ПРОГНОЗ БЕЗОПАСНОСТИ
Дождь и снег, резкие перепады температур, туман и гололед – все это оказывает существенное влияние на движение по автодорогам и повышает опасность ДТП. Правильно оценить ситуацию, ограничить максимальную скорость, а при необходимости даже перекрыть движение помогают автоматизированные системы метеорологического контроля.
Автоматическая система в режиме реального времени информирует о состоянии дороги и прогнозирует погодные условия. Позволяет дорожным службам, при возникновении неблагоприятных погодных условий, оперативно реагировать: подготовить необходимое количество техники, а также провести превентивные мероприятия - в преддверии непогоды обработать опасные участки дороги противогололедными материалами.
Подобные информационные метеосистемы уже более 30 лет достаточно успешно применяются в странах Европы, Канаде и США. По экспертным оценкам зарубежных специалистов, развитая система метеопрогнозирования на автомобильных дорогах снижает уровень аварийности на 10-15%.
В России погодный мониторинг применяется сравнительно недавно, но дорожными метеорологическими станциями и датчиками состояния дорожного покрытия уже оборудован целый ряд транспортных магистралей. При размещении особое внимание уделяют участкам дорог с высокой повторяемостью опасных и неблагоприятных погодных явлений - пересечениях автомобильных дорог в одном или разных уровнях, на затяжных подъемах и спусках, участках с ограниченной видимостью.
Автоматическая дорожная метеостанция (АДМС) производит измерения дорожных и погодных параметров в определенной точке, охватывая широкий спектр измеряемых параметров: атмосферного давления, температуры и влажности воздуха, направления и скорости ветра, вида и интенсивности осадков, состояния дорожного покрытия. При необходимости, в зависимости от ландшафтных и климатических особенностей места расположения АДМС на дороге, в состав дорожной метеостанции могут быть включены дополнительные датчики: солнечного излучения, высоты снежного покрова, метеорологической дальности видимости, температуры основания автомобильной дороги и т.д.
Особое внимание в системах погодного мониторинга уделяется видеослежению за дорожными условиями и транспортными потоками. Для этих целей используют специальные видеокамеры, расположенные на обочинах дороги, на мачтах. Они пригодны для работы на открытом воздухе в диапазоне температур воздуха от -40°С до +60°С и под воздействием атмосферных осадков. Видеокамеры дают изображение дороги в зоне своего охвата и позволяют постоянно визуально оценивать состояние дорожного покрытия, образование снежного наката. С их помощью хорошо фиксируются атмосферные явления, снижающие метеорологическую дальность видимости (туманы). Современные конструкции видеокамер обеспечивают их надежную работу в сложных погодных условиях и в темное время суток. Сведения, получаемые с дорожных метеостанций и видеокамер, хорошо дополняют друг друга (но не заменяют).
Автоматизированные системы метеорологического контроля оказывают существенную помощь не только в зимний период, но и в течении всего года. Весной, система позволяет точнее определять сроки ввода и отмены ограничений движения тяжеловесного транспорта, связанные с сезонным снижением несущей способности земляного полотна. Летом - способствует обеспечению защиты верхних слоев асфальтобетона от образования колейности при высоких температурах воздуха.
Подробнее об автоматической системе метеопрогнозирования в видеоролике.