Москва,
Краснопресненская набережная 12, подъезд 6, оф 1612

"ОПУСТИТЬ НОЖ, ОТКРЫТЬ КРЫЛЬЯ!"

10.07.20

Сильные снегопады парализуют города с автомобилями и аэропорты. Новости же о проблемах на железных дорогах появляются крайне редко. Тем не менее, ежегодно, зима – наиболее сложный и ответственный период в работе железнодорожного транспорта. Для поддержания бесперебойного движения поездов многие железные дороги России и мира вынуждены ежегодно вести трудную борьбу со снегом и льдом. В чём опасность снежных заносов, ведь кажется, что поезд имеет огромный вес и способен удержаться на рельсах? Что означают специальные «крылатые» команды и как происходит зимой снегоборьба на железной дороге?

плуговый очиститель.jpg

Снегоуборка железнодорожной колеи была проблемным вопросом ещё задолго до широкого распространения сети железных дорог. Снежная стихия парализовывала работу отдельных железнодорожных участков на продолжительное время. В России для снегоборьбы сёла обкладывались так называемой «снежной людской и конской» повинностью, нередко со снегом «сражались» и крупные воинские части.  В XIX веке, с появлением железных дорог, для обеспечения движения пассажирские поезда зимой снабжались лопатами, а застрявший в снежном плену состав вызволяли сами пассажиры. 

IMG_7732.JPG

В настоящее время арсенал способов борьбы со снегом значительно расширился: это и защита от снегозаносов с помощью долговременных лесонасаждений и специальных сборных решетчатых щитов и заборов, электрообогрев и пневмообдувка стрелочных переводов, противогололёдная обработка подъездных путей и платформ, а также применение специальной снегоочистительной техники как на железнодорожном, так и на автомобильном ходу.

 

Однако, в первую очередь, бесперебойную и эффективную работу железнодорожного транспорта в зимних условиях обеспечивают люди. Именно от их грамотных и последовательных действий зависит безопасность всего железнодорожного движения.

IMG_7733.JPG

Готовиться к зиме на железке путейцы начинают заранее. Ещё с осени активно разбирают бобровые запруды вдоль линии, чтобы избежать весной подтоплений и вероятного размыва железнодорожной насыпи. Выставляют на всём участке обслуживания специальные "зимние" путевые знаки перед любым негабаритным местом (мостами, железнодорожными переездами, платформами остановочных пунктов и т.д.), т.е. там, где снегоочиститель на высокоскоростном ходу может влететь и удариться о выступающую поверхность ножом или крыльями и слететь с рельсов (увы, такое не раз бывало). «Зимние» знаки весьма выразительно «звучат», буквально пробуждая на трудовую решительность: до места препятствия - «Поднять нож, закрыть крылья», сразу после проследования препятствия - «Опустить нож, открыть крылья».

 IMG_7734.JPG

Зимой большую опасность для движения поездов представляют метели, при которых образуются заносы пути и плотные снегоотложения. При отложениях снега более 20 см выше головки рельса создаётся опасность схода подвижного состава, из-за попадания снега между остряками и рамными рельсами затрудняется перевод стрелок; образование уплотнённого слоя снега в области контакта подошвы рельса и подкладки может привести к аварии поезда; снег на пути увеличивает сопротивление движению, что приводит к повышенному расходу электроэнергии или топлива, снижает скорость движения, а глубокие заносы могут вызвать даже прекращение движения поездов.

На железной дороге существует несколько основных типов снегоочистителей. Вот один из них, так называемый СДПМ или в простонародии "кирпич" - снегоочиститель двухпутный плужный, предназначенный для очистки путей от снега.

машина СДМП.jpg

Используют такой снегоочиститель только для очистки путей на перегоне. На станции же такая машина бесполезна, поскольку, очищая один путь, при этом она будет закидывать снегом одновременно соседний. Самостоятельно такая машина работать не может, она не имеет двигателя. Поэтому в паре с СДПМ обязательно работает тепловоз, который толкает его, а также обеспечивает сжатым воздухом, за счёт которого и работает пневматика, управляющая ножом, крыльями и тифоном. Принцип его работы простой: чем выше скорость движения с работой по перегону (рабочая скорость машины до 70 км/ч) - тем качественнее идёт очистка пути.

