Москва,
Краснопресненская набережная 12, подъезд 6, оф 1612

НАШЕ ОТЛИЧИЕ – В НЕГОТОВНОСТИ К ОБЩЕСТВЕННЫМ КОМПРОМИССАМ

11.02.22

Каждую зиму снег и его уборка – проблема любого города, где он выпадает, и вечный спор между горожанами и властью. И в каждом городе у властей свои оправдания, почему так получилось, а у граждан — свои догадки почему дошло до такого. Вместе с руководителем аппарата Национальной ассоциации зимнего содержания дорог Анной Климентовой разбираемся, как работает уборка снега в других городах и странах, и почему во многих российских городах продолжаются снежные войны, а зима (ну серьёзно!) из года в год врывается «внезапно» и «без предупреждения».

IMG_1101 (1).JPG

Насколько действующие нормативы содержания автомобильных дорог в России соответствуют реальным потребностям дорожной и транспортной отраслей?

Требования к уровню содержания автомобильных дорог во всём мире, в том числе и в России, одинаковые: чем больше автомобилей ездит по дорогам, тем чище должны быть магистрали. По мировым стандартам, если в сутки по дороге проходит больше 3000 машин, то она должна быть вычищена до асфальта. ГОСТ Р 50597 предусматривает, что во время снегопада на дорогах не должно быть более 5 см снега, а спустя 3-6 часов после его окончания на дорожном полотне не должно остаться снега и следов зимней скользкости.

Любые правила и нормативы нужны для того, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения. Однако, методы уборки, которые выбирают наши дорожные службы, часто не соответствуют требованиям и не приводят к нужным результатам.

Контроль по содержанию дорог зачастую бывает субъективным, а дорожные службы или ГИБДД (в случае аварии) дают оценку безопасности дорожного полотна и вовсе «на глаз». Иногда решение о «нормативности» содержания дороги подрядчиком принимается на том основании, есть ли на ней грязь (значит, полотно посыпано песком и безопасно) и отсутствует ли различимая глазом наледь. Ни то, ни другое не является гарантией безопасности дороги. Наличие песка на проезжей части не означает хороший коэффициент сцепления, а такое опасное явление как чёрный лёд и вовсе нельзя определить визуально.

При этом зарубежные страны нередко используют инструментальный способ измерения коэффициента сцепления колеса с поверхностью в зимний период, что позволяет более чётко определять безопасность дороги.

Ещё один недостаток – недофинансирование услуги по зимнему содержанию, с одной стороны, с другой - отсутствие у подрядчика чёткой и обоснованной картины стоимости содержания. Мало кто считает стоимость содержания 1м2 с учётом всесезонных последствий. Как правило, нет разработанной долгосрочной стратегии, чтобы с планомерным финансированием за 3-5 лет обеспечить город нужным количеством техники, снегоплавильными станциями, рассчитать виды и объёмы противогололёдных материалов с учётом всех косвенных затрат, а не только прямых расходов. То есть во многих городах подход к зимнему содержанию лоскутный. Словно зима эта первая и последняя, из-за чего выпавший снег и становится для них неожиданностью.

Приведите примеры успешной международной практики по очистке дорог и тротуаров зимой.

Россия в плане зимы достаточно уникальная страна. С одной стороны, у нас холодный период намного продолжительней, чем в других странах, с другой стороны, в сочетании с суровым климатом у нас намного больше крупных городов с высокой интенсивностью движения, которые вынуждены функционировать при таких условиях.

Ближе всего по схожести зимы и наличия крупных городов к нам Канада и Германия. И там достаточно прагматичный подход к уборке. К содержанию дорог зимой допускаются только крупные фирмы с многолетним опытом работы и наличием достаточного парка техники. Договора долгосрочные – на 5 лет минимум. А где-то дорогу отдают в содержание и на 20 лет. Полностью. И зимой, и летом. Таким образом, подрядчики думают наперёд и привлекают наиболее современные технологии, как для ремонта дорог, так и для их уборки.

Ещё один важный момент – разделение ответственности. Очистка дворов – головная боль жителей домов (вряд ли это понравится россиянам). Тротуары на оживленных улицах содержит либо муниципалитет, либо подрядчик. Территорию у магазинов убирают владельцы или арендаторы. В итоге, раз люди сами убирают, они понимают как это тяжело. У нас же часто позиция «я никому ничем не обязан, пусть чистят мне двор, но я даже машину свою не сдвину». Поэтому главное наше отличие от Канады, Германии, США – в неготовности к общественным компромиссам.

