Москва,
Краснопресненская набережная 12, подъезд 6, оф 1612

МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ «СКОЛЬЗКИХ» ПРОБЛЕМ

28.08.20

Зима последнее время часто показывает капризный характер: то валит снег, то льет ледяной дождь, то грянет оттепель, то ударят морозы, вмиг превращая всё растаявшее в гололёд, то снова обрушится снегопад, да еще и с метелью. При таких погодных условиях вождение становится занятием экстремальным: сцепление колес с поверхностью покрытия стремится к нулю, автомобиль теряет управление, частота возникновения аварийных ситуаций повышается в 4,5 раза.

Учитывая, что основная масса водителей не испытывает адреналиновую зависимость, главная задача зимнего содержания – обеспечить высокий коэффициент сцепления на проезжей части. Но подход в России и в остальном мире значительно отличается друг от друга. Почему?

гололед авария.jpg

Лёд и снег – основные причины аварий зимой. В этом солидарны и специалисты нашей страны, и эксперты мирового дорожного сообщества. Во всех «зимних» странах мира и у нас, в том числе, существует жёсткое требование по очистке дорожной поверхности до асфальта на дорогах с интенсивным движением. Снежный накат разрешён только на низкоинтенсивных региональных дорогах до 1500-3000 автомобилей в сутки в зависимости от страны. Дороги с интенсивностью выше этого показателя необходимо убирать до чёрного асфальта. Такие принципы заложены в том числе и в национальном стандарте России – ГОСТ Р 50597.

Однако, если требования к безопасности дорожного покрытия в нашей стране и во всем мире одинаковые, то подходы – разные. Выдержка, обработка ПГМ, интервал, очистка. Эту мантру знает каждый российский дорожник. У нас обработка противогололёдными материалами начинается, когда снежный покров уже сформировался на дороге. В остальных «зимних» странах всё как раз наоборот – антигололёдные средства применяют ДО появления осадков. Превентивный метод борьбы с зимней скользкостью – стандарт, который существует за границей с 40х годов прошлого века.

Разница в подходах сложилась из-за разных видов противогололёдных материалов, которые используются в нашей стране и за рубежом. Основным противогололёдным материалом в нашей стране десятилетиями была (и на некоторых дорогах всё ещё остаётся) пескосоляная смесь.

Согласно исследованиям ведущего дорожного института России РосдорНИИ, применение песка на льду или на чистом дорожном покрытии в качестве превентивной обработки снижает коэффициент сцепления до критических значений и повышает риск возникновения аварий. Учитывая данную специфику, применение ПСС допустимо только при накоплении значительного количества снега на проезжей части для предотвращения его смерзания, но такой метод содержания дороги противоречит требованиям ГОСТ Р 50597, так как стандарт запрещает во время снегопада наличие снега более 5 см. Таким образом, чтобы предотвратить уплотнение снега ПГМ должны распределяться до снегопада. Что недопустимо в случае с ПСС из-за возникновения «роликового эффекта» и снижения коэффициента сцепления колеса с дорогой. Спустя час после распределения, на дороге остаётся лишь 30% песка, остальное разносится колёсами автомобилей к обочинам, загрязняя окружающую среду и создавая необходимость повторных обработок. 

Весной ситуация усугубляется. В городах во время таяния снега сплошной паноптикум: грязь забивает ливневые стоки, проезжая часть превращается в грязное месиво, пешеходы с трудом перепрыгивают грязевые моря и озёра, принося грязь на своей обуви в помещения, а все машины выглядят словно из-под одного пульверизатора с характерной "краской". Летом всё это превращается в пыль, оказывая негативное влияние на здоровье людей и окружающую среду.

Таким образом, из-за активного применения пескосоляных смесей в России исторически сложился метод обработки после выпадения снега. За рубежом его тоже применяют, но исключительно на низкоинтенсивных дорогах от 1500-3000 авт/сутки. Там фрикционный материал часто распределяют в подогретом виде – либо смешанным с горячей водой, либо горячим. Обработки на сформированном уплотненном снежном покрове хватает на 3-7 дней в зависимости от интенсивности движения. Кстати, наш песок и их песок – это совершенно разные понятия. За границей в основном используются отсевы с целевой фракцией 3-7 мм. Природные мелкие пески не используют из-за низкой эффективности.

IMG_8501.JPG

В последнее время на смену соли с песком приходят более безопасные, растворимые в воде многокомпонентные противогололёдные реагенты. Тенденция перехода городов на новые технологии уборки является не только ответом на ужесточение требований к зимнему содержанию дорог, но и возможностью почти на 20% сократить расходы за счет экономии на весенней уборке и уменьшении расхода реагента при отказе от пескосоляных смесей. Однако, даже купив современный материал, дорожные службы применяют его по старой схеме: выдержка, обработка, интервал, очистка. Из-за этого происходит перерасход средства и «каша» на дорогах. Современный подход к уборке снега подразумевает профилактическую обработку поверхности дорожного полотна реагентами до выпадения осадков, с тем чтобы, когда снег выпадет, его можно было бы легко смести в сторону без угрозы примерзания к дорожной поверхности. При таком подходе достаточно 10-30 г/м2 антигололёдного средства.

Подобные технологии уборки на сегодняшний день успешно применяются в ряде крупных российских городов - в Москве, Казани, Самаре, Екатеринбурге, Новосибирске и др.

Что лучше плавит лёд и экономит бюджет – в сюжете из Новосибирска.  

Первым городом в РФ, более 10 лет назад полностью перешедшим на технологию с использованием многокомпонентных реагентов, стала Москва. В городе 80 миллионов квадратных метров дорог и около 20 миллионов квадратных метров тротуаров, более 12 мил­лионов жителей и 5 миллионов транспортных средств, при этом зима здесь длится более четырех месяцев. Это значит, что эффективная и своевременная уборка снега и наледи имеет огромное значение!

Обработка дорог начинается ещё до выпадения осадков на основании данных метеослужбы и системы радаров, способных прогнозировать количество осадков с точностью до 1 мм воды или 1 см снега. В арсенале столицы несколько видов антигололёдных средств для разных городских нужд. Так, для содержания проезжей части применяются жидкие и твердые комбинации хлоридов натрия и кальция, а также хлоридов натрия, кальция, калия с добавлением формиата натрия, который препятствует коррозии автомобилей.

Для тротуаров используется состав из формиата натрия, пищевой соли и мраморной крошки (по сути - спрессованный мел), максимально щадящий обувь и улучшающий уровень фильтрации почв.

В результате эффективной технологии уборки крупнейший мегаполис не останавливается даже в самый суровый снегопад. При этом, согласно статистике ГИБДД и Минздрава, последние несколько лет столи­ца - самый безопасный город России, имея самый низкий в стране уровень травматизма и аварийности по причине зимней скользкости.

 

 

 



Возврат к списку




Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные...
Подробнее
Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные с помощью файлов cookie, журналов истории доступа и web-счетчиков. Согласно Федеральному закону «О персональных данных» мы обязаны сообщить вам об этом. Продолжая работу с ресурсом, вы выражаете согласие на обработку ваших данных. Более подробная информация размещена в разделе «Политика конфиденциальности»