от 100 до 150 г/кв. м, от 500 до 1 тыс. машин/сутки - от 150 до 250 г/кв. м, от 1 тыс. до 3 тыс. машин/сутки - от 250 до 400 г/кв. м.

IMG_4626.JPG

Анна Климентова, руководитель аппарата Национальной ассоциации зимнего содержания дорог. Фото – Виктория Непогодина, Dorinfo.ru

ГОСТ Р 58427-2020 «Материалы противогололёдные для применения на территории населённых пунктов. Общие технические условия»

С ростом интенсивности движения в городах всё более актуальным становится вопрос качественного содержания улично-дорожной сети и уменьшения экологической нагрузки на человека и окружающую среду.

Уровень содержания улиц по-прежнему регламентирован ГОСТ Р 50597 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к допустимому содержанию». Каким требованиям должны соответствовать противогололёдные материалы в городе, чтобы было эффективно и безопасно, диктует с 1 января 2021 г. ГОСТ Р 58427, в котором установлены минимально допустимые характеристики к ПГМ.

Согласно ГОСТ 58427, производители антигололёдных средств должны проходить обязательную проверку своей продукции на аллергенность, а составы, предназначенные для пешеходных зон, будут проверяться на воздействие на кожу обуви. Для снижения образования пыли и грязи в городах ужесточён гранулометрический состав ПГМ - массовая доля глины в комках не допускается, массовая доля пылевидных и глинистых частиц - не более 2 %. То есть для посыпки дорог песок, отсев дробления, мраморная или гранитная крошка, должны быть чистыми и крупными. Мелкие частицы менее 1 мм ограничены 10%. Свыше 8 мм – не допускается, чтобы сохранить стёкла и лакокрасочные покрытия автомобилей.

Да, возможно, это потребует от поставщиков фрикционных материалов установки дополнительных сит. Но в итоге город получает качественный ПГМ, которого нужно для достижения эффекта вдвое меньше, то есть снижаются объемы закупки вдвое, увеличивается скорость обработки и сокращаются холостые пробеги КДМ, а также уменьшается количеств пыли и грязи, которой нужно по весне вывозить. В подтверждение – практический опыт Новосибирска.

Для снижения износа инфраструктуры (мостов, металлических оград, а также машин), коррозионная активность материалов должна быть снижена до уровня воздействия водопроводной воды.

Закупка ПГМ. Ещё одно нововведение для дорожников - при закупке ПГМ в техническом задании теперь не нужно писать химический состав. Необходимо лишь указывать вид ПГМ, область применения (в случае использования на пешеходных зонах для предоставления отчета по воздействию на обувь) и рабочую температуру, а также технические характеристики согласно таблицам в стандарте. Всё.

Производитель сам решает, какой состав будет удовлетворять требованиям стандарта и заказчика. Состав, который он будет поставлять, заявляется с другими документами на тендер, чтобы в дальнейшем заказчик мог проверять, тот ли материал ему поставляют. Входной контроль качества закупаемых ПГМ также является обязательным, для предотвращения поставки бракованной продукции или средств, которые не соответствуют ранее заявленным свойствам.

Для Юли_корр.png

Страна уже вошла в стадию больших изменений в дорожной уборке — практически все крупные города внедряют современные материалы, постепенно обновляют технику. Осталось только привыкнуть к международным технологиям и правильно ими пользоваться. Для такой перестройки дорожникам безусловно нужно время.

   



Возврат к списку




Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные...
Подробнее
Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные с помощью файлов cookie, журналов истории доступа и web-счетчиков. Согласно Федеральному закону «О персональных данных» мы обязаны сообщить вам об этом. Продолжая работу с ресурсом, вы выражаете согласие на обработку ваших данных. Более подробная информация размещена в разделе «Политика конфиденциальности»