Москва,
Краснопресненская набережная 12, подъезд 6, оф 1612

Дороги без снежных заносов и гололеда: как федеральные трассы готовят к зиме

10.10.13 Стенограмма

Вступительное слово ведущего.

Добрый день, мы приветствуем интернет-аудиторию РБК, журналистов, собравшихся в пресс-центре, и нашего гостя - руководителя Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Романа Владимировича Старовойта.

Также сегодня с нами на связь выйдут представители подведомственных учреждений Росавтодора в субъектах РФ:

- Упрдор "Россия" (Тверь) - заместитель начальника Воронин Всеслав Владимирович;

- Упрдор "Центравтомагистраль" (Москва) - начальник Жирков Юрий Александрович;

- ДСТО "Санкт-Петербург" - начальник Петушенко Вячеслав Петрович;

- Упрдор "Холмогоры" (Вологда) - начальник Чупров Константин Викторович.

Синоптики прогнозируют аномально холодную зиму. Природа преподнесла сюрпризы на Дальнем Востоке. С каким результатом федеральные дорожники подходят к зиме? Удастся ли не допустить повторения дорожного коллапса на трассе М-10 "Россия"? Как оценивается готовность к зимнему периоду подведомственных Росавтодору учреждений в субъектах РФ? Еще один интересный вопрос - это противогололедные реагенты. Его мы тоже коснемся.

В ходе интернет-пресс-конференции прозвучат ответы на вопросы пользователей сайта www.rbc.ru. Журналисты также смогут задать свои вопросы как в режиме удаленного доступа, так и сразу после нашей вступительной части.

Вступительное слово Р.Старовойта.

Доброе утро, уважаемые коллеги. Действительно весеннее-летний сезон 2013г. выдался непростым не только для дорожников, но и для сельского хозяйства и в целом для экономики страны. Мы все знаем о страшной паводковой ситуации на Дальнем Востоке. И сегодня ситуация в основном и в целом стабилизировалась. Мы сегодня в 8:00 мск проводили с замминистра транспорта О.Белозеровым совещание в режиме видеоконференции и, к сожалению, готовы констатировать, что вода в Хабаровском крае, в Комсомольске-на-Амуре еще не везде ушла и паводковые явления сохраняются. Страшно это тем, что уже наступают холода. И буквально на следующей неделе метеорологи нам предсказывают устойчивый минус. Поэтому ситуация на Дальнем Востоке широко освещается и нами, и правительством. Действует правительственная комиссия, возглавляемая полномочным представителем в Дальневосточном федеральном округе, заместителем председателя правительства Юрием Петровичем Трутневым. Очередное заседание этой комиссии состоится 15 октября в Благовещенске, то есть здесь работа идет и контролируется постоянно.

Если говорить про Центральную Россию, то вы сами видите, что практически весь август был дождливый, и по окончании сезона дорожники столкнулись с проблемой по завершению ремонтно-строительных работ. Мы были вынуждены ожидать так называемые "окна" в погоде. Но в целом по ремонтным и строительным работам мы выходим на показатели федеральной целевой программы, может быть, даже их превысим. Мы так пока для себя видим, что на 140% мы готовы выйти с учетом того, что в других регионах, где погода позволяла, подрядчики нарастили мощности и сделали небольшой прорыв.

Вопрос: Как Вы оцениваете готовность к зимнему сезону подведомственных Росавтодору учреждений в субъектах РФ, которые отвечают за управление автодорогами?

Р.Старовойт: Росавтодор и его подведомственные учреждения начали готовиться к зиме, начиная с 30 мая 2013г., планомерно выходя на начало сезона. И можно сказать, что с 1 октября 2013г. у нас уже, в соответствии с распоряжением, все федеральные трассы переведены в режим зимнего содержания. И мы сейчас фиксируем 100-процентную готовность по всей территории РФ, в основном это северная часть. На юге еще несколько управлений дорог, где у нас лето. В Сочи сегодня порядка +20. Поэтому там работа по подготовке к зиме будет завершена к 1 ноября.

2 октября в режиме видеоконференции в Росавтодоре прошло совещание с руководителями и начальниками подведомственных учреждений, с начальниками дорог, где они отчитались о ходе подготовки к зимнему периоду в целом. Готовность у федеральных дорожников есть ко всем сюрпризам погоды и значительно выше, чем готовность по всем показателям в прошлом году. В первую очередь я бы, наверное, это связал с тем, что в прошлом году нами были заключены долгосрочные контракты на содержание дорог. Мы заключили контакты на 5,5 лет в отличие от прошлых периодов, где контракты заключались на один год. Теперь у подрядных организаций есть четкая перспектива, есть четкая возможность планировать свою деятельность, приобрести современную технику, вступить в лизинговые программы и планомерно готовиться к сезону.

Ведущая: У нас на связи начальник Упрдора "Холмогоры" (Вологда) Чупров Константин Викторович. Расскажите, как прошла проверка и как Вы оцениваете сегодняшнюю готовность трассы к работе в зимних условиях?

