Москва,
Краснопресненская набережная 12, подъезд 6, оф 1612

Как бороться с грязью на городских дорогах

18.03.14

Всему виной выхлопные газы


Основная причина, по которой на российских дорогах и тротуарах так много грязи, — большое количество автомобилей, не соответствующих мировым экологическим стандартам. «Дело не в грязных колёсах, а в том, что у машин грязный выхлоп из трубы, его даже на снегу видно, — поясняет директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. — От автомобилей, соответствующих высокому экологическому классу, никакой особенной грязи быть не может».

Среди други причин — некачественное дорожное покрытие и реагенты. «То, что лужи скапливаются на поверхности, а не уходят в люки канализации, — это проблемы укладки дорожного полотна. А если лужи скапливаются в минус 20, — это проблема используемых реагентов, — комментирует эксперт межрегионального общественного центра «За безопасность российских дорог» Роман Корнилов. По его словам, с помощью реагентов можно бороться с гололёдом и снегом, вопрос только в правильном и технологичном использовании: на один квадратный метр дорожного полотна — не больше 40 грамм.

Есть претензии и к качеству уборки городских улиц, хотя это не главная причина. «Да, в квартире надо убирать. Но если у всех грязные ботинки — сколько ни убирай, будет мало толку. А вот убрать грязные ботинки из квартиры — это серьезное решение в области транспортной политики», — говорит Михаил Блинкин. Принять такое решение городским властям тяжело с политической точки зрения: в Москве все попытки ограничить въезд хотя бы в центральные районы вызывают общественное недовольство. Есть опасения, что это ударит по малому и среднему автомобильному бизнесу, а также владельцам старых, не соответствующих экологическим стандартам автомобилей.
2

Какой транспорт считать чистым

Ограничить въезд «грязных» автомобилей в город сложно ещё и потому, что в отдельных странах (не говоря уже о Евросоюзе или мире в целом) нет единого определения экологически чистого транспорта. В августе 2002 года Транспортно-дорожный совет Швеции выделил четыре типа транспортных средств (весом до 3 500 кг):

  • электромобили;
  • гибридные автомобили начиная с 2000 года выпуска;
  • двухтопливные автомобили, которые в основном используют биогаз;
  • автомобили с гибким выбором топлива, которые могут ездить как на бензине, так и на этаноле.
3
Самыми прогрессивными в этом вопросе оказались страны Северной Европы. Чтобы популяризировать eco-friendly автомобили среди населения, власти шли на разнообразные ухищрения — от кнута в виде высоких налогов для «грязных» автомобилей до пряника в виде скидок на парковку для «чистых».

Швеция

Как и другие скандинавские страны, Швеция поставила цель полностью отказаться от углеводородов к 2050 году. По данным европейской инициативы по улучшению транспорта Civitas, уже сейчас большую часть общественного транспорта в Стокгольме составляют экологически чистые транспортные средства, которые используют в качестве топлива электричество, биогаз и этанол. Чтобы снизить общий уровень загрязнения в центре Стокгольма, а также более равномерно распределить транспортные потоки, в 2006 году на въезд в центр города ввели налог. С 06:30 утра до 18:00 автовладельцы должны платить от 10 до 20 крон (от 1 до 2 евро) в зависимости от времени въезда. Задачу облегчило то, что центр Стокгольма — по сути остров, а потому было достаточно оснастить въезды и выезды из него несколькими видеокамерами.

В Швеции действует развитая система бесплатной парковки

Часть районов в центре столицы городские власти превратили в пешеходные зоны, тем самым заставив жителей пересесть с автомобилей на велосипеды или ходить пешком. Чтобы убедить граждан пересесть на экологически чистые автомобили, с 2007 года власти Швеции подняли налог на бензин и дизельное топливо, а с 2009 года убрали таможенные пошлины на этанол. Параллельно в стране начали расширять сеть заправок для машин, использующих альтернативные виды топлива, а также превращать очистные сооружения в заводы по производству биогаза из бытовых отходов. Для тех, кто ездит на электрических и других экологически чистых автомобилей, в Швеции действует развитая система бесплатной парковки. Владельцы таких машин, живущие в центре города, могут получить бесплатный парковочный талон, тем самым сэкономив до 600 евро в год. То же относится и к частным компаниям.

В итоге с 1990 по 2011 год уровень выхлопов CO2 удалось снизить с 5,4 до 3,4 тонн на душу населения. Сейчас в Стокгольме 175 тысяч машин — около 17 % всего транспорта — являются экологически чистыми, а 90 % заправок включают различные варианты биотоплива.

