Москва,
Краснопресненская набережная 12, подъезд 6, оф 1612

СКАЖЕМ ПЫЛИ «НЕТ!»

18.03.22

Долгожданная весна всё больше вступает в свои права. Однако, не успели российские города оправиться от обильных снегопадов, как на пороге уже новая напасть – пылевые бури. Вся грязь, высыхая, поднимается в воздух: ухудшается видимость на дороге, обостряются болезни, становится трудно дышать. Если летом с пылью можно справиться при помощи воды, то что делать, когда за окном минус или около нуля? Как сделать так, чтобы пыли в городе было меньше? На эти и другие вопросы отвечает Анна Климентова, руководитель аппарата Национальной ассоциации зимнего содержания дорог.

FullSizeRender (3).jpg

По какой причине возникают пылевые бури?

Пылевые бури - настоящее бедствие межсезонья. В значительной степени усугубляет ситуацию, увеличивая общее количество грязи и пыли, зимнее содержание дорог по устаревшим технологиям - обработка пескосоляной смесью (ПСС), которую в других странах не используют вообще, складирование остатков снежно-ледяных отложений, смешанных с песком, на прилегающей к городским улицам территории. Песок не растворяется, поэтому практически всё, что было рассыпано за зиму, остаётся на улицах города. Лишь небольшая часть этой смеси удаляется вместе со снегом. По оценкам дорожников это где-то 40-60% всего объема. Остальное забивается в поры асфальта, собирается по обочинам и поднимается в воздух при самом лёгком ветре.

Способствует запыленности городов и часто применяемый в «противогололёдной» смеси песок слишком мелкой фракции и большим количеством глинистых частиц. В низкокачественных ПСС песок на 80% состоит из пыли, глины и грязи (то, чем мы дышим) и только на 20% из абразивных материалов (то, что работает). Такой песок при повышении температуры образует на дороге «мыльную» кашу, при понижении температуры - сцементированные корки, которые затруднительно убирать с помощью спецтехники, в сухую погоду - высокую интенсивность пылеобразования. Подробнее о многообразии песка – в нашем видео.

Для снижения образования пыли и грязи в городах национальным стандартом ГОСТ Р 58427 с 1 января 2021 года ужесточен гранулометрический состав ПГМ: снижена допустимая доля мелких частиц, «особо пылящих» и забивающих механизмы спецтехники, уменьшен максимальный размер крупных частиц, нередко становящихся причиной шрапнели из-под колёс машин, разбитых стёкол и сколов на корпусах автомобилей.  

Помимо «дедовских» методов зимнего содержания дорог, дополнительную нагрузку в пылеобразование вносит дорожный транспорт, формирующий тонны твёрдых отходов: стёртого асфальта, остатков шин, частиц тормозных колодок, продуктов сгорания от выхлопных газов и т.д. Наши коллеги из Финляндии проводили исследования и доказали, что достаточно серьёзное влияние на возникновение дорожной пыли оказывает шипованная резина. Более 2,5 кг асфальта за сезон сдирает с дороги один шипованный автомобиль. Умножьте это на десятки тысяч машин с шипами и легко поймёте объёмы канцерогенной пыли, поднимаемой в воздух. Не говоря уже о разрушении дороги и колоссальных расходах на её восстановление. В результате дорожные службы и медики в Скандинавских странах лоббировали у себя запрет на ограничение её использования. Учитывая большую долю дорог, содержащуюся под снежным покровом (до 80%), в Скандинавии удалось лишь жёстко отрегулировать период, в который шипы допустимы. А вот в Германии, где большинство трасс убирают реагентами до асфальта, такие шины запретили. У нас, к сожалению, данный вопрос не урегулирован и многие ездят на шипованной резине круглый год, что дополнительно загрязняет воздух.

«Нездоровая» пыль

Важно отметить, что дорожная пыль, смешиваясь с отходами автомобилей, становится крайне токсичной для человека. Согласно исследованиям Северо-Западного государственного университета им.И.И.Мечникова Минздрава России, проведённым в четырех крупных российских городах, дорожный смёт состоит более чем на 80% из песка, остальное – это отходы транспортного комплекса – истёртая резина, асфальт, частички тормозных колодок, тяжёлые металлы от выхлопных газов автотранспорта. Вдыхание подобной смеси причиняет организму человека сильнейший вред. В ходе исследований, проведённых в 2013-2017 годах в Санкт-Петербурге, была установлена взаимосвязь между детской заболеваемостью и близостью проживания к дорогам. Было доказано, что дороги влияют на человека не только из-за шумового эффекта, но и вызывают аллергенные, иммунные и лёгочные заболевания из-за дорожного смёта.    