К.Чупров: Уважаемые участники пресс-конференции, хочется отметить, что такого рода проверки по подготовке к зиме плановые и проходят ежегодно. В сентябре она завершилась у нас, и проверялись не только подготовка к зиме и содержание, но еще и объекты ремонта, а также капитального ремонта и строительства, которые производились у нас в текущем году.

Особенное внимание при проверке по подготовке к зиме обращается на наличие противогололедных материалов, качество заготовленных материалов, текущая обстановка на дороге, содержание мостов и путепроводов, а также наличие документации и проектов производственных работ у подрядных организаций. По факту у нас на сегодняшний момент было 5% несоответствия. Но те недочеты, которые были выявлены, и замечания, которые были сделаны, мы все поправили, и мы к зиме готовы.

Что касается заготовки материалов и готовности баз, то у нас машины, механизмы и техника и базы готовы на 100%. Противогололедные материалы и реагенты - это 90% пескосмесь и 90% соли. Мы идем по утвержденному плану. На сегодняшний момент мы обладаем всем необходимым на содержание на заезд на 218 единиц техники, все они оснащены системой ГЛОНАСС. Мы их всех видим, не только мы, но и Росавтодор.

Далее, у нас 42 комплексные метеостанции, которые позволяют нам прогнозировать гололеды и, соответственно, своевременно реагировать на то, чтобы исключить возможность гололеда на дороге. По сути, мы живем на севере. Хочу сказать, что снег у нас уже был, были предпосылки к образованию гололеда. Но у нас подрядчики отработали. И на сегодняшний момент на каждой базе у нас находится по комбинированной дорожной машине, которая готова к работе в ночное время.

Вопрос: Какие выводы были сделаны Росавтодором по итогам предыдущей зимы? Какие нововведения будут применяться для того, чтобы избежать образования снежных заносов, как, например, были зафиксированы в прошлом году на трассе М-10 "Россия"?

Р.Старовойт: Во-первых, как я уже сказал, мы заключили долгосрочные контракты на 5,5 лет, и на сегодня у нас есть надежная подрядная организация, которая обеспечивает содержание дороги М-10, в частности. Я напомню, в прошлом году коллапс пришелся на время смены одного подрядчика на другого. Здесь отчасти, наверное, была одна из причин такого несвоевременного реагирования на мощный снег.

Кроме того, мы запланировали на конец октября, то есть на конец текущего месяца широкомасштабные учения на трассе М-10 с участием сотрудников МЧС и ГИБДД. Мы планируем провести эти учения на территориях Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областей, как раз где и проходит трасса М-10. Это самая загруженная трасса в РФ, там трафик такой - за сутки проходит до 100 тыс. автомобилей. Поэтому мы в первую очередь обращаем внимание на этот регион. И хочу доложить, что мы с опережением графика подготовили противогололедные реагенты.

Для справки могу сообщить, что более 100 тыс. куб. м песка заготовлено на М-10, около 30 тыс. тонн - реагентов, жидких противогололедных материалов - 20 тыс. тонн и песко-соляной смеси - 167 тыс. тонн. Ну, более подробно мы услышим все это от В.Воронина.

>h3> Ведущая: Сейчас мы услышим Всеслава Владимировича Воронина, г.Тверь. У нас на связи управление, которое отвечает за содержание самой загруженной трассы страны. Как Вы оцениваете ситуацию на сегодня, как Вы оцениваете готовность? Что предпринято для исключения заторовых ситуаций на автодороге М10 "Россия"?
В.Воронин: Добрый день, Роман Владмирович, добрый день уважаемые коллеги. Заместитель начальника управления Воронин Всеслав Владимирович. В 2014г., в целях оперативного принятия мер из-за изменения погодно-климатических условий, управлением дополнительно принят ряд мер с целью недопущения заторовых ситуаций зимы 2012-2013г. А именно: созданы мобильные бригады, укомплектованные специальной техникой и оборудованием, способным в кратчайшие сроки демонтировать барьерные ограждения и организовать реверсивное движение. Вместе с тем, при возникновении аномальных погодных условий, обилии снегопада, метели организовано круглосуточное дежурство тяжелой техники, способной осуществлять эвакуацию и перемещение крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств. Между службами ГИБДД, МЧС и подрядными организациями заключены трехсторонние соглашения о взаимодействии. Также в 2013г. управлением дополнительно установлено 10 видеокамер в наиболее проблемных местах. Таким образом, общее количество видеокамер составило 51, что при подсчете перекрывает каждые 10 км. И, соответственно, 41 метеостанция установлена через каждые 14 км, что позволяет круглосуточно дежурно-диспетчерской службе практически в онлайн-режиме отслеживать ситуацию на покрытии, температуру воздуха и в целом осуществлять надзор за дорогой.

Вопрос: Как будет построено взаимодействие специалистов Федерального дорожного агентства с другими ведомствами - ГИБДД, Гидрометцентром и т.д.? Смогут ли автомобилисты получать информацию о возможных трудностях на дорогах заранее?

