Реагенты, несоблюдение циклов уборки и другие тонкие места в содержании улиц
О причинах появления грязи на дорогах в минусовую погоду, ошибках коммунальных служб и важности чёткого соблюдения правил при использовании реагентов - Евгений Краснов, старший преподаватель кафедры автомобильных дорог и мостов Пермского научно-исследовательского политехнического университета.
Евгений Сергеевич, откуда в минусовую погоду берётся жидкая грязь?
— Причина появления грязи — бесконтрольное распределение противогололёдных материалов. Их применение оправдано только для устранения зимней скользкости, которую нельзя убрать механическим способом. А у нас любят страховаться. В том числе и давление общественности привело к тому, что и заказчики, и подрядчики стали страховаться и посыпать с запасом, хотя так делать не следует.
Существует такая процедура, как предупредительная обработка противогололёдным материалом. При появлении информации, что погодные условия приведут к образованию снежно-ледяного отложения, всегда делают предварительную обработку. Я думаю, что сейчас её на всякий случай стали делать чаще, чем нужно, чтобы не получать втык от общественности. На мой взгляд, не совсем профессионально поступают.
Технология применения любого противогололёдного материала, в том числе «Бионорда», предполагает соблюдение трёх этапов. Первый — распределение состава по дорогам и тротуарам. Второй — пауза: время, необходимое для того, чтобы противогололёдный состав сработал. Это максимум час-два, в зависимости от температуры, вида снежно-ледяных отложений и так далее. Третий — это всё надо сметать. Такое явление, как лужи и жижа — это недопустимое явление, причина их появления — как раз несоблюдение технологии.
То есть это не противогололёдный состав превращает лёд в кашу?
— Обыватели часто думают, что функция противогололёдных составов в том, чтобы расплавить снег или лёд, но это не так. Когда противогололёдный материал распределяется, он протекает через накат или через лёд и образует плёночку на поверхности асфальто-бетонного покрытия. Вот это и есть его эффект. После этого можно и нужно сгребать снег и лёд. Если этого не делать или делать недостаточно часто, мы получим снежную кашу.
В свою очередь технология не соблюдается из-за недостаточного финансирования, что приводит к недостаточной периодичности работ. В течение зимы реагировать надо на каждый случай появления скользкости. По нашим данным, в течение зимы в Перми в среднем происходит 65 случаев образования зимней скользкости, и в сметах на содержание улиц в зимний период должна стоять сумма, достаточная для 60-65 циклов противогололёдной обработки. У нас же по факту заложены деньги на 30-35 циклов.
Почему именно 35, а не 42, например?
— Это снова к вопросу о том, что деньги на содержание выделяются по остаточному принципу — так по всей России, кроме Москвы. И уже от того, сколько денег могут выделить, обратным расчётом выходят на периодичность уборки, которую город может себе позволить. Лет десять назад мы в связи с этим давали свою оценку и говорили, что затраты на содержание улиц должны быть повышены в 2-2,5 раза.
Можно ли обойтись вообще без реагентов?
— Посыпать дороги только песком или мелкими отсевами гранитного и мраморного щебня — это не вариант. В нашем климате без солей не обойтись, это повсеместная практика. Вопрос в том, как их применять, соблюдаются ли технологии. Сам по себе «Бионорд», который применяется с этого года, экологически менее агрессивен, более бережный к обуви и так далее.
Чем объясняется тот факт, что в Перми после ледяных дождей тротуары начинали убирать только спустя сутки?
— Да, с тротуарами дело обстоит хуже всего. При общей недофинансированности работ по содержанию улиц содержание тротуаров ещё и осуществляется по остаточному принципу. Здесь применяются те же самые составы. Но упор сделан на механизированную чистку улиц, а на тротуары уборочная техника, даже малогабаритная, далеко не всегда может заехать. Там необходима ручная уборка, причём с такой же периодичностью, как и на проезжей части, но денег на это не заложено.
Поэтому тротуары в таком состоянии: посыпать их посыпают, а надо ведь ещё потом через час-два промести, а этого уже никто не делает. Выход тут один: увеличивать объём средств на содержание улиц и тротуаров, в том числе и увеличивать долю ручного труда в суммах на уборку тротуаров.
К тому же тротуары перед магазинами, торговыми центрами и так далее не относятся к зоне ответственности подрядчиков. За их состояние отвечает владелец магазина и торгового центра, и если тротуар в плохом состоянии, это их недоработка, а также районной инспекции по контролю за использованием территории, которая должна за этим следить.
Источник - https://zvzda.ru/interviews/69c4731e1f10