Москва,
Краснопресненская набережная 12, подъезд 6, оф 928
+7 (966) 336-12-21

Как в Москве борются с гололедом

Коротко и по существу:
Газета «Вечерняя Москва» опубликовала статью о том, как московские коммунальные службы справляются с зимней скользкостью, а также о зарубежном опыте борьбы с гололедом. К сожалению, в статье были допущены неточности. Разбираем нюансы.

Экспертное мнение:

С наступлением холодов тема противогололедных материалов все чаще обсуждается в прессе. Но, к сожалению, журналисты даже самых читаемых изданий не всегда предоставляют людям достоверную информацию.

Пример - опубликованная в начале ноября статья в газете «Вечерняя Москва». Разбираем некоторые неточности:

1) «… по сей день самым эффективным и выгодным средством остается хлорид натрия, который, по сути, является не чем иным, как обычной пищевой солью, с той лишь разницей, что к ней добавляют различные примеси, призванные защищать от разрушения дорожное полотно, железобетонные конструкции и технику».

Хлорид натрия не является самым эффективным реагентом хотя бы потому, что рабочая температура этой соли - до -12°C, коррозионная активность - максимально допустимая (0,8 мг/см2*сутки). Не говоря уже о том, что NaCl приводит к засолению почв.

Кроме того, как правило, в дорожном хозяйстве применяется не пищевая соль, а техническая. Она содержит большое количество примесей, в том числе - глину.

Сегодня существуют многокомпонентные противогололедные материалы, как со сниженным содержанием хлорида натрия в составе, так и не содержащие его вовсе. По техническими характеристиками такие средства значительно превосходят NaCl.

2) «Ледяная корка, вступая в химическую реакцию с натрием, за очень небольшой промежуток времени превращается в лужу, которая не замерзает, даже когда столбик термометра опускается далеко за минус 10».

То, что реагенты вступают в химическую реакцию со снегом и льдом - распространенное заблуждение. В химической реакции одно или нескольких исходных веществ превращаются в другие вещества. При взаимодействии противогололедных материалов со снегом никаких других веществ не образуется. Соли начинают растворяться в снегу и переходят из твердого в жидкое состояние. Это физическая реакция растворения. Точно такая же, как когда вы кладете сахар в чай.

Ну и, конечно, хлорид натрия в растворенном виде при температуре -10°C градусов постепенно начинает замерзать. Так что про «далеко за минус 10» в отношении NaCl - это явное преувеличение.

3) С тем, что использовать реагенты экономически выгодней, чем песок - не поспоришь. Как и с тем, что жидкие ПГР лучше не применять при температурах воздуха ниже -5-7°C, особенно если идет снег или на дороге уже есть слой льда.

А вот характеристики, которые даются в статье разным видам ПГМ, весьма спорные.

- Песок + соль.

Вряд ли можно назвать эту смесь «классикой». Скорее это «устаревший метод», от которого спешат избавиться многие города России. За границей же пескосоль применяют редко и только на трассах со слабым транспортным потоком. Кстати, «их» песок и «наш» песок - разные. В Скандинавских странах «песком» называют мелкий гранитный отсев. Он крупнее, чем тот, что высыпают порой на улицы российских городов.

Экономичность ПСС тоже под большим вопросом - ее нужно в 5-7 раз больше, чем других материалов. Также требуются полигоны для подготовки и хранения средства. И дополнительных расходов на сбор песка по весне, очистку ливневок и мойку улиц не избежать.

То, что пескосоль «не требует никакой специальной техники», тоже неверно - требуются машины для распределения. Современная техника может распределять и ПСС, и реагенты. Так что она нужна в любом случае.

«Портит обувь, железо, забивает стоки и загрязняет улицы» - вот это утверждение верно.

- Хлорид натрия.

«Дешево для коммунальщиков и дорого для обычных горожан, которым приходится покупать по две пары ботинок за сезон и тратиться на всевозможную защиту для своих железных коней».

На самом деле коммунальщикам тоже дорого, так как расходы на дополнительное озеленение летом, как правило, ложатся на них же.

– Хлористый кальций.

«Плавит лед быстро и без ущерба для экологии и асфальта. Более того, при попадании в почву удобряет ее. Работает даже при минус 30».

Лед, да, плавит. Без ущерба ли? Переизбыток любого вещества негативно влияет на окружающую среду. Растения действительно более терпимы к кальциевому засолению, чем к натриевому, но все же. Для поддержания баланса почв и зелени стоит использовать многокомпонентные реагенты, содержащие несколько видов солей. Упоминая про хлористый кальций, многие забывают сказать о том, что он более агрессивен к металлу, чем натрий. А также может создавать маслянистую пленку на дороге, что снижает коэффициент сцепления. Избежать такого эффекта можно, смешивая хлорид кальция с другими солями, которые могут это свойство нейтрализовать. Кстати, у хлорида магния (бишофита) такая же проблема.

– Хлористый кальций модифицированный.

«Устойчив к сильным морозам, расход минимален. Разъедает все на своем пути, будь то гололедица, шины или ваши любимые сапоги. Ядовит для животных».