Р.Старовойт: Мы уже слышали, что Всеслав Владимирович затронул эту тему, и на самом деле решения по взаимодействию, конечно же, вырабатываются на местах. И одна из причин прошлогодней ситуации на М-10 в том, что не была в достаточной мере скоординирована работа службы МЧС, МВД и дорожных служб. В этом году непосредственно на трассе (вы уже слышали) ситуацию исправили. Заключено трехстороннее соглашение. Кроме того, Росавтодором по поручению Минтранса РФ буквально две недели спустя после разрешения ситуации на М-10 был разработан трехсторонний регламент взаимодействия между МЧС, МВД и Росавтодором. Это очень большой и подробный документ, альбом довольно толстый. Мы фактически в весенне-летний период занимались согласованием этого документа. У нас есть уже согласование МЧС, и вот-вот на днях мы ожидаем получить подпись МВД. Буквально перед началом нашего мероприятия звонили туда, и нам обещают до конца месяца этот регламент утвердить, опубликовать и довести до всех сотрудников наших служб на местах для того, чтобы каждый понимал, в какой ситуации и как ему нужно действовать, куда звонить, кто кого эвакуирует, какие документы при этом оформляются, потому что на сегодняшний момент на федеральном уровне, к сожалению, таких документов нет. На местах мы видим, они в отдельных регионах принимаются, но мы пытаемся это сделать на федеральном уровне. Я надеюсь, что нам это удастся.

Кроме того, у нас круглосуточно работает в Росавтодоре ситуационный центр. На сайте Росавтодора указан телефон, он 24 часа включен, там сидит диспетчер. Он готов оперативно реагировать на все сигналы, поступающие как с дороги от пользователей, так и от наших подведомственных учреждений и правлений. Кроме того, в некоторых управлениях есть подобные ситуационные центры и уже на местах с местными номерами телефонов. Они также оперативно реагируют и доводят через средства информации информацию до пользователя автодорог путем оповещения. Мы в этом году будем применять активно 15-й канал радиостанции, которым пользуются в основном дальнобойщики. Это общепринятый канал связи между водителями. Кроме того, через СМИ, в том числе, надеемся, и через вашу площадку, доводить информацию до пользователей автомобильных дорог о возможных проблемах, возникающих на дороге.

Вопрос: Какой объем специализированных и противогололедных материалов заготовлен и планируется задействовать для обработки дорожного покрытия?

Р.Старовойт: Подготовка и заготовка противогололедных материалов идет в течение всего года, потому что это довольно значительный объем. Нам требуется на обработку федеральных трасс порядка 5,5 млн тонн различных противогололедных материалов. Это и соль в чистом виде, песко-соляные смеси, растворы, специальные химические реагенты. И на сегодня по состоянию на начало октября это 90% от общей потребности противогололедных материалов. То есть нам 10% еще предстоит заготовить противогололедных материалов и вывезти на базы подрядных организаций, обеспечивающих содержание и эксплуатацию дорог. Работа ведется планомерно.

Я хочу сказать, что особое внимание и особая ответственность дорожников, а в основном Росавтодора, будет связана с зимнем содержанием автодорог, задействованных на зимних Олимпийских играх в Сочи. Сезон уже начался, в горах Сочи уже выпадал первый снег. Поэтому у нас 100% техники и материалов там уже заготовлено, техника выставлена на позиции, и обещаем оперативно реагировать на все погодные явления, чтобы гости Олимпиады, спортсмены не столкнулись с трудностями по прибытии на Игры.

У нас проходили серьезные тренировки в прошлом году, и в этом году уже проходила межведомственная штабная тренировка под эгидой Оргкомитета Сочи-2014, где задействованы все ведомства в легенде, в том числе был сход лавины. Но перед легендой, буквально перед Сочинским экономическим форумом, вы знаете, были в Сочи проливные дожди, входило два селя на дороги, как раз задействованные в олимпийском трафике. Репетиция уже была. И мы надеемся, что тяжело в учении, но в бою будет легко.

Ведущая: Давайте от г.Сочи вернемся в центр России. Одна из самых сложных и обширных в управлении сетей федеральных трасс находится в управлении ФКУ "Центравтомагистраль", в том числе это и федеральные трассы Подмосковья. У нас на связи начальник ФКУ "Центравтомагистраль" Юрий Александрович Жирков, который и расскажет нам сейчас о готовности его дорожного хозяйства к работе в зимних условиях.

Ю.Жирков: Управление дорог "Центравтомагистраль" обслуживает 2,3 тыс. км федеральных автомобильных дорог, из которых 11 вылетных автодорог и 2 кольцевые - это московское малое и большое кольца. Интенсивность движения на выходах из Москвы достигает 120 тыс. автомобилей в сутки. Для содержания автомобильных дорог задействовано 5 подрядных организаций. Подрядными организациями и "Центравтомагистралью" для работы в зимний период заготовлено 300 тыс. тонн реагентов, подготовлено свыше 700 единиц дорожной техники. В настоящее время производственные подразделения уже переведены на круглосуточный режим работы. В каждом подразделении созданы оперативные группы для использования их для предотвращения чрезвычайных ситуаций (ЧС). Для контроля за работой и состоянием автодорог используется 64 дорожные метеостанции и 90 видеокамер. Дорожная техника на 100% оборудована системами ГЛОНАСС также для контроля. Считаю, что к зиме мы готовы.

Вопрос: Сколько дорожной и снегоуборочной техники планируется задействовать для работы на федеральных трассах в зимний период? Сейчас мы услышали, как нам докладывают по регионам, а какова общая картина?

