РЕАГЕНТЫ И ФАКТЫ. ЗАПРЕТ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕАГЕНТОВ - УГРОЗА ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЮ ГРАЖДАН
Факт 1. Запрет на применение реагентов на пешеходных зонах поставит под угрозу жизнь и здоровье граждан из-за отсутствия возможности эффективной борьбы с гололедом.
Зимой наиболее опасная ситуация – это не снегопады, а обледенение. В неустойчивую погоду, при переходах через ноль градусов, происходит наибольшее количество травм пешеходов и наиболее сложные аварии на дороге, так как на поверхности образуется тонкая корка льда, порой не видимая глазу. Удалить такую наледь можно только и исключительно с помощью противогололедных материалов, механический способ в данном случае бессилен. Согласно исследованиям, наличие льда и снега на тротуарах увеличивает число травмированных пешеходов в 2-3 раза. В последние годы из-за ухудшения погодных условий (ледяные дожди, резкие перепады температуры, рост «переходов через ноль») травмы становятся более тяжелыми, чаще имеют место случаи инвалидности и летальный исход.
По сводным данным из Министерств здравоохранения регионов, а также открытой информации, в среднем за зимний сезон в городе, где используются песок или щебень на пешеходных зонах, в травмпункты из-за «гололедного» травматизма попадает около 7-8 тысяч человек. Только за один день гололеда в декабре 2019 года в Перми увечья получили 650 человек, 600 - в Новосибирске, 200 - в Санкт-Петербурге, 130 - в Томске. За зиму общее количество пострадавших составляет порядка 100 тысяч человек.
Из-за гололедного травматизма страна ежегодно теряет до 30 млрд.руб. Подробнее - https://roszimdor.ru/press-tsentr/novosti-struktury/strana-iz-za-gololednogo-travmatizma-teryaet-do-30-mlrd-v-god/
В то время как использование современных противогололедных реагентов на тротуарах снижает данный показатель в 2-3 раза, что подтверждено официальными данными Департамента здравоохранения г. Москвы. За 10 лет применения на пешеходных зонах и во дворах комбинированного реагента (одна часть которого плавит лед, а другая – мраморная крошка – остается на поверхности и создает шершавое покрытие), в столице – одном из крупнейших мировых мегаполисов - уровень травматизма зимой сократился в 2 раза и является сейчас самым низким в стране.
Запрет на использование реагентов на пешеходных зонах поставит под угрозу жизнь и здоровье граждан в зимний период, так как коммунальные службы будут лишены возможности использовать наиболее эффективный способ борьбы с гололедом
Факт 2. Песок, предлагаемый в качестве альтернативы реагентам, опасен для здоровья человека.
Медицинские исследования показали, что дорожный песчаный смет аккумулирует крайне токсичные загрязнения, поступающие от дорожного транспорта. Содержание мышьяка, свинца, никеля, кадмия и бензапирена в таком отходе по весне превышает предельно допустимые нормы в десятки раз, что делает песок с дорог опасным веществом для человека. Из-за доказанного вредного воздействия на здоровье человека использование песка категорически запрещено во многих крупных городах мира. Подробнее – https://roszimdor.ru/press-tsentr/novosti-struktury/novosibirsk-dvukhfaznyy-vykhod-iz-polozheniya/
Факт 3. Использование песка и щебня ускоряет износ инфраструктуры города.
Песок и щебень являются абразивными веществами, которые ускоряют истирание шин, асфальтового покрытия, что повышает объемы поступления в воздух опасных для человека веществ: резины, нефтепродуктов, битумных остатков. Применение данных материалов выводит из строя ливневые канализации, засоряет прилегающие газоны, увеличивает скорость образование колеи на проезжей части. В 2010 году в Москве, когда зимой на пешеходных зонах использовали гранитный щебень, был отмечен массовый выход из строя эскалаторов метро, ввиду попадания твердых камней в зубцы шестеренок.
По совокупности расходов, применение песка обходится в десятки раз дороже его первоначальной стоимости: выше расход на 1 кв.м (песка нужно 250-450 г/кв.м, реагента – 40-70). С песком больше пробег техники для обработки дорог, расход техники и человеческих ресурсов, затраты на весеннюю уборку, очистку ливневой канализации, летнее содержание города.
Факт 4. Государственная экологическая экспертиза – гарант качества применяемых противогололедных средств
Согласно федеральному экологическому законодательству, к применению в населенных пунктах допускаются только противогололедные материалы, получившие положительное заключение государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) федерального уровня. То есть антигололедные средства конкретного производителя должны пройти всесторонние исследования и проверку федерального Росприроднадзора на предмет возможности и допустимости их использования. Запрет на применение на дорогах и тротуарах хлорида натрия и перемещение льда и грязного снега на газоны предусмотрен действующими санитарными правилами содержания населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88).