РЕЗОЛЮЦИЯ ПЕРВОГО ВСЕРОССИЙСКОГО СЪЕЗДА РАБОТНИКОВ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
Источник: https://xn--d1abg2b6b.xn--80afc4bal.xn--p1ai/
24.02.25Первый в современной истории Всероссийский съезд работников дорожного хозяйства состоялся 17 октября 2024 г. в рамках XI международной специализированной выставки «Дорога-2024» в г. Екатеринбурге. Революция съезда одобрена решением оперативного совещания у Министра транспорта Российской Федерации Р.В. Старовойта от 3 февраля 2025 г.
Дорожное хозяйство остается драйвером транспортной отрасли и экономики страны, в том числе благодаря беспрецедентному финансированию и реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» и транспортной части комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.
За последние годы благодаря решениям Президента Российской Федерации В. В. Путина и при персональном внимании Председателя Правительства Российской Федерации М. В. Мишустина, а также активной поддержке Правительства страны дорожная отрасль реализовала множество крупных инфраструктурных проектов. Вместе с тем необходимо сохранить высокие показатели транспортноэксплуатационного состояния автомобильных дорог, достигнутые благодаря реализации национального проекта «Безопасные и качественные дороги», государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы», а также обеспечить исполнение целевых показателей и задач, установленных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации до 2030 года и на перспективу до 2036». Работники дорожного хозяйства постоянно совершенствуют свою деятельность и стремятся использовать лучшие практики и применять самые современные технологии при строительстве и обслуживании автомобильных дорог.
В рамках работы Первого Всероссийского съезда работников дорожного хозяйства определены стратегические цели деятельности профессионального сообщества — сохранение высокого уровня качества с повышением безопасности и комфорта пользователей автодорог, обеспечение статуса работника дорожного хозяйства как авторитетного и высококвалифицированного специалиста.
Для достижения определенных задач намечен комплекс мер, обеспечивающих повышение уровня профессиональных знаний и компетенций, укрепление веса и влияния работника дорожного хозяйства в обществе. Во время работы Первого Всероссийского съезда рассмотрены вопросы осуществления дорожной деятельности и выработаны пути повышения качества работ, освещена деятельность Правительства Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального дорожного агентства, Государственной компании «Российские автомобильные дороги», 2 отраслевых ассоциаций и образовательных организаций, дорожно-строительных компаний, производителей техники, материалов и оборудования для дорожного хозяйства.
Проведению Первого Всероссийского съезда работников дорожного хозяйства предшествовала обширная подготовительная работа Минтранса России, Федерального дорожного агентства, Государственной компании «Автодор», региональных органов власти, совместно с подрядными проектными, строительными и эксплуатирующими организациями в анализе проблематики и путей решении задач дорожной отрасли.
Также значительную работу в рамках деловой программы провели руководители секций, эксперты дорожной отрасли — президент Ассоциации «Р.О.С.АСФАЛЬТ» Николай Викторович Быстров, генеральный директор Ассоциации «РАДОР» Игорь Иванович Старыгин, научный руководитель института экономики транспорта и транспортной политики ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Михаил Яковлевич Блинкин.
В ходе мероприятий деловой программы участники обсудили направления научной деятельности; эффективные решения в проектировании и строительстве автомобильных дорог; вопросы развития сети автомобильных дорог общего пользования регионального значения, в том числе с учетом преемственности национальных проектов, формирования опорной сети, размещения многофункциональных зон дорожного сервиса; аспекты применения вторичных ресурсов в дорожной деятельности; факторы, влияющие на повышение безопасности дорожного движения, формирования технологической независимости в области дорожно-строительной техники, а также компетенции будущего работника дорожного хозяйства.
По результатам работы отмечены следующие приоритеты деятельности и развития дорожной отрасли:
- достижение национальных целей развития Российской Федерации, обеспечение и защита ее национальных интересов;
- сохранение и повышение транспортно-эксплуатационного состояния, а также обеспечение эксплуатационной сохранности автомобильных дорог общего пользования;
- обеспечение высокого уровня содержания автомобильных дорог общего пользования, в том числе с учетом единых подходов к содержанию дорог, входящих в опорную сеть;
- повышение безопасности и комфортности дорожного движения за счет применения современных технологий при строительстве и эксплуатации автомобильных дорог;
- формирование технологической независимости, в том числе за счет внедрения в дорожной отрасли передовых отечественных инноваций в области науки, техники, технологий, использования современных цифровых решений и платформ;
- повышение уровня транспортной и информационной безопасности дорожной отрасли;
- развитие человеческого капитала в дорожном хозяйстве за счет непрерывного обучения, мотивации, заботы о сохранении здоровья работников и ветеранов отрасли, а также формирования культуры преемственности, развития волонтерства, укрепления института семьи и династий в дорожной отрасли, формирования инструментов для профессионального роста и наставничества, создания благоприятной рабочей среды в трудовых коллективах;
- формирование инженерных классов в учебных заведениях общего и профессионального образования с уклоном в дорожную отрасль, создание специализированных обучающих курсов в учебных заведениях профессионального образования, формирование кадрового потенциала в дорожной отрасли;
- формирование доступной и комфортной среды для людей с учетом развития автомобильных дорог общего пользования;
- создание условий для гибкого реагирования на внешние факторы, основываясь на принципах социальной и экологической ответственности.