Р.Старовойт: Я хочу сказать, что, во-первых, Жирков Юрий Александрович - один из опытнейших специалистов именно по содержанию, потому что в свое время он возглавлял организацию, которая занималась содержанием дорог в Московской области, поэтому его опыт и знания мы высоко ценим. Поэтому, если он говорит, что готовы, значит, это 100-процентная готовность.

Действительно, одной из важных составляющих в зимнем содержании является наличие специализированной техники и на все 50 тыс. км федеральных автодорог потребуется и уже заготовлено более 9 тыс. единиц техники. Если разбивать на классификацию, то это около 4 тыс. комбинированных дорожных машин, 1 тыс. 300 автогрейдеров, 1 тыс. 500 экскаваторов и погрузчиков и 1 тыс. 500 тракторов со снегоочистительным оборудованием, а также несколько сотен роторных снегоуборочных машин, которые используются на магистралях федеральных трасс. Техника готова, и я еще раз говорю, что пятилетние контракты на содержание позволили подрядным организациям через лизинговые программы, кредитные программы существенно обновить парк техники. И нам очень отрадно было видеть современные технологичные машины, многофункциональные, с навесным оборудованием различного назначения. Я надеюсь, качество работ, производимых этими машинами, мы все с вами увидим как пользователи на федеральных трассах в этом сезоне.

Вопрос: Давайте все-таки вернемся к реагентам. Всех нас интересуют вопросы безопасности этих средств. Не будет ли повторения аналогичных конфликтных ситуаций, как было в прошлом году между ДСТО "Санкт-Петербург" и ОАО "Ленэнерго" по вопросу воздействия реагентов на окружающие объекты?

Р.Старовойт: Да, качество реагентов и их химический состав всех беспокоят, потому что когда мы говорим о химии, то все сразу думают об экологии, о жизни и здоровье людей. Мы применяем химические реагенты исключительно в соответствии с ГОСТ-Р50597-93, и только по этому ГОСТу применяются реагенты. И они не просто соответствуют ГОСТу, а они апробированы на наших трассах многолетним опытом использования, подтверждены экологическими сертификатами, и мы уверены в том, что эти реагенты не принесут вреда ни здоровью людей, ни экологии. Хочу сказать, что в разное время применялись разные реагенты. Сейчас средства Дорожного фонда позволяют применять современные, высококачественные реагенты, потому что 4 года назад я сам видел, как местные дорожники использовали в качестве противоснежной обработки морскую воду. Это тоже рассол, тоже соль, это тоже работает, но вот от такого мы уже отошли, у нас современная хитмия, которая не наносит вреда.

Ведущая: На тему использования зимних реагентов постоянно пытаются спекулировать, как я уже сказала. Один из примеров - это прошлогодняя ситуация с "Ленэнерго". Сегодня с нами на связи начальник ДСТО "Санкт-Петербург" Вячеслав Петрович Петушенко. Он попытается развеять какие-то мифы и рассказать, чего ожидает его организация, его управление от ближайшей зимы.

В.Петушенко: Добрый день. В 2009г. и в 2013г. на сетях "Ленэнерго" были отключения веерные электрических сетей. Не нашли ничего лучше, как обвинить дорожников в этой ситуации. Мы разбирались, привлекали независимых специалистов для оценки этого состояния. На самом деле, сегодня все обвинения с дорожных реагентов, при использовании на Кольцевой дороге и, в том числе, на федеральных трассах других, были сняты, поскольку мы действительно применяем современные материалы на основе мочевины. Для обывателя могу сказать, что та же мочевина используется в качестве удобрений для лучшего роста растений и газонов, поэтому и в химическом составе нет ни окисей, ни железа, ни других материалов. Поэтому совершенно четко очевидно, что сегодня наши реагенты не могут быть причиной таких блокад.

Тем не менее, мы совместно с "Ленэнерго" и со всеми заинтересованными организациями работаем, принимаем на себя дополнительные обязательства по содержанию дороги в таких конкретных местах: снижаем скорость, выделяем большее количество техники, уменьшаем концентрацию материалов, делаем упор при уборке снега в таких сложных климатических условиях на механическую горку и уменьшение количества реагентов. Но, тем не менее, без реагентов мы никак не обойдемся, потому что на той же Кольцевой интенсивность движения очень большая, а это - безопасность людей.

В этом году мы продолжаем и будем продолжать применять современные химические материалы, в том числе у нас сейчас будет другой поставщик, но тот же химический состав. Поэтому в зиму мы смотрим с уверенностью, и работа построена таким образом, что из-за дорожно-климатических условий и применения реагентов проблем не будет.

"РБК-Башкортостан": Будет ли розниться состав противоледных реагентов на территории страны в зависимости от климатических и других условий? К примеру, горный участок трассы М5?

