Последствия зимы в российских городах - от чего они зависят?
Несмотря на то, что сейчас существуют эффективные и безопасные противогололедные материалы, а также современная специализированная техника, позволяющая экономно их использовать и качественно убирать снег, во многих российских городах ситуация с зимней уборкой и, соответственно, последствия зимы остаются удручающими. Как правило, это связано с применением устаревших методов борьбы с гололедом либо составов, не соответствующих нормам безопасности, предъявляемым к ПГМ. Негативно сказывается на качестве уборки и применение устаревшей дорожной техники, которая зачастую не подходит для распределения современных реагентов.
Рассмотрим для начала противогололедный материал прошлого века - пескосоляную смесь. К чему же приводит ее использование?
Начнем с того, что процент содержания соли в такой смеси очень маленький (не более 5%), а значит плавящая способность практически равна нулю. Соответственно, очистить дороги до «черного асфальта», как этого требует международное и российское законодательство, с помощью пескосоляной смеси невозможно. В результате получаем увеличение количества ДТП, исков от пострадавших и штрафов от проверяющих органов: ГИБДД, прокуратуры, технической инспекции и т.д.
Вот, например, статистика по Санкт-Петербургу, где прошлой зимой правительство города в рамках эксперимента отказалось от применения реагентов с высокой плавящей способностью с пользу пескосоли:
по данным МВД РФ число аварий из-за гололедицы на дорогах зимой 2015 года выросло в 3 раза по сравнению с 2014, в январе и феврале 2016 по причине неудовлетворительных условий (НДУ) на дорогах произошло в два раза больше ДТП, чем за всю зиму 2015 года (см. Таблицу 1).
Таблица 1
Количество аварий, произошедших в связи с гололедицей в г. Санкт-Петербурге
2014 | 2015 | Январь-февраль 2016 | |
ДТП из-за гололедицы | 50 | 154 | 317 |
Погибло | 0 | 3 | 21 |
Ранено | 67 | 184 | 397 |
Согласно официальным данным УГИБДД по Ленинградской области и Санкт-Петербургу за январь и февраль 2016 года число ДТП из-за НДУ (неудовлетворительных дорожных условий) выросло на 75,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, количество погибших в этих авариях увеличилось на 61,5%, раненых - на 76,4%.
Если говорить о травматизме в рядах пешеходов, как заявляли сами медики, повреждения были тяжелее обычного: нередкими были сложные переломы и серьезные черепно-мозговые травмы. За январь и февраль 2016 в травмпункты из-за падений на льду обратилось около 1000 человек.
По данным Ассоциации травматологов и ортопедов на 100 тысяч человек в Санкт-Петербурге зимой 2015-2016 приходился 19,1 пострадавший. Это очень много! Например, в Москве, население которой больше в 4 раза, данный показатель всего 3,5.
В других городах, где применяется пескосоль, ситуация не лучше:
- в Перми уже несколько лет подряд фиксируется один из самых высоких уровней травматизма в стране. К примеру, во время страшного гололеда в начале декабря 2015 года более 300 человек обратились в травмпункты, были и смертельные случаи;
- Свердловское управление Роспотребнадзора пришло к выводу, что неубранный вовремя снег провоцируют в Екатеринбурге порядка 300 случаев преждевременной смерти ежегодно;
- В Самарской области за 10 дней (с 1 по 10 января 2016) в травмпункты обратилось 3125 человек. Только вдумайтесь, более 3 тысяч горожан за 10 дней пострадали от гололеда! И это в городе с населением чуть больше одного миллиона. В Москве же, население которой составляет порядка 16 млн, за всю зиму пострадало менее 1500 человек.
Как видите, применение пескосоляной смеси приводит к увеличению количества ДТП и травм среди пешеходов. Страдает в основном работоспособное население, что негативно влияет на экономическую ситуацию в стране. Более того, в последнее время в случаях, когда аварии происходят из-за ненадлежащего состояния дорожного покрытия, компенсацию пострадавшим выплачивает государство - еще один удар по бюджету. Вот такие разорительные последствия зимы!
Пескосоляная смесь вредна и для экологии. Хлорид натрия (техническая соль) уплотняет почву и тем самым препятствует усвоению микроэлементов. Из-за повышения плотности почвы, в нее почти не проникает вода, а это значит, что процесс вымывания губительного для микроорганизмов хлора замедляется.
Что касается песка, то он нарушает воздухообмен в почвах, из-за чего ухудшается доступ кислорода к прикорневой системе. Кроме того, песок приводит к повышению запыленности воздуха. К примеру, весной 2016 года после «бессолевой» зимы жители Санкт-Петербурга страдали от пылевых поземок. Избежать запыленности воздуха не помогло даже то, что коммунальные службы начали мыть улицы уже в марте (а это на месяц раньше, чем обычно). Всего за зиму 2015-2016 на улицы и тротуары высыпали 72,1 тысячу тонн пескосоляной смеси, что на 13 тысяч тонн больше, чем в 2014/2015 годах. Соответственно, с таянием снегов весь этот песок, смешанный с промышленными отходами и выбросами автомобилей, поднялся в воздух, приводя к его загрязнению.
Активисты движения «Красивый Петербурге» собрали с 1 кв.м. проезжей части в Красносельском районе 420 граммов смета - смеси пыли, грязи и мелкого мусора. Норматив допускает не более 30 граммов на 1 кв.м. То есть уровень загрязнения был превышен в 14 раз. Между тем Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) опубликованы данные, которые говорят о том, что в 2012 году загрязнение воздуха стало причиной смерти 7 миллионов человек на нашей планете.
