Москва,
Краснопресненская набережная 12, подъезд 6, оф 928
+7 (966) 336-12-21

Хлорид натрия, тонны гранита и никакого песка в городах: как содержат дороги в Норвегии

Экспертное мнение:

В конце января руководитель аппарата Ассоциации зимнего содержания дорог Анна Климентова побывала в Норвегии, пообщалась с местными дорожниками и своими глазами увидела, как там выглядят дороги зимой.

Климат в Норвегии очень похож на российский. Страна делится на несколько зон: в одной морозы -30-40 градусов считаются нормой, а в другой температура всю зиму держится около нуля и лишь иногда опускается до -10. Поэтому при содержании дорог зимой учитывается огромное количество факторов, ключевой из которых - интенсивность движения и значимость дороги.

Норвегия 2019 региональная дорога асфальт
Норвегия, Престфос

Дороги делятся на несколько категорий, к каждой из которых применяют свои требования. Их разрабатывает Государственное управление автомобильных дорог Норвегии (NPRA) при Министерстве транспорта. А вот работы выполняют подрядные организации, которые вправе самостоятельно выбирать методы для поддержания дорог в нормативном состоянии.

В крупных городах чистят до «черного асфальта»

На трассах с интенсивным движением и в крупных городах, например, Драммене и Осло, дороги должны содержать в режиме «черного асфальта» в течение всего года. Такие дороги содержат только реагентами. Подрядчику запрещено использовать на них песок или щебень. Соли применяют до снегопада, каждые 1,5 часа прометают проезжую часть и если нужно, вновь подсыпают регент, чтобы снег не уплотнился и легко счищался. Полностью чистыми трассы должны быть через 2-4 часа после снегопада в зависимости от класса.

Консберг центральная площадь январь 2019.JPG
Норвегия, г. Конгсберг, центральная улица

Самый распространенный реагент в Норвегии — хлорид натрия. Его используют в разных состояниях: твердом, предварительно смоченном или в виде рассола. А в аэропортах или в особых охраняемых зонах в Норвегии используют формиат натрия и калия. Причем соль не экономят: прошлой зимой ее использовали 325 тысяч тонн.

Хлорид натрия по-настоящему вредит экологии, да и работает он только до -10, признаются сами дорожники. Если на улице холоднее, дороги вообще перестают чистить. Из-за этих факторов норвежские дорожники сейчас активно ищут альтернативные составы. Например, недавно заинтересовались многокомпонентными материалами, которые применяют в Москве. Такие материалы работают даже при -25С и меньше чем соль влияют на почвы.

Гранитный щебень используют только на непопулярных трассах

Многие ошибочно считают, что в Норвегии обходятся только гранитной крошкой, чтобы избежать зимней скользкости. Такое впечатление действительно может возникнуть даже у тех, кто посещал страну. Интенсивность 90% дорог в стране — до трех тысяч машин в сутки, поэтому на них разрешено оставлять уплотненный снег и посыпать его гранитной крошкой. Представить такую картину в Москве невозможно — в столице автомобилей почти в два раза больше, чем во всей Норвегии.

Конгсберг дорога в снегу
Норвегия, Конгсберг, дорога на окраине

Песок в городах не используют совсем

В России в качестве фрикционного материала (то есть для улучшения сцепления) с давних времен используют песок. В Норвегии в городах это делать запрещено, так как он плохо влияет на здоровье людей. «Когда песок высыхает, он поднимается в воздух, эта пыль ухудшает здоровье людей» — рассказывают специалисты крупнейшей дорожной организации NCC.

Песком, смешанным с горячей водой, обрабатывают лишь региональные малоинтенсивные трассы.

Забота о людях и их безопасности — это вообще основной принцип содержания дорог в Норвегии. Именно поэтому там применяют реагенты, именно поэтому оперативно убирают снежные отвалы и чистят остановки. Коэффициент сцепления с дорогой измеряют при помощи специальных машин, и если где-то он не соответствует регламенту, участок в срочном порядке обработают. 

ViaTech прибор для измерения коэффициента сцепления

Прибор для измерения коэффициента сцепления дорог зимой

Такая скрупулезность позволила Норвегии сократить количество ДТП с летальным исходом более чем в 4 раза за последние 30 лет.



07.02.19

Эксперт:  Климентова Анна Юрьевна

Возврат к списку




Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные...
Подробнее
Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные с помощью файлов cookie, журналов истории доступа и web-счетчиков. Согласно Федеральному закону «О персональных данных» мы обязаны сообщить вам об этом. Продолжая работу с ресурсом, вы выражаете согласие на обработку ваших данных. Более подробная информация размещена в разделе «Политика конфиденциальности»