Р.Старовойт: Это хороший вопрос, потому что, когда мы говорим о наборе разных противогололедных средств, мы как раз подразумеваем различные материалы для использования при различных температурах, различных видах осадков, состояние дороги и, конечно, геометрия дороги. Поэтому, если мы говорим о горных участках, где автолюбители, а в особенности тяжеловесы, сталкиваются в основном с проблемой подъема или спуска, с большим уклоном участков дорог, то, конечно, там будут применяться в основном абразивные средства с соляной смесью. Они устанавливаются как обычные ящики с песком для того, чтобы водитель сам мог воспользоваться - подсыпать в случае необходимости. Если это не будет получаться, то нами, как правило, в таких местах (они уже известны автолюбителям) устанавливается дополнительная тяжеловесная техника для того, чтобы можно было обеспечить проезд дороги, либо поднять автомобиль, либо убрать его на обочину, для того, чтобы можно было отремонтироваться.

Пользуясь случаем, я призываю автолюбителей готовиться к зиме, потому что прошлая неделя у нас показала, как всегда неожиданно, на трассе "Енисей" в одном месте на перевале выпал снег. Водители находились в летних шлепанцах, прошу прощения, и в шортах. И кляли дорожников, что мы плохо подготовились и не оказываем своевременно помощь, хотя в течение получаса дорога была обработана (там выпал мокрый снег), асфальтобетон был доведен до "черного состояния", как говорят профессионалы, и движение можно было продолжить. Поэтому я призываю автолюбителей, своевременно менять резину и готовиться к зимнему содержанию, как это делаем мы.

Л.Такадзе (журнал "Дороги России 21 века"): Из услышанного очевидно, что работники готовы к зимнему сезону, но готовы ли сами участники движения? Существуют ли какие-то меры воздействия на несознательных участников дорожного движения, которые несвоевременно подготавливают свои транспортные средства к зиме? Потому что мы знаем, что не только работа дорожников, не только погодные условия влияют на некоторые чрезвычайные ситуации, но также отсутствие зимней резины, отсутствие цепей у большегрузных транспортных средств. Есть ли какие-то меры воздействия, например, на большегрузы, которые перегружены, когда идет оценка их веса? В этом направлении существуют ли какие-то меры?

Р.Старовойт: Вопрос как раз к развитию информации, которую я дал. К сожалению, Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) не имеет полномочий к принуждению автолюбителей использовать те или иные технические средства. Здесь мы для себя видим задачу своевременно информировать о наступлении неблагоприятных погодных условий, выход нашей техники своевременно на дорогу, чтобы обеспечить проезд. В том числе и сегодняшнее наше мероприятие направлено на информирование и призывы к пользователям готовиться к зиме и менять резину, кому требуется в зависимости от трассы, готовить цепи противоскольжения и вообще готовить автотранспортные средства.

Вы обратите внимание, мы очень редко используем такой способ для очистки дорог, хотя у нас есть на это полномочие, как закрытие трасс. В Европе и в США это обычное дело - когда идет сильный снег, трасса просто перекрывается на время уборки дорожного покрытия. Мы стараемся это не использовать, потому что наши трассы и так перегружены, и интенсивность движения существенна. И закрытие даже на несколько часов приведет к коллапсу, потому что надо водителям где-то отстаиваться, иметь топливо, продукты питания и т.д., поэтому нам приходится приводить в соответствие дорогу параллельно с интенсивным трафиком.

А.Ковригина (Агентство транспортных новостей): В прошлом году после коллапса на М-10 многие депутаты высказывали идею о том, чтобы законодательно обязать менять резину, возить с собой лопаты, цепи и т.д. Как Вы думаете, стоит ли это делать именно законодательно, нормативно, вводить какие-то штрафы и обязывать водителей? И как это отразится на ситуации зимой?

Р.Старовойт: Мое мнение, что можно вводить законодательно использование резины в промежуток времени, когда у нас зима, в зависимости от региона, как это делается за границей. Все знают, особенно жители Санкт-Петербурга и Ленинградской области или москвичи и жители других городов, кто едет в Финляндию, все знают, что с 1 ноября в Финляндию без зимней резины просто не въедешь. И то же самое по весне - с 1 мая зимняя резина запрещена, и машину надо готовить к соответствующему сезону.

Но я понимаю ваш вопрос, и этот вопрос после М-10 очень широко обсуждался, в том числе и на площадке Госдумы. Но к консенсусу пока не пришли, пока он не принят.

С.Табунов (газета "Гудок"): Как быть тем водителям, которые едут с севера на юг? На севере заморозки, и они уже одели зимнюю резину, а на юге еще +20 градусов и там зимняя резина попортит дорогу. Как быть в такой ситуации? И планируются ли в обозримом будущем какие-то пункты для переобувки автомобилей в межсезонье?

Р.Старовойт: Что касается тех, кто пересекает страну с севера на юг и переезжает из разных климатических зон, им мой совет: автомобиль нужно готовить к более суровым условиям, поэтому зимняя или шипованная резина только приветствуется. Нанесенный вред на "дорожную одежду" минимален по сравнению с тем риском, который понесет водитель при преодолении сложных участков. Тем более, что автодороги в принципе рассчитаны, и шины проектируются с таким условием, чтобы они могли использоваться на типовом асфальтобетоне. Конечно, вопросы к колееобразованию есть, но они связаны в большей степени с высокой интенсивностью на наших дорогах, хотя мы с этим тоже работаем. Но это отдельная тема.