В целях безусловного достижения приоритетов деятельности и развития дорожной отрасли делегаты Первого Всероссийского съезда работников дорожного хозяйства считают необходимым выполнение следующих задач:
- обеспечение необходимого уровня финансирования работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог;
- формирование технологической базы для расширения практики применения технологий информационного моделирования в дорожном хозяйстве, в том числе на этапе эксплуатации автомобильных дорог, а также перехода к безбумажному взаимодействию и обмену информацией на всех этапах реализации объектов в дорожной отрасли;
- повышение уровня цифровизации процессов, развития научно-технической деятельности, исследований и разработок во взаимодействии с ведущими научными, научно-производственными и образовательными организациями;
- создание инфраструктуры и условий, обеспечивающих комплексную реализацию научно-технических исследований и проведение полномасштабных испытаний дорожных конструкций, с целью разработки и внедрения наукоемких и инновационных технологий в дорожной отрасли;
- формирование линейки высококачественной и надежной отечественной дорожно-строительной техники, отвечающей современным требованиям по безопасности, а также создание развитой сервисной сети для оперативного обслуживания дорожно-строительной техники;
- формирование дополнительных подходов, направленных на повышение престижности работы в дорожной хозяйстве (в том числе путем организации и проведения национальных конкурсов механизаторов дорожно-строительной отрасли, «Лучший инженер-проектировщик» и т.д.) и формирование роли выпускника инженера-дорожника как высокотехнологичного и конкурентоспособного работника дорожной отрасли;
- обновление учебной литературы с учетом современных требований нормативно-технических документов и существующей производственной культуры дорожно-строительной отрасли;
- формирование постоянно действующей программы повышения квалификации педагогов и методистов учебных заведений дорожной отрасли, а также постоянно действующей системы повышения квалификации работников дорожной отрасли;
- расширение практики участия работодателей и профессиональных образовательных организаций дорожной отрасли в Федеральном проекте «Профессионалитет»;
- формирование условий для повышения качества инженерных изысканий;
- расширение практики применения новых технологий и инновационных материалов при проектировании современных конструкций дорожных одежд в целях снижения затрат при эксплуатации и содержании, сокращения сроков выполнения работ, в том числе путем применения органических и минеральных вяжущих в дорожной деятельности;
- создание условий по развитию многофункциональных зон дорожного сервиса на автомобильных дорогах, входящих в опорную сеть;
- формирование предложений по совершенствованию норм законодательства о недрах, земельном и лесном фонде, а также иных нормативных правовых актов об особо охраняемых природных территориях, направленных на устранение излишних барьеров и издержек при осуществлении дорожной деятельности.
В целях достижения поставленных Президентом Российской Федерации В. В. Путиным и Правительством Российской Федерации стратегических задач Первый Всероссийский съезд работников дорожного хозяйства с учетом состоявшегося голосования считает необходимым:
1. Продлить временную инициативу по возможности заключения единых контрактов на проектирование и строительство автомобильных дорог общего пользования. Расширить практику применения модели контрактов, объединяющих проектирование и строительство автомобильных дорог общего пользования в одном контракте (в рамках Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).
2. Внести изменения в законодательство о контрактной системе, позволяющие заключать единые долгосрочные контракты по эксплуатации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию участков автомобильных дорог общего пользования.
3. Обеспечить финансирование работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию опорной сети автомобильных дорог в объеме, не менее предусмотренного нормативами финансовых затрат и правилами расчета размера бюджетных ассигнований федерального бюджета на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения.
4. Совершенствовать систему весогабаритного контроля транспортных средств, в том числе разработать единую систему перевозочных документов.
5. Ориентироваться при осуществлении дорожной деятельности на опорной сети автомобильных дорог на строительство четырех и более полосных автомобильных дорог между крупными агломерациями.
6. Сформировать нормативную базу, направленную на организацию участия отраслевого сообщества в лицензировании и аккредитации образовательной деятельности в организациях, которые планируют осуществлять (или осуществляют) обучение по дорожным специальностям, с целью подтверждения соответствия качества образования.
7. Возродить специальности высшего образования «Автомобильные дороги и аэродромы» и «Автодорожные мосты и тоннели» с созданием единой группы специальностей «Дорожное хозяйство».
8. Сформировать условия для участия отраслевого сообщества в согласовании образовательных стандартов и утверждении типовых программ обучения по дорожным специальностям.
9. Поддержать стратегические подходы к обеспечению безопасности дорожного движения и их использование при разработке новой Стратегии повышения безопасности дорожного движения до 2030 года с перспективой до 2036 года.
Делегатами Первого Всероссийского съезда работников дорожного хозяйства, в том числе поддержаны предложения, высказанные в ходе съезда:
1. О необходимости формирования единого подхода по содержанию автомобильных дорог общего пользования, входящих в опорную сеть, в целях обеспечения безопасного и бесшовного проезда по ним.
2. О целесообразности проработки вопроса по формированию стратегии, снижения объема применения пескосоляной смеси на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения.
3. О необходимости формирования единой градостроительной политики с учетом регуляторов отрасли в целях совершенствования условий осуществления дорожной деятельности (государственная экспертиза проектной документации объектов капитального ремонта, инновационные решения в ходе проведения государственной экспертизы, ценообразование, ведение реестра объектов капитального строительства, разработка формулы цены контракта и иное).
4. О необходимости проведения очередного «Национального конкурса механизаторов дорожно-строительной отрасли», при участии Федерального дорожного агентства и Государственной компании «Российские автомобильные дороги, в целях повышения престижности профессии «работник дорожного хозяйства» и вовлечения студентов и школьников в дорожную отрасль.
5. О целесообразности проработки с Росстатом вопроса о введении в систему государственной статической отчетности данных о пробеге парка автомобилей, в том числе в разрезе регионов, крупных городов и дорог, входящих в опорную сеть автомобильных дорог.
6. С учетом дополнительных затрат, возникающих в рамках осуществления дорожной деятельности, проработать вопрос по пересмотру постановления Правительства Российской Федерации от 30.05.2017 № 658 «О нормативах финансовых затрат и Правилах расчета размера бюджетных ассигнований 6 федерального бюджета на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения».