Москва,
Краснопресненская набережная 12, подъезд 6, оф 1612

ХРУСТЯЩАЯ ДОРОЖКА: эффективны ли фрикционные ПГМ в борьбе с гололёдом?

25.12.23

Никто не любит гололёд. Автомобилистам он грозит авариями, пешеходам – сломанными конечностями. Лёд доставляет удовольствие только на катке, в других местах с ним надо бороться. Нередко можно услышать мнение, что для борьбы с гололёдом следует использовать не плавящие реагенты, а фрикционные противогололёдные материалы, делая акцент на их природном происхождении и экологичности. Насколько это целесообразно? И достаточно ли этих средств для обеспечения безопасности на зимних дорогах?

крошка на дорогах.png

Зимняя «эстетика» скандинавских стран

Начнём с того, что такое фрикционные противогололёдные материалы (ФМ). Это ПГМ, принцип действия которых основан на повышении сцепления между дорожной поверхностью и колёсами транспорта или обувью пешеходов. Самые распространённые из них - песок, гранитный щебень и мраморная крошка.

Свойства и характеристики

Песок как в чистом виде, так и в составе пескосоляной смеси, не обладает плавящей способностью. Кроме того, из-за мелкого размера песчинки мало способствуют повышению коэффициента сцепления по сравнению с другими фрикционными ПГМ. В населённых пунктах, где для противогололёдной обработки дорог применяют пескосоляные смеси, высока доля ДТП из-за плохих дорожных условий: пескосоль не позволяет очистить дорожное полотно до чистого асфальта. Более того, применение песка для устранения скользкости способствует повышенному загрязнению воздуха и засорению ливневых стоков.

Щебень на основе гранита давно используется для антигололёдной борьбы в Скандинавских странах, и эта практика показала, насколько серьёзно гранитная порода ускоряет износ дорожного полотна и оказывает негативное воздействие на лакокрасочное покрытие кузовов автомобилей. Гранит, попадая на эскалаторы и другие движущиеся части механизмов метрополитена, часто выводит их из строя. Засоряет и газоны - возникает необходимость в замене внушительных слоёв почвы - до полуметра вглубь. Приверженцам распространённого мнения о многоразовом использовании гранитной крошки (собрал, помыл, рассыпал и так по кругу) поясняем – это миф. В Скандинавии эта технология под экологическим запретом. Гранит впитывает за зиму большое количество масел, бензина и грязи. В результате его «мойки» образуются токсичные отходы, которые необходимо как-то утилизировать. Это дорогостоящий и трудоёмкий процесс. Кроме того, гранит за время нахождения на дороге, как правило, настолько измельчается и теряет форму, что использовать его повторно не получится даже при самом большом желании. Поэтому весной гранитный щебень просто-напросто отправляется на свалки, незначительную же его часть (10%) используют как подложку при строительстве дорог.  

Мраморный щебень в виде крошки безопаснее для дорожного полотна и транспорта, чем гранитный, но при условии правильного подбора по коэффициенту прочности. Крошка мрамора, в отличие от гранитной породы, безопасна и для почв. Однако и она не плавит лёд, поэтому, как правило, не используется как самостоятельное средство для борьбы с гололёдом.

Особенности применения

Песок, щебень и мраморную крошку нельзя применять на чистом или обледенелом покрытии, так как коэффициент сцепления при их нанесении на такую поверхность падает — возникает «роликовый» эффект. Кроме того, ветер и воздушные потоки от проезжающих автомобилей быстро сдувают песок и подобные материалы с дороги. Использовать фрикционные ПГМ можно только на уплотненной заснеженной поверхности и только на дорогах с невысокой интенсивностью движения (до 1500 автомобилей в сутки). Важны и климатические условия – стабильные минусовые температуры, продолжительные и интенсивные осадки (более 0,6 мм/час), влажность от 65 до 85%. В подобных случаях мраморный, гранитный щебень и другие фрикционные ПГМ, при условии правильного подбора гранулометрического состава, создают шероховатость, сокращая тормозной путь.

дорога в накате песок.jpeg

Использовать фрикционные ПГМ в «одиночку» можно только на дорогах «в накате» с невысокой интенсивностью движения

Противогололёдные средства фрикционного действия могут пригодиться на сложных участках дорог: подъёмах, спусках, крутых поворотах. Но для этого их нужно смешать с плавящими лёд химическими веществами. Такие ПГМ придают покрытию свойства, которые делают его похожим на наждачную бумагу: противогололёдный реагент расплавляет лёд, и гранулы щебёнки из гранита или мраморной крошки впаиваются в него.

Таким образом, фрикционные ПГМ сами по себе не в состоянии справиться с гололёдом. Как противогололёдные материалы они могут применяться только в составе современных многокомпонентных средств по борьбе со льдом и то в ограниченных зонах в качестве вспомогательного инструмента.



Возврат к списку




Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные...
Подробнее
Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные с помощью файлов cookie, журналов истории доступа и web-счетчиков. Согласно Федеральному закону «О персональных данных» мы обязаны сообщить вам об этом. Продолжая работу с ресурсом, вы выражаете согласие на обработку ваших данных. Более подробная информация размещена в разделе «Политика конфиденциальности»