Если говорить про площадки сервиса, на которых можно произвести техническое обслуживание автомобиля, в том числе замену резины, то, как правило, на европейской части нашей страны такие сервисные станции или объекты придорожного сервисного обслуживания в достаточных количествах есть, даже на такой трассе не с высокой интенсивностью и отдаленной, как Чита-Хабаровск. Я сам в июне этого года проехал всю эту трассу (это более 3 тыс. км) и по опыту хочу сказать, что на дистанции 50-100 км есть и заправочные станции, и кафе, и какой-то сервис. Может, не везде он для большегрузов подходит, но легковой автомобиль там можно отремонтировать, в том числе поменять резину.

Есть дороги, над которыми нам надо отдельно работать. Но, к сожалению, заставить бизнес прийти на нашу дорогу и развить придорожный сервис, у нас таких полномочий нет. Поэтому для себя мы видим задачу в том, чтобы создать условия для развития бизнеса, комфортного пребывания и развития своего бизнеса и своих сервисных услуг.

Ранее я рассказывал, что в Росавтодоре была сформирована рабочая группа по объектам придорожного сервиса и по развитию этого направления, куда вошли представители федеральных органов исполнительной власти, задействованных в этих мероприятиях, а также мы при рабочей группе создали экспертный совет, куда пригласили представителей сервиса, которые заинтересованы в развитии этого сервиса, - это нефтяные компании, отельеры, те, кто занимается магазинами, в том числе сервисные станции. Концепция развития придорожного сервиса или объектов придорожного сервиса разработана Росавтодором. Проекты этой концепции на прошлой неделе направлены в Министерство транспорта РФ. Мы ожидаем, что ко Дню дорожника на следующей неделе мы получим одобрение этой концепции, в соответствии с которой мы планируем запустить первые пять пилотных проектов до конца 2014г. Первый из них будет на Кольцевой автодороге Санкт-Петербурга, по которой В.Петушенко сейчас докладывал. Вот на его дороге один из первых объектов должен появиться. Это большая работа и здесь нужно будет дорогу разбивать на лоты и давать дорогу как с высокой интенсивностью и положительными показателями по финансовой модели, так и в нагрузку дать те участки дорог, которые не очень привлекательны, но нам надо закрывать эти дистанции, чтобы пользователю было удобно и комфортно ехать на любом участке дороги.

В.Задиран (журнал "Твоя дорога"): Существует ли в Вашем ведомстве статистика аварийная в зависимости от сезонности и какова ее динамика? Какие аналитические выводы можно сделать из нее, с точки зрения управления рисками, помимо технических, например сезонное автострахование?

Р.Старовойт: Статистика есть, я, к сожалению, сейчас не готов назвать цифры. Но она безусловно есть, потому что совместно с ГИБДД мы ведем учет всех ДТП, которые происходят на нашей сети. Более того, мы провели большую аналитическую работу и подготовили программу по борьбе с очагами аварийности. Очаги аварийности возникают не только вследствие погодных условий, но и по ряду других причин, поэтому, в зависимости от причины, мы определили, где какие технические решения можно применить. Проект этой программы у нас сейчас находится в ГИБДД, в МВД на согласовании. Я ожидаю, что в ближайшее время, коллеги его вернут нам в согласованном виде.

Но если коротко, то мы определили очаги аварийности и по каждому очагу дали предложения по его ликвидации. Что это такое? Освещение, развязка на нескольких уровнях, установка барьерного ограждения, дополнительного ограждения, дополнительная разметка, перенос автобусных остановок - весь комплекс мер, который может повлиять на наличие или отсутствие такого очага. И дополнительно как подпрограмму борьбы с очагами аварийности мы приняли для себя программу строительство надземных переходов по всей стране. Это очень большой документ, он уже утвержден. Это как составная часть большой программы, но мы уже начали ее реализацию. Мы определили необходимость строительства таких объектов, а самое главное - определили источник финансирования и в какой промежуток времени будет осуществлено строительство. Это подпрограмма также согласована с ГИБДД, потому что у нас база данных, они в принципе идентичны, но наша задача была - совместить, чтобы мы одинаково понимали суть проблемы.

Работа ведется, в том числе, и по зимнему содержанию. Там тоже есть понимание по тому же барьерному ограждению. Где-то необходимо через реконструкцию менять радиусы поворотов или уклонов. Поэтому мы такую работу ведем.

А.Ботев (информационный портал "ДорИнфо"): Вопрос по поводу дорог Дальнего Востока. Роман Владимирович, Вы сказали, что движение будет восстанавливаться в три этапа, и на первом этапе дороги сделают проезжими. Соответственно, они будут работать не в нормативном режиме. В связи с этим есть какие-то особенности подготовки к зимнему сезону на этой разрушенной дорожной сети, приведенной к проезжему состоянию?

Р.Старовойт: Хороший вопрос. Я еще раз говорю, что сегодня видеоконференцию проводили с Дальним Востоком. Готов доложить, что на сегодняшний момент, к сожалению, первый этап не везде завершен и не на всех участках дорог и инженерных объектах обеспечен проезд, но это единицы. В основном, это Хабаровский край и Амурская область, один участок дороги Еврейской автономной области. Можно посчитать на пальцах двух рук. И мы видим, что до конца октября по всем этим объектам будет обеспечен проезд, нам коллеги доложили.