Проблема запыленности воздуха остро стоит и в Челябинске - в этом городе для борьбы с гололедом уже долгие годы на улицы высыпают тонны песка и мелкого щебня - дресвы. На уборку весной тратятся огромные средства, но убрать песок полностью все равно невозможно. Порядка 40% остается на дорогах и поднимается в воздух, соответственно, горожане им дышат. Это приводит к проблемам с органами дыхания (обострение астмы, внезапные удушающие приступы кашля), а также провоцирует насморк, простуды и головные боли.
Получается, что единственный аргумент в пользу применения пескосоли - ее дешевизна. Но дешевизна это мнимая. Почему? Подробности в этой статье.
Однако не только пескосоляная смесь делает последствия зимы во многих российских городах печальными. Рассмотрим бишофит - насыщенный раствор хлористых солей, который добывают из-под земли. Эта соль сформировалась, когда на Земле было Древнее море. Основной компонент минерала - хлористый магний шестиводный. Бишофит содержит более 60 элементов из таблицы Менделеева. При этом концентрация бора, брома, селена, мышьяка и других опасных веществ бывает очень высокой. Бишофиту из некоторых месторождений присвоен второй класс опасности (опасное вещество), что автоматически делает его запрещенным к использованию. Необходимо отметить, что хлорид магния обладает высокой вязкостью, а также повышенной агрессивностью к металлам и цементобетонам. Он имеет свойство накапливаться в почвах и используется в качестве средства для ускорения высыхания растений.
Опыт использование бишофита как противогололедного реагента сложно назвать позитивным. Например, в Москве от бишофита отказались в 2005 году. Токсическое воздействие на окружающую среду, критическое засоление почв и черная скользкая пленка на дорогах побудили чиновников прекратить использование этого средства. В 2012 году Технология зимней уборки, в которую был включен бишофит, получила отрицательное заключение государственной экологической экспертизы.
6 февраля 2013 года в Ростове-на-Дону произошла крупная автомобильная авария (22 автомобиля) на мосту. По одной из версий причиной ДТП стала скользкая из-за использования бишофита проезжая часть. Ведь это вещество обладает повышенной вязкостью и при низких температурах образует на дорожном покрытии маслянистую пленку.
В Тамбове в 2012 году бишофит тоже зарекомендовал себя не самым лучшим образом - его применение приводило к образованию скользкой пленки, из-за которой автомобили теряли сцепление с дорогой.
Наиболее успешен опыт борьбы с гололедом в Москве. В столице (при том, что это мегаполис!) уровень травматизма один из самых низких по России. Как же удалось добиться таких успехов? Дело в том, что поиском средства с оптимальным составом занимались ученые ведущих исследовательских институтов России. Наилучшим фрикционным материалом был признан мрамор. При выборе плавящей составляющей противогололедного реагента для тротуаров учитывались безвредность для людей, почв и обуви. По рекомендациям кожевенно-обувного института и федерального природоохранного центра в антигололедные реагенты для тротуаров был добавлен формиат натрия: органическая соль, которая по результатам испытаний практически не воздействовала на обувь, а при попадании в почвы разлагалась на углекислый газ и воду. Для снижения стоимости такого реагента формиат натрия «разбавляют» хлоридом натрия - пищевой солью - так, чтобы сочетание компонентов давало наиболее безопасный класс по воздействию на человека - четвертый.
В первый же год использования (зима 2011-2012) этого тротуарного реагента, получившего название КРтв (комбинированный реагент твердый), число пострадавших от гололеда в Москве сократилось в 2,5 раза (см. Таблицу 1).
Таблица 1 Количество осадков, переходов через 0°C и пострадавших от гололеда пешеходов в Москве с 2008-2015 гг по данным Росгидрометцентра и НПЦ Экстренной медицинской помощи г. Москвы
|
2008/09 |
2009/10 |
2010/11 |
2011/12 |
2012/13 |
2013/14 |
2014/15 |
количество переходов через 0°C |
|
25 |
43 |
47 |
46 |
78 |
94 |
количество выпавших осадков, мм |
1350 |
1820 |
1720 |
2070 |
3280 |
1510 |
2380 |
пострадавшие из за гололеда, чел. |
3555 |
2602 |
3476 |
1545 |
2289 |
968 |
1322 |
Что касается экологии - отмечено снижение уровня засоленности почвы относительно 2009 года в 2-2,5 раза.
Для автодорог в столице также используются многокомпонентные реагенты. За период их применения с 2011 года зафиксировано снижение ДТП при переходе температуры через 0 более чем в 2 раза (см. Таблицу 2)
Таблица 2 Количество аварий, произошедших в связи с гололедицей, в г. Москве
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | |
ДТП из-за гололеда | 201 | 99 | 74 | 48 | 29 | 3 |
Погибло | 15 | 6 | 4 | 5 | 2 | 0 |
Ранено | 244 | 112 | 97 | 60 | 40 | 5 |
Как видите, последствия зимы в разных городах отличаются в зависимости от типа используемых реагентов. Одна из главных целей Ассоциации зимнего содержания дорог - повышение качества зимней уборки. Надеемся, что общими усилиями мы добьемся того, чтобы во всех уголках нашей необъятной страны применялись современные составы для борьбы с гололедом, отвечающие нуждам конкретных населенных пунктов. Ведь зима должна быть комфортной и безопасной для каждого жителя России!