"Сахар" не прошел. В Белоруссии вернулись к соли
Дорожники и коммунальники снова посыпают дороги натрий хлором. Реагент на основе отходов сахарного производства пришелся не по вкусу бюджету
Надежда убрать с дорог соль и песок появилась в 2013 году, когда коммунальники и дорожные службы начали внедрять реагент на основе отходов сахарного производства. Он был дорогой, посыпали им только центральные улицы и некоторые дворы. Эффект оказался хорошим, но потом разговоры о сладкой посыпке утихли.
- В этом году столичные дороги будут посыпать солью и песчано-соляной смесью, - рассказал гендиректор ГПО «Горремавтодор Мингорисполкома» Денис Глинский.
Говорят, сладкий реагент пришелся не по вкусу то ли из-за цены, то ли из-за своей липкости. Но противогололедные реагенты, содержащие соль, считаются проблемой для экологии.
- Для посыпки дорог используется натрий хлор, это отходы производства солигорского комбината калийных удобрений. Они ядовиты для растительности! При движении транспорта образуется взвесь, попадает на деревья, газоны. Весной соли накапливаются в почве. А пока не пройдут дожди или специальная машина не смоет с деревьев соль, она отрицательно действует еще и на поверхность, - объясняет Александр Судник, завсектором мониторинга растительного мира Института экспериментальной ботаники НАН Беларуси. - Это хорошо видно по липам и березам вдоль МКАДа, они болеют: на почки попадает соль, они отмирают, а из спящих почек образуется несколько побегов, получается кустик на ветке. Мы поднимали эту проблему перед дорожниками и городскими властями. Нам ответили, что безопасность движения важнее, будем сыпать соль. Тогда давайте зимой снизим скоростной режим на МКАД, не 90 - 100 км в час, а 60, скользко ведь! И высота поднятия соляной взвеси не будет такой большой, перестанет выбрасываться так далеко. Но на это власти тоже не согласились.
Ученые провели исследования лип и почвы под ними на проспекте Независимости от цирка до ГУМа. Превышение ионов хлора - в десятки раз, ионов натрия - в сотни. Из-за этого, даже если почва влажная, растения не могут впитать воду, получается своего рода засуха.
- Но альтернатив этому реагенту пока нет… Пробовали добавки на основе отходов сахарного производства, говорили, что они хорошие. Но когда дошло до практического применения, появилось много вопросов. Единственный плюс в том, что раньше дорожники и коммунальники просто сыпали соль на дороги, а теперь ее смачивают. Она быстрее усваивается, ее нужно меньше. Но из-за этого в 90% случаев сыплется одна соль и только в 10% - соль с песком, - говорит Александр Судник.
Как рассказывал в интервью «Комсомолке» гендиректор УП «Минскзеленстрой» Игорь Кушнеревич, каждый год весной приходится буквально спасать городские газоны и деревья. На проспекте Независимости придумали специальную систему, чтобы помочь выжить молодым липкам. Увы, удается не всегда.
Источник КП-Минск