Отвечаем на вопросы пользователей сервиса mail.ru. Тема: «Влияние ПГМ на состояние дорожного покрытия»
Одна из двух российских бед - дороги. Почему так? Ответы у пользователей mail.ru находились разные. В частности кто-то предположил, что одна из причин порчи асфальта - использование агрессивных реагентов с хлоридами. Имеет ли такая версия право на жизнь? Рассказываем!
Экспертное мнение:
Сегодня по всему миру наблюдается следующая тенденция - отказ от использования хлорида натрия (технической соли) в чистом виде для борьбы со скользкостью. И тому есть объективные причины! Это вещество имеет высокую коррозионную активность (порядка 0,8 мг/см2·сутки) по отношению к металлоконструкциям, цементобетону и асфальтовым покрытиям. Кроме того, хлорид натрия имеет небольшой диапазон рабочей температуры. Когда реагент смешивается со снегом, концентрация хлорида натрия падает, и уже при -10 -12°C этот рассол замерзает, начиная разрывать поры асфальта. Как только температура повышается (например, днем, когда выходит солнце) - рассол оттаивает. К вечеру снова замерзает. Таким образом происходит расшатывание материала дороги, и к весне покрытие «плывет».
Наихудшие условия создаются в городах, где используется пескосоляная смесь. В составе такого противогололедного материала, как правило, хлорида натрия от 5 до 20%. Рассол, образованный таким объемом соли, слабо концентрирован, и процесс замерзания начинается уже при -5°C. То есть количество циклов замерзания и оттаивания за день значительно увеличивается.Для сохранения дорог зимой лучше использовать противогололедные реагенты с низкой температурой замерзания. Сейчас на рынке есть многокомпонентные составы, не замерзающие до -25, -30°C. Как правило, таких колебаний за зиму бывает в десятки раз меньше, а в некоторых регионах страны столбик термометра никогда не достигает таких отметок. Таким образом, небольшое количество рассола, попавшего в поры покрытия, всегда находится в жидком состоянии и с одной стороны - предотвращает появление наледи, с другой - не разрывает асфальт.
Конечно, использование хлорида натрия и пескосоляных смесей - не единственный фактор, оказывающий негативное влияние на состояние дорог. Зимняя шипованная резина тоже наносит серьезный урон покрытию, способствуя появлению колейности и добавляя пыли в воздух города. В Скандинавских странах, например, для защиты дорог от шипованной резины введен жесткий календарный период, когда такие покрышки допустимо использовать. Как правило, это месяц-полтора в сезон. В остальное время шипы запрещены, и нарушителей ждут большие штрафы.
Эксперт: Климентова Анна Юрьевна