Кузбассовец предложил заменить песок гранитной крошкой
Экспертное мнение:
Конечно, «новым» противогололедным средством гранитную крошку не назовешь, как и идею посыпать ею дороги. Этот метод называется фрикционным. И используется он в различных странах мира еще с 30-х годов прошлого столетия! В России призыв «отказаться от песка и посыпать дороги щебнем, как за рубежом» в последнее время слышится все чаще.
Хорошо, что для жителей городов и, самое главное, для руководителей дорожного комплекса и ЖКХ становятся очевидными минусы использования пескосоляной смеси - опасность для здоровья людей, расходование впустую бюджетных средств.
Плохо, что при обсуждении перехода на щебень упоминаются только его достоинства. Идеализация чего-либо или кого-либо влечет за собой крайне негативные последствия.
Итак, щебень фракции 2-4 мм (а лучше - 3-7 мм) действительно повышает сцепление колес с дорогой лучше, чем песок. Также небольшие камушки практически не пылят, и собирать пылесосами их проще, чем илистую взвесь, в которую превращается пескосоляная смесь по весне.
Теперь нюансы!
1) Любой фрикционный материал (песок ли, щебень ли) можно применять только и исключительно на поверхности дороги, покрытой снегом. Ни в коем случае нельзя рассыпать камни и песок на лед. Никакого сцепления не получится, а вот шрапнель из щебня в лобовое стекло автомобиля - обеспечена. Поэтому при переходе через 0°C, оледенении либо снежном накате с ледяной коркой ни щебень, ни песок не помощники. По причине вылета камней из-под колес, запрещено использовать щебень и на скоростных магистралях. В этих случаях необходимо применять как минимум комбинированные противогололедные материалы (ПГМ) - смесь химического реагента с фрикционным, лучше в пропорции 20-40 химии/80-60 фрикции. Таким образом щебень будет впаиваться в лед и создавать шероховатую поверхность.
2)Превентивно обрабатывать чистые дороги, например, ранним утром перед снегопадом или заморозками, чтобы проснувшиеся граждане благополучно добрались до работы, с фрикционными материалами не получится из-за причин, указанных в п.1
3)Согласно ГОСТ 50597, соблюдение которого обязательно, дорожное покрытие и тротуары в городах на улицах всех категорий должны быть убраны до чистого асфальта, не допускается наличие зимней скользкости, к коей относится и снежный накат. А значит, использование фрикционных материалов в городах бесполезно и не позволяет дорожным службам выполнять требования ГОСТа.
4)Нормы расхода фрикционных материалов, как правило, в 5-6 раз выше, чем химических: 250-450 гр на м2 против 50-70 гр на м2. Более того - такой материал не растворяется. В результате при таянии снега весной дорога оказывается покрытой мелким щебнем/песком. На асфальте создается роликовый эффект, а коэффициент сцепления снижается до опасных 0,1 (как на льду). С этой проблемой сталкиваются во всех городах, практикующих такой вариант содержания дорог. Вот, например, сколько гранита остается на тротуарах Стокгольма! Правда для пешеходов (в отличие от автомобилистов!) такая посыпка не опасна - разве что камушки могут застревать в подошвах обуви, да на каблуках ходить неудобно.
5) Уплотненный снежный покров совместно с использованием фрикционных антигололедных материалов - хороший метод для дорог с низкой интенсивностью движения (до 1500-3000 авт/сутки) и с ограничением по скорости до 40-60 км/ч. Только на таких дорогах за границей, в том числе в Скандинавских странах, используют фрикционные материалы.
6) Щебень неэкономично и крайне опасно для природы мыть и применять повторно. Убеждение, что такая практика в ходу за границей - миф. Да, были отдельные проекты по отмыванию щебня с дорог в Норвегии и Швеции, но в последние годы и их запретили экологи. Для мытья щебня требуется огромное количество воды, химии, а потом эту загрязненную воду нужно куда-то сливать. Кроме того, щебень крошится под колесами и теряет свои свойства. Поэтому его собирают и применяют при ремонте и строительстве. Как противогололедный материал повторно не используют.
Вывод: Обработка дорог щебнем вместо песка - хороший способ снизить уровень поступления мелких пылевидных частиц в воздух. Но он подходит только и исключительно для дорог с низкой интенсивностью движения, которые содержатся под уплотненным снежным покровом. Согласно российским нормативным документам, это могут быть дороги с интенсивностью движения до 1500 авт/сутки, находящиеся за пределами населенных пунктов. В населенных пунктах же не должно быть снега, наледи, наката, а значит, дороги нужно чистить до «черного асфальта» с применением плавящих противогололедных реагентов. Фрикционные материалы же с поверхности проезжей части при наступлении положительных температур необходимо в кратчайшие сроки (сутки-двое) убирать, чтобы исключить риск аварий из-за увеличения тормозного пути ввиду роликового эффекта.
Источник: ВашГород
28.05.18Эксперт: Климентова Анна Юрьевна