Для расчистки серьёзных снежных заносов (до 1,5 м) на перегонах применяются снегоочистители типа "Таран", снабжённые мощным отвалом характерной формы. Во время работы снегоочистителя, толкаемого локомотивом, снег подрезается наклонной плоскостью и поднимается вверх.

таран.jpg

Для сложных условий работы в регионах с большими снегопадами, метелями и буранами используются снегоочистители роторного типа. Им буквально приходится рыть в снегу коридоры для поезда.

роторный снегоочиститель в снегу.jpg

Для работы на станциях требуется несколько другой, более деликатный, подход к уборке снега: нужно не просто раскидать его по сторонам, а погрузить и вывезти. Поэтому специально для такой работы были разработаны снегоуборочные поезда, оснащённые устройствами для очистки, погрузки, накопления и выгрузки. Первые образцы подобной техники появились в России ещё до революции. Алгоритм работы такого поезда в следующем: в передней части машины - снегоуборочное устройство, которое захватывает снег и лёд и подаёт на транспортёр, а далее по расположенным в каждом вагоне поезда транспортёрам собранный снег загружается в вагоны, начиная с последнего. Как правило, в составе идут три такие секции. Так как работать этим поездам приходится на станции, то и очищают они полосу шире пути, захватывая междупутья. Для этого имеются специальные, выдвижные, крылья, оснащённые в нижней части вращающимися щётками. Машина также снабжена устройством для сколки льда. После того, как все вагоны заполнятся снегом, поезд отправляется за пределы станции на разгрузку. Процесс выгрузки производится благодаря наличию выбросного транспортера или ротора, снег отбрасывается на расстояние до 30 метров (в зависимости от модели). Кстати, в летнее время снегоуборочный поезд тоже не стоит без работы. С его помощью можно очистить железную дорогу от мусора и образовавшейся грязи.

Отдельную опасность снег представляет для стрелочных переводов — он способен забить пространство между подвижными элементами и стать причиной невозможности перевода пути. Конечно, в таких случаях диспетчер видит, что стрелочный перевод не может переключиться, и, соответственно, не сможет составить маршрут и дать команду к движению поезда. Для устранения снежных заносов или сколки льда на стрелочных переводах может быть применен ручной, а также ударный пневматический или электрический инструмент. В настоящее время существует возможность оборудовать стрелочные переводы электрообогревом (снег тает и рельсы остаются чистыми в любой снегопад) или пневмообдувкой (потоком холодного или горячего воздуха).

 

Но какой бы современной и мощной не была снегоуборочная техника, во время сильных снегопадов без ручного труда на железной дороге не обойтись. Первыми на уборку снега выходят работники дистанций пути. Если они не справляются, то приказом объявляют «вторую очередь по снегоборьбе» — на пути выходят работники других структурных подразделений. Для того чтобы не допустить остановку движения поездов, в особо сложных ситуациях к борьбе со снегом может быть привлечен весь неоперативный персонал компании – от бухгалтера до начальника. Как правило, ручная очистка производится в тех местах, где нельзя пустить снегоочиститель или снегоуборочный поезд - настилы переездов и подходы к ним, стрелки примыкания, участки пути на подходах к мостам, тоннелям, между платформами и у других препятствий.


Техника для зимнего содержания железных дорог от наших партнеров:

http://www.cominvest-akmt.ru/files/download/catalogs/overaasen.pdf

https://www.arcticmachine.fi/ru/producti/snegoochistka/snegoochistiteli/



Возврат к списку




Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные...
Подробнее
Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные с помощью файлов cookie, журналов истории доступа и web-счетчиков. Согласно Федеральному закону «О персональных данных» мы обязаны сообщить вам об этом. Продолжая работу с ресурсом, вы выражаете согласие на обработку ваших данных. Более подробная информация размещена в разделе «Политика конфиденциальности»