Если говорить про особенности зимнего содержания, то дополнительно будут установлены соответствующие знаки по ограничению скорости, "Препятствие" и дополнительные барьерные ограждения, чтобы водители могли ориентироваться, где край разрушенной дороги и опасный поворот, например. Но в целом дороги будут приведены в такое состояние, что они могут быть совершенно спокойно использованы зимой для проезда, а следующий сезон мы будем доводить их до ума, как я говорил ранее, в два этапа до 2014г.

В.Задиран (журнал "Твоя дорога"): Три года назад была сдана трасса Чита-Хабаровск. Удалось ли за это время сделать какие-то эксплуатационные наблюдения или выводы, в частности с точки зрения контрактов жизненного цикла, которые предполагалось внедрять?

Р.Старовойт: Строительство трассы Чита-Хабаровск велось не по контракту жизненного цикла, а велось это строительство еще с 60-х годов прошлого века, и мы три года назад просто завершили ту работу, которую наши предшественники начинали. И, наконец, у нас есть автодорожное соединение Владивостока с Москвой.

Если говорить про содержание этой трассы, то, конечно, оно непростое, учитывая климатические условия, рельеф этой дороги (там несколько перевалов у нас есть). И самое главное - мы столкнулись с проявлениями вечной мерзлоты, и те линзы вечной мерзлоты, которые попали под полотно дороги, они оказывают влияние и на полотно дороги. Пользователи дороги сталкиваются с таким явлением, которое получило название у водителей "амурские волны" - это просадки, на которых полотно оседает. Безусловно, мы ведем работы по их ликвидации, несколько раз в сезон мы подсыпаем, асфальтируем, но линзы уходят, и насколько долго этот процесс будет длится, мы не знаем. Мы отдельно разработали программу ликвидации этих просадок, провели научно-технический совет с привлечением специалистов в этой области, в том числе Института мерзлотоведения Якутии, и приглашали двух специалистов из Канады и США, с Аляски, кто сталкивался с этим ранее. Они дали рецензию на нашу программу. Мы сейчас ее дорабатываем в соответствии с их предложениями и будем бороться дальше с этими явлениями.

Но также просадки были и по вине подрядных организаций. Здесь мы включили другой механизм - механизм гарантийного ремонта. И подрядные организации приняли эти участки работ для проведения ремонта.

Л.Такадзе (журнал "Дороги России 21 века"): Скажите, каким трассам, участкам или регионам в зимний период будет уделяться особо пристальное внимание, помимо Дальнего Востока в связи с погодными условиями и помимо Сочинского региона в связи с предстоящей Олимпиадой?

Р.Старовойт: Хороший вопрос, но пользователь сам может определить эти участки. Это участки с наибольшей интенсивностью движения. В первую очередь, это трасса М-10 Москва - Санкт-Петербург, и вторая трасса М-5 "Урал" Москва - Нижний Новгород, вот этот участок является наиболее узким на сегодняшний момент. И учитывая все возрастающую интенсивность и геометрические параметры этой дороги, конечно, там и летом-то непросто, а зимой будет еще сложнее, несмотря на то, что мы в несколько раз увеличили финансирование на реконструкцию этой дороги. И летом, кто пользовался ею, мог видеть, какие широкомасштабные работы ведутся для того, чтобы в ближайшем будущем ликвидировать этот сложный узел. Ну, вот я бы отметил эти две трассы как наиболее интенсивные и загруженные.

Если не смотреть на Дальний Восток, так в районе Новосибирска не все так просто.

С.Табунов (газета "Гудок"): Я бы хотел узнать, кто из Росавтодора будет нести ответственность, если какие-то дороги не будут подготовлены и окажется, что они не готовы к зиме?

Р.Старовойт: Начну, наверное, с методов контроля, с того, как мы осуществляем контроль за содержание автодорог как в зимний, так и в летний период. Во-первых, коллеги, которых мы сейчас заслушали, они являются начальниками этих дорог и заказчиками на содержание этих дорог, поэтому, в первую очередь, контроль осуществляется непосредственно заказчиком. У нас созданы специальные отделы, которые осуществляют контроль за выполнением этих работ и есть специализированный сайт. Он работает в закрытом режиме, но я могу сейчас зайти и посмотреть на участки дорог, которые у нас оборудованы метеостанциями и видеокамерами, которые зимой каждые полчаса делают съемки. Я зимой несколько раз в день заглядываю на этот ресурс, сам контролирую и, в том числе, мои коллеги - заместитель по содержанию, специальное управление. Т.е. контроль на федеральном уровне Росавтодора, контроль заказчика и есть подведомственное учреждение "Росдортехнология", которое находится в Москве. Это независимый проверяющий орган, они следят не только за строительством и реконструкцией автомобильных дорог, но в том числе и за содержанием. Они регулярно проводят специализированные проверки, о которых наши коллеги говорили, как перед началом сезона, так и во время прохождения сезона. Выписываются предписания - в первую очередь отвечает подрядчик, в соответствии с государственным контрактом, который заключен на 5,5 лет. Там предусмотрены санкции за нарушения тех или иных пунктов контракта, в том числе и финансовая ответственность.