Все без исключения страны улицы в больших городах содержат с помощью реагентов. Во время снегопадов в Германии, например, подрядчики сметают снег без остановки и постоянно подсыпают по 10 г/м2 реагента, чтобы снег не успевал смерзаться. Но у них законом есть преимущество на дорогах. Такой клин нельзя обгонять – штрафы в сотни евро. Для уборки улиц вводят временные запреты на парковки (сначала левая сторона, потом правая). Там все понимают, что, если выпал снег, то потребуется время и кооперация всех жителей и дорожных служб, чтобы убрать город. Если дорожники попросили не парковаться на обочине – не паркуются. Если идёт колонна техники – не обгоняют, не разбивают строй, а едут за ней и ждут, когда люди сделают свою работу. С нарушителями не церемонятся.

Активно используют метеопрогнозирование и моделирование состояния проезжей части на несколько часов вперёд. А результат работы подрядчика измеряют специальной техникой, показывающей коэффициент сцепления колеса с дорогой. И только если он безопасный – принимают услугу.

А вот в некоторых городах мира, к примеру, в Нью-Йорке, для быстрой очистки улиц дорожные службы полностью перекрывают движение. Перед снегопадом дороги там обрабатывают реагентами, а во время – снег не убирают. Если снегопад сильный, то выезд транспорта на дороги власти города запрещают. После снегопада дорожная техника проходит по пустым улицам и приводит город в порядок за 2 часа. Но до этого момента движение в нём парализовано. Нью-Йорк, находящийся на одной параллели с Сочи, возможно, может себе это позволить. Хотя даже там, с редкими за зиму снегопадами, такой подход приносит мегаполису сотни миллионов долларов убытков за «снежные каникулы».

Насколько российские практики зимнего содержания дорог соответствуют современным международным?

Требования к содержанию дорог в России полностью идентичны мировым стандартам. А вот технологии, которые выбираются, чтобы достичь этих стандартов – устаревшие.

В мире в крупных городах нигде не используют песок для борьбы с гололёдом. Только в России.

Также взаимоотношения и требования к подрядчикам у нас другие. За рубежом – это долгосрочные контракты с крупными компаниями, которые, как правило, строят дорогу. Они же её и содержат по 20-50 лет. Это даёт возможность компании думать наперёд, как то или иное решение отразится дальше на его же работе. Свалил снег с солью и песком на газоны – сам себе увеличил расходы летом на озеленение. Положил асфальт в лужу – уменьшил свою же прибыль, так как весной тебе же его и перестилать. Они планируют свой бизнес, вкладываются в технологии, в оборудование. Но и спрос с компаний значительный. Платят за результат, а не за процесс, как у нас (песком посыпал дорогу – значит выполнил услугу).

Штрафы за помеху дорожным службам выполнять свою работу за рубежом значительные. Мы же привыкли передвигаться на собственных автомобилях. Даже зная, что в период обильного снегопада на дорогах будут многокилометровые пробки, снежные заносы и многочисленные аварии. Мы упорно отказываемся оставить свои машины и, хотя бы частично освободить дороги, не говоря уже о том, чтобы предоставить преимущество проезда снегоуборочной технике.

Штрафы за не уборку снега - тоже высокие. Например, в Нью-Йорке, если вы за 3-4 часа не почистили тротуар у своего дома – 200 долларов штраф. Если у магазина кто-то поскользнётся – тоже придётся раскошелиться владельцу магазина. И на штраф, и на судебные иски.

Чтобы снег не превратился в накат и его можно было убрать, дорогу обрабатывают заранее реагентами. Везде. Во всём мире. Но только у нас по этому поводу активная дискуссия с обострениями в предвыборный период. Некоторые власти под напором активистов вмешиваются в технологический процесс, требуют от дорожных служб не сыпать, или сыпать меньше. На улицах начинают образовываться колея, гололёд, растёт аварийность. И те же самые люди, которые требовали «запретить и не посыпать», тут же критикуют за неубранные скользкие дороги. Но здесь чудес не бывает. Вы хотите отмыть жирную посуду – вы используете моющее средство. Хотите чистую одежду – применяете стиральный порошок. Нужны безопасные дороги зимой – техника, реагенты, вывоз снега.

 



Возврат к списку




Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные...
Подробнее
Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные с помощью файлов cookie, журналов истории доступа и web-счетчиков. Согласно Федеральному закону «О персональных данных» мы обязаны сообщить вам об этом. Продолжая работу с ресурсом, вы выражаете согласие на обработку ваших данных. Более подробная информация размещена в разделе «Политика конфиденциальности»