Про обувь и машины - да. Хлорид кальция, растворяясь, выделяет тепло и очень активно вытягивает влагу из окружающей среды. Его используют как осушитель воздуха во влажных помещениях. Отсюда и плюсы - быстро плавит лед, и минусы - иссушает обувь так, что она съеживается. Поэтому уважающие своих жителей города не применяют хлорид кальция на тротуарах.

А вот про «ядовит для животных» - крайне сомнительно. Тут все зависит от дозы. Хлориды натрия и кальция относятся к 3-ему классу опасности. Это вещества умеренно опасные, которые применяются как в пищу, так и в качестве лекарств. Так что не стоит причислять хлорид кальция к ядам. Он опасен не более, чем хлорид натрия, сахар или сода.

- Хлорид магния.

«Применяется в США и Канаде. Высокоэффективен, но, в общем, мало чем отличается от «нашей» соли. Разве что с несколько меньшим содержанием летучих соединений».

О недостатках хлорида магния сказано выше - тоже коррозионный и тоже «маслянистый». В Москве в 2006 году его пробовали и отказались. Насчет, «летучих соединений». Нет их в солях! Не летает соль. И не испаряется. Она оседает кристаллами на обрабатываемой поверхности. Потому и моря у нас на Земле соленые.

А вот примеси могут быть в любой соли. Все зависит от ее степени очистки. И как раз в хлориде магния (бишофите) этих примесей, пожалуй, больше, чем в других видах соли. Так как соль эта добывается из-под земли. И богата она (кроме магния) бором, бромом, фтором. Где-то стронция много, где-то селена или цинка. Потому нужно очень тщательно следить, какие примеси содержатся в реагентах и в каких количествах.

- Соль + мраморная крошка, гранитный щебень.

«Абразивные материалы, абсолютно безопасные для человека, его имущества, собачьих лап и окружающей среды в целом. Имеют исключительно противоскользящее действие. При грамотной уборке возможно повторное применение, при неграмотной – лужи по колено весной из-за засоренной ливневки».

К сожалению, ни при грамотной, ни при неграмотной уборке повторно применять фрикционные материалы не стоит. Собирать камень, конечно, нужно. Особенно, если речь идет о граните, который распадается много тысячелетий и, если его не убирать, может погрести под собой любой газон и загубить его похлеще соли. Но вот использовать гранит повторно не стоит. Такая практика была в ходу в Скандинавских странах (в некоторых районах). Но в последнее время даже эти проекты были закрыты по требованию экологов. Дело в том, что отмыть щебень очень сложно - на это нужно огромное количество воды, которую потом еще приходится каким-то образом очищать (а это и вовсе огромные деньги!). Так что дешевле закатать щебень в асфальт или выбросить на свалку.

По поводу зарубежного опыта: здесь в размышлениях автора статьи что сказка, что намек -  не различишь. Давайте по порядку.

«Скандинавия, Германия, Австрия, Швейцария, да и практически вся остальная Европа практикуют так называемые фрикционные методы» - неправда.

Скандинавия, Германия, Австрия, Швейцария, да и практически вся остальная Европа очищают дороги с интенсивным движением до черного асфальта. А это можно сделать только и исключительно с использованием реагентов. В Скандинавии ежегодно используется до 500 тысяч тонн различных реагентов. Во Франции - 2 млн тонн, в Бельгии - около 130 тыс тонн.

Да, во всех странах мира (и в России тоже) хорошо изучен опыт влияния хлоридов на окружающую среду и, учитывая это, дорожные службы отдают предпочтение более экологичным ПГМ: например, формиатам или ацетатам. Там, где трафик не высок, используют мраморную или гранитную крошку. Но из-за растущего числа автомобилей таких дорог все меньше. Так что говорить, что за границей используется фрикционный метод, а реагенты запрещены - абсолютно не верно.

«Выгода от применения абразивов еще и в том, что с наступлением весны специальные машины собирают их остатки, промывают и используют заново на следующий год. Получается производство с минимумом отходов».

Про это мы говорили выше. Чистая вода дороже промывания щебня. Особенно в странах, где его много. Так что да - собирают, нет - не моют. Выбрасывают либо используют при строительстве дорог.

«Крошку можно насыпать только на полностью очищенное от снега покрытие».

Как раз фрикционные материалы не используют на очищенном покрытии! Они эффективны только на уплотненном снежном покрове. Если песок или щебень рассыпать на асфальт - вы получите роликовый эффект. Коэффициент сцепления на такой дороге - все равно, что на льду. Да и какой смысл рассыпать щебень на чистую дорогу?!

Кстати, в Японии, которой автор приписывает «волшебное ничего» (мол, чистят и все), тоже применяют реагенты. Конечно, есть там и дороги с подогревом, и «брызгалки» с термальной водой. Были даже попытки внедрить беспилотные дорожно-очистительные машины, которыми управляет спутник. Но от реагентов японцы (известные поклонники высоких технологий!) пока что тоже не ушли.



Источник: ВечерняяМосква

13.11.18

Эксперт:  Климентова Анна Юрьевна

Возврат к списку




Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные...
Подробнее
Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные с помощью файлов cookie, журналов истории доступа и web-счетчиков. Согласно Федеральному закону «О персональных данных» мы обязаны сообщить вам об этом. Продолжая работу с ресурсом, вы выражаете согласие на обработку ваших данных. Более подробная информация размещена в разделе «Политика конфиденциальности»