Ну, и, конечно, спрос будет с заказчика. Как ситуация на М-10 была, когда мы выявили, что как раз у коллег, которые отвечали за содержание на трассе М-10, там тоже были недоработки. В том числе и методические - не было подписано вот такое трехстороннее соглашение. А у нас случились кадровые изменения. Вы видите - уже другие люди у нас работают на трассе М-10.

Ведущая: Обыкновенный пользователь хочет понимать, кто отвечает за тот или иной участок дороги. Увы, к сожалению, это не всегда понятно.

Р.Старовойт: Это не всегда понятно не только пользователю, но и специалисту. Я сам иногда проезжаю по дороге и спрашиваю коллег: "Это наша?". На сегодняшний момент для понимания в РФ порядка 1 млн км автомобильных дорог. Из них 50 тыс. км - это дороги федерального значения или те дороги, которые находятся в управлении Росавтодора. Остальные 950 тыс. км - это дороги региональные и муниципальные, дороги городов.

Конечно, пользователю, по большом счету, все равно, по чьей дороге он едет. По его мнению, власти отвечают за все. Мы для себя поставили задачу идентифицировать или упростить определение принадлежности автодороги, потому что иногда мне руководители или министр даже звонит: еду там-то, попал в яму, чья дорога? Мне надо посмотреть документы, потом ему перезванивать и сообщать. На сегодняшний момент, въезжая на федеральную дорогу или региональную, предусмотрена установка информационных счетов. Вы, наверное, их все видели, они большого размера - 2 м х 3 м и мелким шрифтом написано название дороги, какая организация отвечает за ее содержание, телефоны дежурных служб, фамилии. На большой скорости движения. даже на 60 км/ч, невозможно прочитать и определить, что там написано. Поэтому мы вышли с предложением в МВД, в ГИББД несколько месяцев назад ввести систему идентификации, как нам кажется, она довольно простая, и мы ее начинаем вводить буквально со следующей недели.

В районе Беслана ведется строительство новой дороги, и мы установили вот такие новые километровые столбики. И вот в таком виде теперь все федеральные дороги будут оборудованы, такими километровыми столбами. На табличке, всем знакомой, синего фона или зеленого (если это магистраль) будет написано слово "Росавтодор", и теперь любой пользователь (специалист это или не специалист) сможет определить принадлежность той или иной автодороги. Замена этих табличек у нас будет вестись планомерно. Мы не в состоянии единомоментно это заменить, поэтому все будет естественно: старые таблички будут приходить в негодность, и мы будем их заменять на новые. Мы думаем, что в течение двух лет мы эту работу завершим, но на всех реконструированных, отремонтированных или вновь построенных дорогах мы уже начинаем их сейчас устанавливать.

Вопрос: Не опасаетесь ли вы, что с установлением таких табличек, на которых будет обозначен хозяин участков дорог, возрастет число жалоб?

Р.Старовойт: Это одна из задач. Идентификацию, кроме самой идентификации, я для себя вижу как знак или подпись того, кто содержит эту дорогу или в чьей ответственности эта дорога находится. Поэтому я предполагаю, что с введением такой системы идентификации мои коллеги будут более тщательно относиться к своим служебным обязанностям и воспринимать это как личную подпись или личный знак качества за тот участок дороги, за который он отвечает.

Возможно, количество жалоб будет больше. Но и сейчас мы получаем большое количество писем с замечаниями - и по городским дорогам, и по региональным. И пользователям неудобно, потому что мы полученное письмо перенаправляем по принадлежности вопроса, там коллеги, пока получат его, пока сформируют ответ. Как говорится, все при деле, все работают, бумаги много тратится. В результате, пользователь долго получает ответ. Поэтому мы надеется, что ускорится и упростится вся система. Надеемся, что наши дороги станут лучше, все делаем для этого.

Заключительное слово ведущего.

На этой ноте мы завершаем. Благодарю Романа Владимировича за сегодняшний столь содержательный разговор. Напомню, что сегодня с нами на связи были дорожники из Санкт-Петербурга, Твери, Вологды, Москвы и Московской области. Благодарю всех, кто помогал нам обеспечивать эту связь.

Мне остается пожелать всем нам хороших дорог нынешней зимой, не только зимой, но и круглогодично, и, конечно, благоприятных погодных условий.

С нашими посетителями сайта мы прощаемся. Спасибо вам за внимание. Благодарю своих коллег за интерес, проявленный к сегодняшнему мероприятию. Напоминаю, что в ближайшие часы на наших интернет-ресурсах появятся стенограмма и полные видео- и аудиоверсии конференции. Надеюсь, что, благодаря им, работать вам будет легче.

Удачного продолжения дня, до новых встреч.


Возврат к списку




Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные...
Подробнее
Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные с помощью файлов cookie, журналов истории доступа и web-счетчиков. Согласно Федеральному закону «О персональных данных» мы обязаны сообщить вам об этом. Продолжая работу с ресурсом, вы выражаете согласие на обработку ваших данных. Более подробная информация размещена в разделе «Политика конфиденциальности»