Финляндия

Финляндия была первой страной в Скандинавии, которая ввела налог на углекислый газ. Эти меры коснулись в основном промышленных предприятий, однако вскоре дело дошло и до автовладельцев. Сейчас налог на выхлопные газы в Финляндии зависит от веса транспортного средства и от количества выхлопа CO2 во время езды. Базовый компонент налога составляет от 43 до 600 евро в год. Чем легче машина и чем меньше выхлоп, тем меньше сумма, на которую придётся раскошелиться её владельцу. После того, как в 2008 году этот налог существенно повысили, финны начали чаще выбирать экологически чистые автомобили. До налоговой реформы в 2007 году средний выхлоп углекислого газа от легковой машины в Финляндии составлял 178 г/км, а к 2011 году эта цифра снизилась до 144,8 г/км.
4
Как и в Москве, зимой в Хельсинки уходят огромные усилия на то, чтобы очистить дороги от снега. В 2011 году, когда в финской столице прошёл самый обильный снегопад за последние 50 лет, грузовики вывозили с городских дорог в общей сложности до пяти тысяч партий снега в сутки. Снег при этом сбрасывали в водоёмы, чтобы он таял, а не превращался в ледяную гору. Кроме того, центральная улица в Хельсинки — Aleksanterinkatu, а также отдельные тротуары, отапливаются снизу, таким образом оставаясь почти сухими даже когда кругом лежат снежные заносы.

Дания

Дороги в Дании считаются одними из самых чистых в ЕС — не зря Копенгаген выиграл титул «Зелёной столицы Европы — 2014». Жители датской столицы дорого заплатили за такой успех: ведь налог на покупку автомобиля в Дании составляет 180 % от его стоимости. Кроме того, датчане раз в полгода платят дополнительный «зелёный налог» на машины в зависимости от расхода топлива — от 260 до 9 230 датских крон (от 34 до 1 237 евро). Чем больше топлива расходует автомобиль, тем дороже он обойдётся владельцу.
1
Неудивительно, что при таком раскладе в 2012 году машинами владели меньше трети жителей Копенгагена. Потенциальные автовладельцы вынуждены пересаживаться на велосипеды. За последние несколько лет Копенгаген стал их мировой столицей: 35 % горожан используют этот вид транспорта как основной при поездке на работу. Велосипеды, как правило, даже не пристёгивают замками, а просто оставляют на парковках, в специальных парковочных складах возле станций метро, а также вповалку рядом с домом.

В ближайшее время в Норвегии запустится завод по производству биогаза, который, будет превращать бытовые отходы в топливо

Подтянутых, хоть и не всегда довольных жителей Копенгагена можно увидеть на велосипедах, часто с прицепами в виде детской коляски, в любую погоду, в том числе в дождь, метель и снегопад. Эффект налицо: в Копенгагене чистые дороги и воздух, практически полностью отсутствуют пробки (в них просто некому стоять). Однако в пользу этих общественных благ приходится частично отказаться от личного комфорта, на что согласны далеко не все. В последнее время доходы Дании от налогов на топливо стали падать. Это связано с тем, что сегодня всё больше автомобилей соответствуют экологическим стандартам, по сравнению с тем, когда было объявлено об их сборе.

Норвегия

Нефтяное богатство не помешало Норвегии всерьёз заняться модернизацией транспорта. Официальный девиз Норвежской дорожной администрации: «Транспорт не должен причинять серьёзный ущерб человеку и природе». Хотя налоги на автомобили, как и в других скандинавских странах, здесь очень высоки, норвежское правительство не взимает пошлины за ввоз электромобилей. Благодаря этому в октябре 2013 года электрический Nissan Leaf стал самым покупаемым в стране.

Кроме того, электромобили имеют право ехать по выделенным полосам для общественного транспорта и бесплатно парковаться, что обеспечивает Норвегии самые тихие и экологически безвредные пробки. Общественный транспорт тоже активно приводят в соответствие «зелёным стандартам»: в 2009 году власти Осло в качестве эксперимента перевели 80 городских автобусов на биогаз. Результат понравился, и в ближайшее время в Норвегии должен запуститься завод по производству биогаза, который, как планируется, будет превращать один килограмм бытовых отходов в 0,13 литра топлива. Как и в Финляндии, некоторые из пешеходных улиц в Осло отапливаются зимой, в том числе главная пешеходная улица города Karl Johan Gate, а также отдельные тротуары в центре. Однако этот способ могут позволить себе только самые богатые страны, и то максимум для одной-двух главных улиц города. В остальном вся надежда на снегоуборочную технику и экологически чистый транспорт, при котором снег не окрашивается в чёрный цвет.


Возврат к списку




Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные...
Подробнее
Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные с помощью файлов cookie, журналов истории доступа и web-счетчиков. Согласно Федеральному закону «О персональных данных» мы обязаны сообщить вам об этом. Продолжая работу с ресурсом, вы выражаете согласие на обработку ваших данных. Более подробная информация размещена в разделе «Политика конфиденциальности»