Пылевая смесь из песка и отходов автопрома является веществом 2 класса опасности (опасное вещество) для человека, содержит тяжёлые металлы в десятки раз превышающие ПДК, поэтому возникает острая необходимость в мероприятиях, снижающих летучесть пыли и повышающих эффективность уборки смёта.

В настоящее время существуют растворы, которые позволяют обеспылить поверхность дороги, «прижать» дорожный смёт и убрать его эффективней, не поднимая клубы пыли, а также появляется возможность пропылесосить улицы значительно раньше, при температурах воздуха от 0 до минус 10°C, и не ждать наступления среднесуточных положительных температур.

Как избавить города от пыли?

На «пылевую завесу», возникающую в малоснежные зимы, мы обратили внимание ещё несколько лет назад в Екатеринбурге. На улице было минус 10 °C, снега не было, а над городом стоял смог, которым дышали люди. В подобных погодных условиях смачивать дороги водой нельзя, а выводить пылесосы без увлажнения – неэффективно, так как пыль при использовании щёток поднимается ещё сильнее. Именно поэтому Ассоциация начала искать пути решения этой проблемы. 

В августе-сентябре 2019 года совместно с мэрией и дорожными службами Новосибирска мы провели ряд испытаний с целью определения наиболее эффективных составов в борьбе с запылённостью дорог с твердым покрытием. Был испытан ряд специализированных обеспыливающих составов на основе минеральных солей. Все эксперименты проходили на дорогах с одинаковой интенсивностью. Подробнее об эксперименте «Антипыль» – в сюжете «Новосибирских новостей».

Главный показатель, на который мы опирались при выборе обеспыливающих средств – коэффициент сцепления с дорогой, поскольку при его снижении увеличивается вероятность возникновения аварий.

В ходе эксперимента нам удалось подобрать наиболее эффективные составы: с рабочей температурой до -10°C и со сроком действия до 14 дней, что значительно превышает действие воды, которая летом высыхает за 15-45 минут и требует повторной обработки. Расход средства небольшой: для обработки асфальтового покрытия требуется порядка 150 мл на 1 кв. м и даже меньше в зависимости от количества пыли и интенсивности движения, благодаря чему поверхность не заливается, а только смачивается, как и находящийся на ней дорожный смёт. Обеспыливающий состав связывает мелкие частицы пыли в более крупные, удерживает пыль в постоянно увлажненном состоянии на поверхности дороги и позволяет удалять порядка 90-95% смёта без применения воды. Коэффициент сцепления колес с дорогой при этом остаётся на безопасном уровне.

Подобные обеспыливатели можно использовать для удержания дорожного смёта в бесснежные зимы, ранней весной при нестабильных положительных температурах, не опасаясь образования гололёда, и даже летом в случае повышенной запылённости. Тем самым, снизить время воздействия токсичной пыли на человека и его здоровье, а это бесценно. 

Требования для обеспыливающих средств изложены в стандарте Р 113.16.01-2020 «Наилучшие доступные технологии. Пылеподавление и предотвращение смерзаемости с применением средств на основе хлористого кальция, хлористого магния и хлористого натрия». Стандарт содержит технические характеристики как для обеспыливателей, которые применяются на грунтовых дорогах, угольных разрезах и карьерах, где проблема пыления крайне актуальна, так и для пылеподавляющих средств, которые безопасно применять на дорогах с асфальтовым покрытием.

В настоящее время в использовании обеспыливающих средств заинтересованы четыре российских города, а также Казахстан. Интерес к средству растёт, правда иногда возникает проблема - муниципалитеты не знают, как закупать данные средства, поскольку в дорожном содержании в городах обеспыливание как техническая операция не существует в принципе. В связи с этим планируем проработать данный вопрос с РосдорНИИ для того, чтобы дорожные службы могли своевременно применять инновации при их появлении. 



Возврат к списку




Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные...
Подробнее
Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные с помощью файлов cookie, журналов истории доступа и web-счетчиков. Согласно Федеральному закону «О персональных данных» мы обязаны сообщить вам об этом. Продолжая работу с ресурсом, вы выражаете согласие на обработку ваших данных. Более подробная информация размещена в разделе «Политика конфиденциальности»